Цель урока: создать условия для того, чтобы учащиеся научились применять способ действия при выборе гласных О-А в корнях -РАСТ-,
- РАЩ-, -РОС- ; формирование навыка правописания корней с чередованием.
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения на уроке, ставить и формулировать для себя новые задачи, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, извлекать информацию из материалов: определять понятия, устанавливать аналогии, выводить причинно - следственные связи, делать выводы, применять и преобразовывать символы и схемы для решения познавательных задач; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; - организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; - осознанного использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; - развития навыков самоконтроля, адекватной самооценки.
- уметь осознанно включаться в деятельность, распределять роли при групповой работе и правил её ведения, принимать общее решение на основе согласования позиций и интересов, стремиться к речевому совершенству.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности слайд 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | | фронтальная работа | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. | Начинаем наш урок. Будь внимателен, дружок, Буквы правильно пиши Думай, думай, не спеши. Товарищам помогай И «пятёрку» получай! С помощью АМО «Лето - осень» учитель выявляет ожидания учеников и определяет их опасения для того, чтобы процесс обучения был эффективным. Материалы: лист ватмана со схематичным изображением дерева с листьями, маркеры, самоклеящиеся листы желтого и зеленого цвета. | Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. На «листьях» дерева учащиеся записывают, что они ждут от урока, чему хотят научиться, чего опасаются. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии слайд 3 | Создание проблемной ситуации. | На слайде 3 записаны три предложения. Скворцы занимались своим обычным делом. Учитель проверил изложение. На пути нам встретились заросли растений. | Исследовательский метод, парная работа | Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия, сравнивают, классифицируют. Регулятивные: Высказывают предположения на основе наблюдений. Коммуникативные: слушают, советуются в паре, приходят к единому мнению, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Прочитайте данные предложения. Найдите в них общее. Найдите второстепенные члены предложения - дополнения. Выделите корни в словах, являющихся дополнениями. | Все предложения простые. В каждом из них имеется по одной грамматической основе. Все предложения повествовательные, распространённые |
3.Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях, выявление места и причины затруднения. | На слайде 3 записаны три предложения. Скворцы занимались своим обычным делом. Учитель проверил изложение. На пути нам встретились заросли растений. | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, сравнивают, классифицируют Регулятивные: Высказывают предположения на основе наблюдений. Коммуникативные: слушают, советуются в паре, приходят к единому мнению, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | - Скажите, что такое корень? Назовите известные вам орфограммы в корнях трёх слов. В слове делом ударение падает на корень. Объясните их написание. С написание каких гласных и в каких корнях мы не знакомились. | В слове делом корень дел- В слове изложение корень -лож-. В слове заросли корень -рос-. В слове растений корень -раст-. Учащиеся дают определение корня слова |
4. Построение проекта выхода из затруднения слайд 4 | Определение новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности | На слайде 4 запись: Цель урока: познакомиться с… учиться… У учащихся создаётся внутренняя установка на достижение этой цели. | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, объяснения учителя, из собственных наблюдений, систематизиру- ют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. | Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. | В корне –лож- слова изложение пишется безударная гласная о, так как после корня нет суффикса а. С правописанием гласных о –а в корне -раст- - -рос- мы не знакомились. Тема сегодняшнего урока: «Буквы о-а в корне -раст- - рос» Цель нашего урока: познакомиться с правописанием гласных о-а в корне -раст- - -рос-; учиться писать слова с данными корнями. |
