Учебник: Русский язык. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008.
Раздел: Синтаксис и пунктуация.
Оборудование: изображения смайликов, учебник, карточки с опорной записью, компьютер, проектор, зкран.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, ИКТ, литература.
Содержание урока | ВВремя | Обоснование |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече! Своё настроение от встречи с вами я определяю вот так (показывает смайлик с изображением улыбки. Слайд 1). У вас на столах тоже лежат по три смайлика. Выберите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению. - Как светло стало в классе от ваших улыбок. Это значит, что мы с вами готовы продуктивно сотрудничать. Удачи! | Приветствуют учителя. Выбирают смайлик.  | 12 мин. | Задачи: создание комфортной психологической атмосферы на уроке, включение учащихся в деловой ритм урока. УУД: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей (Л); - развитие способности к мобилизации сил и энергии для преодоления препятствий (Р). |
Мотивация учебной деятельности. | | На этом этапе урока идёт подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения на личностно – значимое. |
1. Работа с текстом. - Ребята, давайте прочитаем текст (Слайд 2). Давно ул…тели в тёплые края ласточки. Давно ул…тели в тёплые края гр…чи. Давно ул…тели в тёплые края др…зды. Наступила х…лодная зима. Летят лё…кие снежинки. Трещит моро…, безжалос…но румянит щёки. Медленно падает обильный снег. Он покрывает всё белым ковром. - Определите тему и основную мысль текста. -Из текста выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы, подберите проверочные слова. 2. Деловая игра «Я – редактор». - Поработаем редакторами. Какие речевые недостатки вы заметили в этом тексте? - Составьте из первых трёх предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации. 1 – Давно улетели в тёплые края ласточки, грачи, дрозды. 2 – Давно улетели в тёплые края ласточки, грачи и дрозды.(Слайд 3) – Запишите в тетрадь первый вариант предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Давно улетели в тёплые края ласточки, грачи, дрозды . – Найдём грамматическую основу предложения. Кто? ласточки, грачи, дрозды Что сделали? Улетели. 3.Репродуктивная беседа – Уточним сведения о главных членах предложения: – На какой вопрос отвечают подлежащие? – Каким членом предложения являются? – К какому члену предложения относятся?
– Какой частью речи выражены? - С какой интонацией произносятся? – Признаки каких членов предложения мы с вами определили ? - Как вы думаете, о чём же мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? 4. Моделирование проблемной ситуации. -А теперь попробуйте определить, какому предложению текста соответствует данная схема? (Схема - на доске). Слайд 2. О,О. -Итак, ребята, давайте разбираться. Безусловно, чтобы решить проблему, с которой вы сейчас столкнулись, нам необходимо знать, строение каких предложений отражает данная схема, что обозначают эти кружочки. | Один ученик читает текст вслух. Формулируют тему и основную мысль текста. Выписывают слова с пропущенными буквами, затем один ученик объясняет орфограммы вслух, остальные слушают, исправляют ошибки. Предлагают варианты ответа на вопрос (в первых трёх предложениях говорится об одном и том же, но указаны разные виды птиц). Составляют и проговаривают предложения. Записывают предложение в тетрадь. Находят подлежащие и сказуемое (коллективная работа) Отвечают на вопросы учителя. - Отвечают на один и тот же вопрос кто? - Являются одним членом предложения. - Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому. Выражены одной и той же частью речи.
