1. Организация начала урока.
2. Постановка учебной задачи.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
4. Освоение нового материала.
5. Применение знаний и способов деятельности.
6. Обобщение и систематизация знаний и умений.
7. Подведение итогов, организация самостоятельной работы.
8. Рефлексия.
Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Этап 1. Организация начала урока |
Создание эмоционально-психологическую готовности учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности. | Чтение мотивирующего стихотворения Представление | Слайд 1. (Приложение 1.) Я вижу интерес у Вас в глазах. А время как всегда так быстро мчится! Хоть два часа отведено нам на часах, Как говорится - дело мастера боится! Приветствие: предложить приветствовать партнёра по плечу и присутствующих – помахать руками | Приветствие партнеров и присутствующих | 2 мин. |
Этап 2. Постановка учебной задачи |
Формулирование темы и целей урока | Понятие о ручной вышивке | Слайд 2. Предложить назвать всё, что изображено на слайде и попробовать сформулировать тему урока и цели урока. Слайд 3. Тема и цель урока. | Просматривают слайд. Формулируют тему урока. Предлагают цели. | 3 мин |
Актуализация знаний учащихся, устранение обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. | Ручная вышивка. Сведения о простейших вышивальных швах. | Прием ТРКМ «Ключевые слова» 1. Детям предлагается записать за 1 минуты всё, что приходит им в голову о вышивке. 2. Затем дать обсудить написанное с партнёром по плечу, вычеркнуть, что явно не подходит к понятию ручной вышивки. 3. Предложить одной-двум ученицам зачитывать, остальные сверяют, отмечают, какие у них слова есть, каких нет. Слайд 4. Прием ТРКМ «Кластеры» («гроздь», «звёздочка обдумывания»). Показ кластера «Ручная вышивка». (Приложение 2). Предложить составить предложения с использованием понятий кластера (по партам). | Прием ТРКМ «Ключевые слова» 1.Записывают всё, что им приходит в голову о вышивке. 2.Партнеры по плечу обсуждают написанное и вычеркивают не подходящее к понятию. 3. Слушают, сверяют, дописывают. Прием ТРКМ «Кластеры» Выявляют для себя неназванные понятия. Составляют предложения, обсуждая в парах. Зачитывают вслух. | 5 мин. |
Этап 3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. |
Вызвать интерес к изучению новой темы. Предложение решения проблемного вопроса | Вышивание – женская наука | Слайд 5. Посмотрите на картину русского художника Алексея Венецианова. К ней подходят замечательные народные стихи: …Да я сидела, красна девица, Да во левой руке держала пяличко, Да во правой руке держала иголочку, Да уж я шила, красна девица, Да не по плису шила, не по бархату, Да не по белому да коленкоричку: Да по атласной да алой ленточке. Да уж я красила, красна девица, Да я свою-то да девью красоту Да я не ленточками да атласными, И не цветами да не лазоревыми, А дорогим своим умом-разумом. Проблемный вопрос, на который нужно ответить в конце занятия – почему вышивание называли женской наукой? | Слушают учителя, рассматривают слайд. Запоминают как одну из учебных задач | 2 мин. 2 мин. |
Этап 4.Освоение нового материала |
Актуализация знаний Знакомство с новым видом вышивального шва | Виды простейших вышивальных швов Шов «роспись» Технология вышивки «роспись» Объединение по группам и парам в виде физкульт-минутки (музыка «Жигули») | Слайд 6. Перед вами изображения простейших швов, которые вы изучили. Назовите их. Слайд 7. Сегодня мы с вами научимся выполнять ещё один шов – «роспись», им вышивали русские мастерицы, он встречается в вышивке многих народов Поволжья. Как вы думаете, почему он так называется? В рассмотренном кластере он относится к счётным швам. Это значит, что для вышивания на ткани рисунок не наносится, а вышивка ведётся по счёту нитей. Слайд 8. У этого шва очень интересная