5.Реализация построения проекта слайд 5 слайды 6- 10 | Определение новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности. Обсуждение результатов групповой работы | Учитель предусматривает последовательность мыслительных операций. Учащиеся осуществляют предлагаемые учителем практические задания и формулируют новое правило. | Групповая форма, исследовательский метод | Познавательные читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят её в учебнике. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно его используют в решении учебной задачи. | 1.Рассмотрите таблицу на стр. 178. Попробуйте по таблице самостоятельно вывести правило. С каких слов начинается предыдущее правило 2.Назовите корень, данный в заголовке. 3.Какие буквы выделены в таблице крупно? Почему? 4.Какая же буква пишется? Посмотрите в нижнюю графу таблицы. 5.Как вы думаете, почему не выделена буква, перед которой пишется о? 6. Продолжите правило. 7. Как вы думаете, почему в название корня не включён корень –ращ-? 8. Исключения: О А Росток отрасль Ростов Ростислав Ростовщик 9. Сформулируйте правило полностью. | - В корне… -В корне –раст- - -рос- - Перед ними пишется определённая буква. Значит: в корне –раст- - -рос- перед -сти-щ - В корне –раст-- -рос- перед –сти –щ пишется а. - О пишется перед с без т. Если выделить крупно одно С, может возникнуть путаница. - В остальных случаях в этом корне пишется О. - Этот вариант морфемы встречается очень редко. Когда встречается слово с корнем -раст- - -рос-,прежде всего надо смотреть, не входит ли оно в состав исключений, а потом обращать внимание на СТ и Щ. Учащиеся формулируют правило. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи слайд 11 | Закрепление изученного можно построить на комплексных упражнениях. Во время выполнения каждого задания ученик совершает несколько умственных операций( сравнение, группировку, обобщение)и включает различные виды речи: устную и письменную, монологическую и диалогическую. | Учащимся предлагается карточка Отр..стить бороду Варёная морковь подр..стать на глазах интересная работа варёная морковь солнечная погода красивый росточек пронзительный взгляд | парная работа | Познавательные выполняют учебно-познавательные действия, сравнивают, классифицируют, делают выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности. | Внимательно прочитайте словосочетания в левом и правом столбиках. Запишите словосочетания, которых нет в правом столбике. Исключите одно их них по нескольким признакам. Обоснуйте ответ. | Надо выписать словосочетания: отрастить бороду, подрастать на глазах, красивый росточек. Исключить надо словосочетание красивый росточек , так как оно состоит из существительного и прилагательного, а остальные из глагола и существительного; в корне слова росточек пишется гласная о, так как это исключение ( в корнях слов отрастить и подрастать пишется безударная гласная а перед ст). - Выписать слова с корнем -раст-, -рос-. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (слайд 12) | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике, составление связных рассказов об изученных нормах подбор своих примеров. | | индивидуальная работа | Познавательные выполняют учебно-познавательные действия, сравнивают, классифицируют, делают выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности. Коммуникативные : формулируют собственные мысли , высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Составьте словосочетания по картинке с корнем -раст-// - рос-// - ращ- | Составляют словосочетания по картинке |
8.Физкульт минутка слайд 13 | Cнятие зрительной нагрузки , повышение работоспособности учащихся | Зрительная гимнастика 1.Зажмурить глаза, открыть – 5р. 2.Круговые движения глазами, головой не вращать – 5р. 3.Не поворачивая головы отвести глаза как можно дальше влево, не моргать, посмотреть прямо, несколько раз моргнуть, закрыть глаза – 5р.( то же самое вправо. 4.Посмотреть в окно, вдаль. 5.Поморгать 10-15 секунд, отдохнуть, закрыв глаза. | фронтальная работа | | | Учащиеся выполняют движения в соответствии с командами |