- Произносятся с перечислительной интонацией.(Слайд 4). - Признаки однородных членов предложения. Формулируют тему урока (будем говорить об однородных членах предложения). Слайд 5. Испытывают затруднение при выполнении задания, так как не знакомы со схемами предложений с однородными членами. | 4 2мин. 3 3мин. 2 мин. 2 мин. | Работа с текстом позволяет организовать деятельность учащихся по восприятию и переработке текстовой информации (определение темы, основной мысли текста); по организации повторения и применения на практике правила правописания проверяемых гласных и согласных в корне слова, что представляется целесообразным, так как процент ошибок, допускаемых на данное правило, как показывает практика, очень высок. УУД: - формирование ценностных ориентиров (любовь к родной природе) (Л); - осознанное и произвольное построение речевого высказывании в устной форме (К); - умение проводить логические действия (П); - принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р); Данный вид работы способствует формированию культуры речи учащихся, развитию умения находить грамматическую основу предложения. УУД: - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (Л); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П); - коммуникативные УУД; Предметные результаты: - умение редактировать неудачные с точки зрения построения смысловые отрезки текста; - умение находить грамматическую основу предложения. В репродуктивной беседе, включающей в себя задания по морфологии и синтаксису, актуализируются знания учащихся о главных членах предложения, о признаках однородности членов предложения (при наблюдении за подлежащими в предложении), развивается умение различать части речи. Этот вид работы позволяет включить учащихся в работу по формулированию темы урока. УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П); - подведение под понятие, выведение следствий (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - коммуникативные УУД; На этом этапе работы создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, что должно побудить их к поиску новых знаний. УУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению (Л); -наличие мотивации к работе на результат (Л); - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р); - способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); - коммуникативные УУД. |
Постановка учебной задачи. | 3 3мин. | Учить целеполаганию, проектированию собственной деятельности, формировать умение определять причины затруднения особенно важно, так как содержание обучения преобразуется на личностно – значимое. |
- Итак, тема нашего урока – «Однородные члены предложения». Почему у нас возникло затруднение при соотнесении схемы предложения с определённым предложением? - Давайте разбираться. Сформулируем цели нашего урока, используя опорные слова (Слайд 6): Закрепить знания… Научиться… Развивать… Воспитывать…(на примере текста) Помогает формулировать цели урока. Слайд 7. | Отвечают на вопрос ( не умеем строить схемы предложений с однородными членами) Формулируют цели урока. Закрепить знания об однородных членах предложения. Научиться строить схемы предложений с однородными членами. Развивать умение самостоятельно работать с учебником, находить нужную информацию. Воспитывать любовь к родной природе. | | УУД: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (Л); - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (Р); - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (Р); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); - установление причинно – следственных связей (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К). |
Проверка домашнего задания. | | Данный этап урока необходим, чтобы определить глубину усвоения содержания тем «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», связанных с темой данного урока. |
- Чтобы добиться целей, которые мы перед собой поставили, давайте вспомним, что мы знаем о предложении и его членах. Экспресс – опрос. Задание: допишите предложения. Главные члены предложения – это… Подлежащее отвечает на вопросы… Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что он такое? кто он такой?, называется… Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей, называется… Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?, называтся… Обстоятельством называется член предложения, который обозначает, как, когда, где совершается действие, и отвечает на вопросы… -Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал. Давайте двигаться дальше. | Работают письменно в тетрадях, затем один читает написанное, класс слушает, корректирует ответ одноклассника в случае ошибки. подлежащее и сказуемое кто? что? сказуемым дополнением определением где? куда? откуда? как? каким образом? др. | 2 2 мин. | УУД: - установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется (Л); - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); |
Актуализация знаний. | | Этот этап урока позволяет включить учащихся в работу по воспроизведению знаний, умений, необходимых для усвоения нового материала, оценить уровень подготовленности учащихся. |
1. Работа с учебником. - Чтобы достигнуть поставленных целей, вспомним, что мы уже знаем об однородных членах предложения. Ответим на вопросы 2 и 3 нашего учебника на стр. 154. Рубрика «Вспомните!». -Какие члены предложения могут быть однородными? - Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, связанными союзами а, но? - Какие знаки препинания ставятся между однородными членами, связанными только интонацией? Одиночным союзом и? 2. Упражнение на первичное закрепление. Организует фронтальную работу с классом. -Найдите в нашем тексте предложения, в которых однородные члены связаны с помощью интонации, объясните постановку знаков препинания. (Слайд 2) 3. Работа с учебником. Использует приём инсерта и составления опорной записи. - Хорошо, ребята, мы вспомнили с вами все правила, необходимые для нашей дальнейшей работы. А теперь самостоятельно прочитайте правило на стр. 154 и отобразите этот материал в виде опорной записи на карточках (раздаёт карточки с опорной записью). Рядом с каждым пунктом поставьте знак «v»,если материал вам уже знаком, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял. (Слайд 9). Проверяет работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь, выясняет, что знакомо, что оказалось новым, что забыли. | Отвечают на вопросы учебника. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. - Между однородными членами, связанными союзами а, но ставится запятая. - Между однородными членами, связанными только с помощью интонации, ставится запятая. Если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится. (Слайд 8). Выполняют задание ( фронтальная работа). Давно улетели в тёплые края ласточки, грачи, дрозды. Трещит мороз, безжалостно румянит щёки.
