СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока технологии в 6 классе "Технология выполнения простейших ручных швов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка элемента урока ( в качестве конкурсного) по теме Простейшие ручные швы. Для учащихся предлагается выполнить простейший счётный шов "роспись". Для реализации педагогических задач использованы элементы технологии развития критического мышления и решение проблемной задачи.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока технологии в 6 классе "Технология выполнения простейших ручных швов"»

Технологическая карта занятия по технологии 5 класс по теме:

«Технология выполнения простейших ручных швов»


Автор: учитель технологии Каштанова Надежда Васильевна

МБОУ «Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа

Спасского муниципального района Республики Татарстан»


Цели деятельности педагога

Расширить знания учащихся в рамках понятия «ручная вышивка», показать возможности художественной обработки текстиля на примере народной технологии – вышивки «роспись»; расширить кругозор; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать ответственность, аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы; совершенствовать навыки ручных работ.

Цель урока:

Сформировать знания и умения по выполнению шва «роспись»

Задачи

образовательные

закрепить знания об особенностях вышивки «роспись», обобщить и систематизировать знания о вышивке, создать условия для осознанного применения знаний.

развивающие:

продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

воспитательные:

воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда

Тип урока

Урок комплексного применения знаний (комбинированный)

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный. Элементы технологии развития критического мышления

Формы обучения

Индивидуальная, парная, фронтальная

Основные понятия и термины

Ручная вышивка, шов «роспись», ограничения по времени, требования к качеству

Образовательные ресурсы

http://presentaci.ru/dounload/70662/

akunamatatalife.com/publ/embroidery/vidy_stezhkov_i_shvov/shov_quot_rospis_quot/9-1-0-35

www.philol.msu.ru/~folk/files/lib/Pryakha2.doc

https://docs.google.com/document/d/1el5jvJwk2sBHFdS6tuW6nL4roVuVBujrs9yN2TjG-Y0/edit?pli=1

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы изделий со швом «роспись». Мультимедийная презентация.

Инструкционные карты. Схемы вышивки.

Материально-технической обеспечение

Мультимедийное оборудование.

Ткань, нитки мулине. Ножницы, игольница, гобеленовая игла, нитковдеватель, пяльцы.

Организационная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Постановка учебной задачи.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

4. Освоение нового материала.


5. Применение знаний и способов деятельности.

6. Обобщение и систематизация знаний и умений.

7. Подведение итогов, организация самостоятельной работы.

8. Рефлексия.



Цель этапа

Содержание учебного материала


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Этап 1. Организация начала урока

Создание эмоционально-психологическую готовности учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.

Чтение мотивирующего стихотворения




Представление


Слайд 1. (Приложение 1.)

Я вижу интерес у Вас в глазах.

А время как всегда так быстро мчится!

Хоть два часа отведено нам на часах,

Как говорится - дело мастера боится!


Приветствие: предложить приветствовать партнёра по плечу и присутствующих – помахать руками



Приветствие партнеров и присутствующих

2 мин.


Этап 2. Постановка учебной задачи

Формулирование темы и целей урока

Понятие о ручной вышивке

Слайд 2. Предложить назвать всё, что изображено на слайде и попробовать сформулировать тему урока и цели урока.


Слайд 3. Тема и цель урока.

Просматривают слайд.




Формулируют тему урока.

Предлагают цели.

3 мин

Актуализация знаний учащихся, устранение обнаруженных недостатков в знаниях и умениях.

Ручная вышивка. Сведения о простейших вышивальных швах.

Прием ТРКМ «Ключевые слова»

1. Детям предлагается записать за 1 минуты всё, что приходит им в голову о вышивке.

2. Затем дать обсудить написанное с партнёром по плечу, вычеркнуть, что явно не подходит к понятию ручной вышивки.

3. Предложить одной-двум ученицам зачитывать, остальные сверяют, отмечают, какие у них слова есть, каких нет.

Слайд 4. Прием ТРКМ «Кластеры» («гроздь», «звёздочка обдумывания»). Показ кластера «Ручная вышивка». (Приложение 2).

Предложить составить предложения с использованием понятий кластера (по партам).

Прием ТРКМ «Ключевые слова»

1.Записывают всё, что им приходит в голову о вышивке.

2.Партнеры по плечу обсуждают написанное и вычеркивают не подходящее к понятию.

3. Слушают, сверяют, дописывают.



Прием ТРКМ «Кластеры»

Выявляют для себя неназванные понятия.


Составляют предложения, обсуждая в парах. Зачитывают вслух.



5 мин.

Этап 3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Вызвать интерес к изучению новой темы.













Предложение решения проблемного вопроса

Вышивание – женская наука

Слайд 5. Посмотрите на картину русского художника Алексея Венецианова. К ней подходят замечательные народные стихи:

…Да я сидела, красна девица,
Да во левой руке держала пяличко,
Да во правой руке держала иголочку,
Да уж я шила, красна девица,
Да не по плису шила, не по бархату,
Да не по белому да коленкоричку:
Да по атласной да алой ленточке.
Да уж я красила, красна девица,
Да я свою-то да девью красоту
Да я не ленточками да атласными,
И не цветами да не лазоревыми,
А дорогим своим умом-разумом.

