Познавательные: Уметь наблюдать, читать, слушать.
Коммуникативные: Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Регулятивные: Уметь делать выводы, сравнивать их с выводами учебника.
Личностные УУД: понимать значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап Цель: создать эмоциальную атмосферу, включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Пусть этот урок подарит вам только радость. | Определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм. | К Эмоциональный настрой на урок |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: определить тему и цель урока Слайд № 1,2 | Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать? Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Запишите число. Рассмотрите план. Какие этапы выделены? Выполняя задания в ходе расследования, вы будете себя контролировать. На полях блокнота напротив выполненного задания ставьте знаки: + (понятно), - (не понятно), ? (есть вопросы). Что такое архив? Учебник будет архивом, документом. В наше детективное агентство обратился шестиклассник, который страстно любит сидеть в разных социальных сетях и общаться со своими друзьями. Сегодня он написал сообщение своему лучшему другу, который живёт в другом городе. Но мальчик затруднился в написании некоторых слов и просит помочь ему найти нужное правило. Вот это сообщение. Сколько свежести приносит зима. Лу_ый свет колдует над лесом. Иней делает всё торжестве_ым. Травинки превратились в стекля_ые цветы, а кусты шиповника - в искусстве_ые кружева. Шишки сосен вблизи напоминают лед_ые кудри великана. Хорошо зимой! Но так хочется услышать соловьи_ую песню. Что общего во всех словах с пропущенными буквами? Как вам кажется, сколько букв можно написать на месте пропуска? Как назовём дело, которое будем расследовать? Запишите. Теперь вы, наверное, легко определите и цель расследования. | Определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формулируют тему и цель урока. Анализ, классификация | Р Организация своей работы на уроке. Работа по предложенному плану. К Умение вести диалог. Планирование учебного сотрудничества. |
3. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Слайд № 3 | «Собираем улики». Для начала расследования нужно собрать улики: то, что нам поможет найти правило. Определите закономерность, по которой слова распределены в группы. Озаглавьте каждую группу. На доске группы слов. 1 группа: тёмные, высокий, добрая 2 группа: заячьи, бабушкин, лисья 3 группа: городской, вчерашний, золотой Почему вы так озаглавили? Выделите в словах основы. Что такое основа? Итак, эти знания помогут нам найти правило. Проконтролируйте себя. | Отвечают на вопросы, дополняют друг друга. | П Анализ, определение закономерности Р Корректировка ответов одноклассников. |
4.Первичное усвоение новых знаний. Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения Слайд № 4 Зрительная гимнастика Слайд № 5 Слайд № 6 Работа в парах. | Приступаем к следующему этапу расследования. «Следственный эксперимент». Создание проблемной ситуации На доске слова: конный, соломенный, гусиный, сонный, кожаный, длинный, журавлиный, экскурсионный, лебединый, клюквенный, глиняный, операционный Что общего в словах? От слов каких частей речи они образованы? Распределите слова в группы, определив закономерность. Почему так распределили? Сформулируйте правило самостоятельно. Проконтролируйте выполнение задания «Следственный эксперимент» Как называется следственное действие, в ходе которого проводится одновременный допрос двух лиц? В очной ставке участвуют следующие слова... Смотрите на предмет и отгадывайте букву. (Юный) В какую группу отнесёте это слово? Почему? Есть такие прилагательные, в которых нет суффикса и пишется Н: румяный, свиной, пряный. (добавляю в группу) Проверим нашу версию. Параграф 107. в архиве. Дополните правило новым материалом (краткие формы, слова-исключения) Составьте алгоритм. Проконтролируйте выполнение этого задания. Версия верна, мы нашли верное правило. Что такое экспертиза? Проведём экспертизу, проверим правило в действии. У каждого из вас есть карточка. На одной из них записано лексическое значение слова, а на другой само слово. Вам нужно найти пару, обсудить, какую букву вставить, записать на доске и объяснить. 1) Пустынный — безлюдный, глухой, малонаселённый. Бритвенный — служащий для бритья. Овсяный — приготовленный из зёрен овса. Зелёный — один из основных цветов Авиационный — относящийся к самолётам Старинный — очень древний, существовавший давно Истинный — правильный, верный, настоящий Комариный — свойственный комару Оловянный — связанный, соотносящийся с существительным олово Ветреный — сопровождаемый ветром Проконтролируйте себя. | Формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи и формулирую новое правило. Дополняют новый материал. Подводят итоги. Творческая групповая работа. Слушают, анализируют, лидеры групп отчитываются по заданию. | П Смысловое чтение. Поиск и выделение необходимой информации. Сравнивают с учебником. Поисковое чтение. Структурирование знаний. К Выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации. |
5. Первичная проверка понимания Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции Приём «Хочу спросить» (слайд № 7) | На доске изображения предметов: Образуйте прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите слово, но объяснит написание другой ученик. Начинайте обращение к нему со слов: «Хочу спросить...». Тот, кто объяснял, выходит к доске и задаёт вопрос. Итак, начинаем. | Самостоятельная работа, Учатся применять правило. | Р Самоконтроль. Оценивание результатов деятельности (своей, чужой) . |
6. Первичное закрепление Цель: контроль знаний по теме, активизация мыслительной деятельности Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Контроль. Цифровой диктант. Слайды № 8и 9 | Вернёмся к сообщению и поможем мальчику вставить пропущенные буквы. Оцените себя. Общаетесь ли вы в социальных сетях? Получали ли вы сообщения с ошибками? Как вы считаете, нужно ли писать грамотно, общаясь в социальных сетях? Вспомните цель расследования. Расскажите правило. | Подводят итоги изучения правила. | К Умение осознанно использовать речевые средства. Р Определение основных позиций нового материала и степень усвоения (что получилось, что не получилось и почему) |
7. Информация о домашнем задании Цель: закрепить полученные знания | Если в вашем блокноте большинство плюсов, возьмите задание на синей карточке, если больше минусов и вопросов — на зелёной. Повышенный уровень: Напишите сообщение своему другу, используя слова на изученную орфограмму. Базовый уровень: Изучите теоретический материал в параграфе 107 и выполните упражнение рабочей тетради | Выбирают уровень задания. | Р оценивание своих возможностей |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: закрепление и коррекция способов действия | Какое правило мы сегодня изучили? Что можно сказать об исключениях из правила? Какие виды работ мы делали? Удалось ли нам достичь цели урока? Как вы оцениваете в общем свою работу на уроке? А настроение? А теперь продолжите предложения, воспользуйтесь смайликами на столах, чтобы я поняла ваше настроение в конце урока. (Выводится на слайд) - Я вспомнил, что… - Я понял… -Было интересно… -Вызвало затруднение Комментированное выставление оценок. | Подводят итог урока, дети делают вывод, делятся своими эмоциями | К умение отвечать на вопросы, слушать и понимать других, строить монологическое высказывание Р оценивание результатов деятельности (своей, чужой) П умение проявлять творческое начало |