Знакомятся с правилом, данным в учебнике, затем заполняют карточки «Признаки однородных членов предложения». Однородные члены предложения: 1) 2) 3) 4) (Однородные члены предложения: 1)(отвечают на один и тот же вопрос); 2)(относятся к одному и тому же члену предложения); 3)(не зависят друг от друга); 4)(произносятся с интонацией перечисления)). Затем один ученик вслух читает свою запись, остальные проверяют и дополняют ответ. (Слайд 10). | 2 мин. 2 2 мин 3 4 мин. | Задачи: -воспроизвести знания об однородных членах предложения, полученные в начальной школе; -способствовать качественному запоминанию правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения посредством проговаривание его во внешней речи . УУД: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется (Л); - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К). Задачи: развивать умение опознавать в тексте предложения с однородными членами, опираясь на знание признаков однородности, обосновывать выбор знака препинания при однородных членах, применять теоретические знания в практической ситуации, обосновывать свою точку зрения. УУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению (Л); - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); - коммуникативные УУД; Задачи: систематизировать знания об однородных членах предложения, определить пробелы в знаниях учащихся (теоретический материал, изложенный в учебнике, знаком учащимся), развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, структурирования знаний. УУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению (Л); - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов (П); - структурирование знаний (П). |
Физкультурная минутка. | 22 мин. | Данный этап урока необходим, чтобы организовать отдых учащихся для более продуктивной последующей работы. |
Организует отдых учащихся. - Ребята, а теперь немного отдохнём. Читаем хором и вместе выполняем действия (Слайд 11). - Мы немного отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками – 1-2-3, Дружно топаем ногами 1-2-3. Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор. | Выполнение упражнений. | | УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни (Л); - развитие этических чувств, доброжелательности (Л); |
VII. Изучение нового материала. | | Это главный этап работы на уроке. Работа с материалами учебника поможет учащимися усвоить новые знания и способы действий по составлению схем предложений с однородными членами. |
1. Работа с учебником. - Снова обратитесь к учебнику, самостоятельно изучите материал на стр.155 «Запомните обозначения». 2. Беседа. -Схемы каких предложений представлены в учебнике? - Как обозначаются в схемах однородные члены? 3. Работаем с рубрикой «Понаблюдайте» на стр. 155. Организует фронтальную работу с классом. –Хорошо, ребята, ну а теперь давайте решим ту проблему, с которой мы столкнулись в начале урока: какому предложению соответствует схема. Свой ответ обоснуйте. (Слайд 2) | Знакомятся с материалом учебника. Отвечают на вопросы -Схемы предложений с однородными членами. - Однородные члены обозначаются кружочком. Выполняют задание, объясняют свой выбор (отвечают два – три ученика). | 2 2 мин. 2 2 2 мин. | Задачи: развивать умение работать с источниками информации, самостоятельно добывать новые знания. УУД: - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); Задача: обобщение нового материала с проговариванием во внешней речи. УУД: - извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); - коммуникативные УУД; Задачи: формирование умения соотносить предложение с его схемой, объяснять выбор знаков препинания при однородных членах. УУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению (Л); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); - коммуникативные УУД. |
VIII.Первичное применение и проверка знаний. | | Данный этап урока логичен после усвоения новых знаний. Формирование умения использовать полученные знания в практической деятельности осуществляется на текстах физминутки (это позволяет связать все этапы урока в единое целое), при использовании заданий различного уровня сложности (на материале упражнений учебника и в творческой работе), т.е. реализуется личностно – ориентированный подход в обучении. |