9.Включение в систему знаний и повторение слайд 14 | Обобщение полученных на уроке сведений, тест, взаимопроверка | Тест на правописание гласных в корне РАСТ-РАЩ- РОС http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36ea0206-e61a-4c3c-8ed3-9efe9816575e/view/ | Индивидуальная | Познавательные приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные : формулируют собственные мысли , высказывают и обосновывают свою точку зрения. | | Учащиеся выполняют тест и проверяют у товарища по парте |
10.Рефлексия учебной деятельности слайд 15 Домашнее задание слайд 16 | Повышение активности и осознанности действий учащихся, улучшение качества их знаний. | | Индивидуальная | Личностные: понимают в чём значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. | Подведём итог урока. Достигли мы цели, поставленной в начале урока и сформулированной вами самостоятельно? Какое правило мы вывели? Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл: - А если не поняли – такой смайл: - Оцените свою работу на уроке Учитель, используя активный метод обучения, оценивает результат. АМО «Лето - осень» Зеленое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Желтое дерево – выросло не то, что ожидали. Параграф 85 На выбор упр. 438, или упр.439, или упр.440 | Учащиеся повторяют изученное правило, соблюдая условие ( не повторять примеры, данные в учебнике) Ученики заклеивают на «дереве» «листья» со своими ожиданиями и опасениями цветными листами: - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения – зелеными; - несбывшиеся ожидания и сбывшиеся опасения – желтыми листами. |
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Данный урок содействует реализации новых ФГОС , так как - продуманы цели урока; - организована работа по мотивации учащихся; - ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу; - оценили результаты своей работы; - была создана учителем проблемная ситуация; - ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему; - учитель направлял учеников к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации через исследовательскую деятельность . |
Ресурсы, оборудование и материалы | Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | 1)Электронное задание на правописание корней http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e2a0-0a01-00ee-01c7-602fa703effd/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_276%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e21d-0a01-00ee-00a7-aa6278bf47f1/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_272%5D.html Тест на правописание гласных в корне РАСТ-РАЩ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36ea0206-e61a-4c3c-8ed3-9efe9816575e/view/ Ссылки на источники изображений, используемых в презентации: Слайд 1 буквыhttp://www.papinsait.ru/index.php/veselaya-azbuka-dlya-malyshej http://agakids.ru/glitter/index.php?palabra цветок http://animo2.ucoz.ru/photo/animacii_malogo_razmera/sklad_animacij/animacija_cvetok/14-0-2615 водоросли http://jykfqy.ru/chelovek-i-foto/kartinki-bolshix-ryb-kartinki-more-ryby-smotret-kartinki-ryb-krasivye-kartinki-ryb-kartinki-xishhnyx-ryb-letuchaya-ryba-foto Слайд 2 листья http://www.liveinternet.ru/users/4794030/rubric/4907725/ http://tanuuusa.ru/post239080068/ Слайд 3, иллюстрация http://do.gendocs.ru/docs/index-16116.html Слайд 5, анимированные картинки http://liubavyshka.ru/photo/28-5-0-0-4 Слайд 7 http://liubavyshka.ru/photo/28-5-0-0-4 Слайд 8 http://mir-otkritki.ru/photo/s_dnem_rabotnikov_selskogo_khozjajstva_i_pererabatyvajushhej_promyshlennosti/346 http://vtule.ru/news.php?id=15428&page2=133&ofs2=1320&razdel=2 http://liubavyshka.ru/photo/28-5-0-0-4 Слайд 9 http://smayli.ru/smile/cveta-925.html http://www.kartinkijane.ru/39958-grafika-yumir-makro-korobka-pen-interesnoe-rostok-derevo.html http://dacha-sad.do.am/publ/v_sadu_i_na_ogorode/poleznye_sovety/vesennie_raboty_v_sadu_i_ogorode/19-1-0-24 Слайд 10 http://photo.peoples.ru/state/king/russia/rostislav/rostislav_1.html Слайд 11http://www.7ia.su/tags/obuchenie-v-seme Слайд 14 , буквы http://gifiki.ru/photo/animirovannyj_alfavit/animirovannyj_alfavit/64-0-8891 http://chmag.ru/.../alphabet-in-different.../291-rus-yaz Слайд 17 http://animashki.kak2z.org/oneimg.php?cat=33&pn=26&file=1 |
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | Приложение 1, презентация OMS Module file (чередование корней) |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Исследовательский метод, технология проблемного обучения |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет |
Дополнительная необходимая информация | нет |