технология – за основу взят шов «вперёд иголку», шов выполняется сначала в одну сторону, а потом обратно, по ходу работы заполняются ответвления. При этом линией вышивки выполняется весь рисунок. Как вы думаете, легко ли выполнять такой шов? Обоснуйте ответ. Слайд 9. Изделия с вышивкой «роспись». Сможете ли вы выполнять такую вышивку? Слайд 10. Предлагаю вышить современные изображения, но с использованием технологии шва «роспись». Слайд 11. Рассмотрите полученные вами схемы и сделайте свой выбор – какую работу вы будете выполнять? Структура «Углы». Выбравшие чайник - поднимите правую руку и заложите её за голову, выбравшие молочник – поднимите одну руку, сахарницу – две руки за голову, чашку – поднять вверх две руки. Найдите своих и распределитесь на группы. С ближайшей одноклассницей образуйте пару, возьмите свои швейные принадлежности и садитесь за одну парту. | Узнают изображения изученных швов, называют. Слушают. Предлагают варианты ответов Слушают, рассматривают слайд. Предлагают варианты ответов Рассматривают слайд, предполагают, что вышить такой рисунок будет сложно. Рассматривают слайд и схемы вышивки. Делают выбор.
Распределяются по группам согласно структуре «Углы». Формируют пары. | 1 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. 2 мин. |
Этап 5. Применение знаний и способов деятельности. |
Проблемная ситуация - перенос теории на практические действия через парную работу: обмен информацией посредством взаимоконтроля. | Последователь-ность выполнения вышивки | Слайд 11. Необходимо подумать, а затем в парах по очереди обсудить последовательность вышивки и на схемах нарисовать – в какой точке вы будете начинать вышивку и в каком направлении вы будете вышивать. Для того, чтобы вам было легче ориентироваться, на схемах нанесена точка, обозначающая середину мотива. | Обсуждают варианты вышивки, рисуют штрихами последовательность выполнения. | 20 мин. |
Процедурный вопрос | Технология выполнения вышивки. | Технология выполнения вышивки: ткань запялена. Вышивать нитью мулине в 3 сложения. Начало и конец шва крепить как можно более незаметно. Для облегчения вдевания нитки пользоваться нитковдевателем. | Отвечают. |
Практическая работа | Выполнение вышивки. | Контроль выполнения работы. | Выполняют работу. |
Этап 6. Обобщение и систематизация знаний. |
Закрепление и систематизация знаний. Формулирование ответа на проблемный вопрос | Требования к качеству вышивки «Роспись» - двусторонняя вышивка. Мысленное удержание схемы вышивки при выполнении работы. | (Подготовить демонстрацию образцов). Итак, мы попробовали вышивать швом «роспись». У всех разные успехи. Учитель демонстрирует образцы изделий с вышивкой «роспись» (прихватки) и предлагает сравнить. Слайд 12. Контроль качества – если всё выполнено правильно – обе стороны вышивки будут одинаковыми. Почему вышивание называли женской наукой? | Прекращают вышивку. Самопроверка по эталону. Рассматривают работы, предлагают ответ. При выполнении вышивки нужны были хорошая память, внимание, умение строить план действий | 2 мин |
Этап 7. Подведение итогов. Организация самостоятельной работы. |
Обеспечить понимание личностно – значимых знаний и умений в жизни обучающихся. | Важность знания традиционных технологий. | Слайд 13. Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами. / Китайская пословица Слайд 14. Закончите работу дома, придумайте – как ещё можно использовать полученную вышивку в швейных изделиях? | Мотивируются на дальнейшую самостоятельную работе | 1 мин. |
Этап 8.Рефлексия |
Формирование способности рефлексировать свою деятельность в плане фиксации интереса и формулирования затруднений | Рефлексия. | Слайд 15. Предложить оценить свою работу на уроке – нарисовать смайлик, написать – что заинтересовало на уроке, а что – вызвало затруднения. | Самооценка | 1 мин. |