– Ребята, в тексте нашей физминутки найдите предложения с однородными членами, постройте их схемы, в схемах покажите, каким членом предложения они являются. (Слайд 11). Организует работу у доски с проговариванием признаков однородности членов предложения во внешней речи. Дифференцированные задания. Уровень 1 –Выполняем упражнение 461 на стр.155 – 156 (задание 1: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы; составьте схемы предложений с однородными членами). - Проверьте свою работу по тексту на слайде 12 . Выясняет ошибки, организует работу консультантов по объяснению допущенных ошибок. Одновременно вызывает к доске одного ученика выполнить задание 2: к словам с пропущенными буквами подберите проверочные. Назначает консультанта. Уровень 2. Творческая работа. Слово учителя. Откройте репродукцию №5 в вашем учебнике. Константина Фёдоровича Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа. Рассмотрите репродукцию картины “Русская зима”. Мы видим, как живописец любуется чарующей красотой покрытых инеем деревьев, пригорками, заснеженными и сверкающими на солнце. Лёгкая морозная дымка окутывает все предметы, а задорные мальчишки радуются снежному раздолью. По данным схемам составьте предложения, используя эту репродукцию. (Схемы записаны на доске). 1) О,О и О. 2) О и О,О и О. 3) О,О. Например: Ёлочки, берёзы и осинки принакрылись снегом. После выполнения работы организует проверку и работу над ошибками, работу по корректировке неудачных предложений. | Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Самостоятельно работают в тетрадях. Самостоятельно проверяют свои работы, объясняют допущенные ошибки. Проверяют работу одноклассника, исправляют ошибки (если они есть), проговаривают орфографическое правило правописания проверяемых безударных гласных в корне. Выполняют работу, затем несколько учащихся читают составленные предложения, класс оценивает. Выполняют работу над ошибками. | 3 мин. 5 мин. | Задачи: закрепление умения находить предложения с однородными членами, различать главные и второстепенные члены предложения, формирование умения строить схемы предложений с однородными членами посредством проговаривания алгоритма действий во внешней речи. УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни (Л); - контроль, корреция, оценка (Р); - общеучебные, логические действия (П); - коммуникативные УУД. На этом этапе урока целесообразно использовать задания различного уровня сложности, так как различен и уровень знаний учащихся. Задачи: закрепление умения правописания слов с проверяемыми безударными гласными в корне, умения составлять схемы предложений с однородными членами, различать виды второстепенных членов предложения; формирование коммуникативной компетенции учащихся. УУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению, установки к работе на результат (Л); - контроль, коррекция, оценка (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - коммуникативные УУД; Задачи: формирование коммуникативной компетенции учащихся, закрепление умения использовать полученные знания в практической ситуации, развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. УУД: - самоопределение, нравственно - этическая ориентация (Л); - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р); -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); |
IX. Рефлексия. | 4 3 мин. | Данный этап урока необходим, чтобы учащиеся смогли установить соответствия между поставленными целями урока и его результатами, внести коррективы, учились анализировать собственную деятельность. |
1. Рефлексия деятельности. (Слайд 13) - Молодцы, ребята. Наш урок подошел к концу. И сейчас я прошу вас оценить свою работу, ответив на несколько вопросов: На уроке я научился … закрепил умение … столкнулся с трудностями в ... Рефлексия настроения. - Ребята, ещё раз оцените своё настроение с помощью смайлика. Посмотрите, изменилось ли оно? Почему? Выясняет результаты рефлексии, определяет примерные задачи на следующий урок. | Оценивают собственную деятельность, составляя предложения по данному началу. Выбирают смайлик. | | УУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению (Л); - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П); -рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К). |
Х. Информация о домашнем задании. | 22 мин. | Комментирование способов выполнения д/з и ознакомление детей с критериями его оценивания необходимо, чтобы обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, осознание необходимости самостоятельной работы дома для достижения положительного результата. |
- Ребята, запишите домашнее задание: § 60, дифференцированно 1. упр. 462 2. 466 3. мини-сочинение «Все в лесу может обернуться сказкой», используя однородные члены предложения. (составить схемы предложений с однородными членами). Слайд 14. Даёт инструкции по выполнению домашнего задания, знакомит с критериями оценивания д/з. | Записывают домашнее задание. | | УУД: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется (Л); - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (Л); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П); - коммуникативные УУД. |