Проблемный вопрос, на который нужно ответить в конце занятия – почему вышивание называли женской наукой?

Слушают учителя, рассматривают слайд.














Запоминают как одну из учебных задач

2 мин.













2 мин.

Этап 4.Освоение нового материала


Актуализация знаний




Знакомство с новым видом вышивального шва







Виды простейших вышивальных швов

Шов «роспись»






Технология вышивки «роспись»













Объединение по группам и парам в виде физкульт-минутки (музыка «Жигули»)

Слайд 6. Перед вами изображения простейших швов, которые вы изучили. Назовите их.



Слайд 7. Сегодня мы с вами научимся выполнять ещё один шов – «роспись», им вышивали русские мастерицы, он встречается в вышивке многих народов Поволжья.

Как вы думаете, почему он так называется?

В рассмотренном кластере он относится к счётным швам. Это значит, что для вышивания на ткани рисунок не наносится, а вышивка ведётся по счёту нитей.

Слайд 8. У этого шва очень интересная технология – за основу взят шов «вперёд иголку», шов выполняется сначала в одну сторону, а потом обратно, по ходу работы заполняются ответвления. При этом линией вышивки выполняется весь рисунок.

Как вы думаете, легко ли выполнять такой шов? Обоснуйте ответ.

Слайд 9. Изделия с вышивкой «роспись». Сможете ли вы выполнять такую вышивку?

Слайд 10. Предлагаю вышить современные изображения, но с использованием технологии шва «роспись».

Слайд 11. Рассмотрите полученные вами схемы и сделайте свой выбор – какую работу вы будете выполнять?

Структура «Углы». Выбравшие чайник - поднимите правую руку и заложите её за голову, выбравшие молочник – поднимите одну руку, сахарницу – две руки за голову, чашку – поднять вверх две руки. Найдите своих и распределитесь на группы.

С ближайшей одноклассницей образуйте пару, возьмите свои швейные принадлежности и садитесь за одну парту.


Узнают изображения изученных швов, называют.



Слушают.


Предлагают варианты ответов





Слушают, рассматривают слайд.





Предлагают варианты ответов


Рассматривают слайд, предполагают, что вышить такой рисунок будет сложно.



Рассматривают слайд и схемы вышивки. Делают выбор.



Распределяются по группам согласно структуре «Углы».



Формируют пары.

1 мин.




1 мин.







1 мин.







1 мин.





1 мин.




2 мин.




Этап 5. Применение знаний и способов деятельности.


Проблемная ситуация

- перенос теории на практические действия через парную работу: обмен информацией посредством взаимоконтроля.

Последователь-ность выполнения вышивки

Слайд 11. Необходимо подумать, а затем в парах по очереди обсудить последовательность вышивки и на схемах нарисовать – в какой точке вы будете начинать вышивку и в каком направлении вы будете вышивать.

Для того, чтобы вам было легче ориентироваться, на схемах нанесена точка, обозначающая середину мотива.

Обсуждают варианты вышивки, рисуют штрихами последовательность выполнения.






20 мин.


Процедурный вопрос

Технология выполнения вышивки.

Технология выполнения вышивки: ткань запялена. Вышивать нитью мулине в 3 сложения. Начало и конец шва крепить как можно более незаметно. Для облегчения вдевания нитки пользоваться нитковдевателем.

Отвечают.

Практическая работа

Выполнение вышивки.


Контроль выполнения работы.

Выполняют работу.

Этап 6. Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление и систематизация знаний.







Формулирование ответа на проблемный вопрос



Требования к качеству вышивки



«Роспись» - двусторонняя вышивка.


Мысленное удержание схемы вышивки при выполнении работы.

(Подготовить демонстрацию образцов). Итак, мы попробовали вышивать швом «роспись». У всех разные успехи.

Учитель демонстрирует образцы изделий с вышивкой «роспись» (прихватки) и предлагает сравнить.

Слайд 12. Контроль качества – если всё выполнено правильно – обе стороны вышивки будут одинаковыми.


Почему вышивание называли женской наукой?

Прекращают вышивку.


Самопроверка по эталону.



Рассматривают работы, предлагают ответ.




При выполнении вышивки нужны были хорошая память, внимание, умение строить план действий


2 мин














Этап 7. Подведение итогов. Организация самостоятельной работы.

Обеспечить понимание личностно – значимых знаний и умений в жизни обучающихся.

Важность знания традиционных технологий.

Слайд 13. Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами. / Китайская пословица

Слайд 14. Закончите работу дома, придумайте – как ещё можно использовать полученную вышивку в швейных изделиях?

Мотивируются на дальнейшую самостоятельную работе

1 мин.



Этап 8.Рефлексия

Формирование способности рефлексировать свою деятельность в плане фиксации интереса и формулирования затруднений

Рефлексия.

Слайд 15. Предложить оценить свою работу на уроке – нарисовать смайлик, написать – что заинтересовало на уроке, а что – вызвало затруднения.

Самооценка

1 мин.