СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. В.А. Жуковский. Баллада "Кубок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация  групповой работы при изучении баллады В.А. Жуковского "Кубок".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. В.А. Жуковский. Баллада "Кубок"»



Тема урока Баллада В. А. Жуковского « Кубок ».

Класс 5 класс

Тип урока Урок открытия новых знаний

Цель Формирование основ читательской культуры как общей части культуры человека

Задачи

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету, мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание.

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Оборудование Учебник литературы для 5 класса под ред. В.Я. Коровиной, раздаточный материал для работы в группах, иллюстрации учащихся к балладе.

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Вступительное слово.


Информация о В.А. Жуковском как представителе литературного течения романтизма в русской литературе 19 века.

Отличительные черты романтизма: яркая личность героя, необычные трагические жизненные обстоятельства, экзотическая природа, пафос борьбы и свободы.

Слушают учителя, записывают основные понятия.



Беседа (фронтально)

Что вы уже знаете о В.А. Жуковском?


Отвечают ( Жуковский писал стихи, сказки, баллады, был переводчиком)



Усвоение новых знаний и способов действия

Работа с литературоведческим текстом. Комментированное чтение.


Чтение статьи учебника стр. 89-90 «Из истории создание баллады «Кубок».

Что же такое баллада? Находим определение, записываем в тетрадь.

Делаем вывод.

Читают текст, работают с новым понятием, записывают определение.



Делают вывод:

баллада – небольшое сюжетное произведение, в основе которого лежит необычный случай;

в балладе прослеживается тесная связь с историческими событиями или легендами, реальные события могут сочетаться с фантастическими или таинственными происшествиями;

баллада имеет сюжет, героев, переживающих яркие чувства;

описание природы играет значимую роль в произведении.


Лексическая работа


В балладе встретятся слова:

рыцарь – это…; латник – это..;

паж – это …;

епанча – это…;

чрево – это ..;

жерло – это …;

скат- это..;

мокой – это…


Находят толкование слов.



Чтение баллады, первичное восприятие произведения.


Читает текст баллады

Какие чувства вы испытали, закончив чтение баллады?

Следят за чтением, слушают.

Рассказывают о своих впечатлениях.


Анализ произведения.


Определяем круг действующих лиц.


Царь, паж, царевна, придворные, рыцари и латники.



Проектная работа в группах

(Приложение )

1 группа

« Историки».

2 группа «Океанологи»

3 группа «Психологи»

4 групп

« Иллюстраторы»

Работают в группах.



Защита проектов. Взаимооценивание.



Защищают проекты


Технология «Кластеры».



Лексическая работа.

Почему баллада названа «Кубок»? Какую роль играет кубок в произведении?

Понятие «символ».

Си́мвол (др.-греч. σύμβολον — «(условный) знак, сигнал») — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта[1]; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.(Википедия)






Составляют словосочетания и предложения со словом «символ».




Вывод: кубок – символ безграничной власти над человеческими судьбами, символ деспотизма.

Рефлексия.


Самооценивание и взаимооценивание


Закончить фразу.

На уроке я узнал (а)….

Интересным был ответ группы…

Мне не понравилось выступление…

Мне хотелось бы узнать о….

Записывают в тетрадях.


Домашнее задание


Творческая работа

Задумаемся над финальными строками баллады.

«Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно»

Можем ли мы назвать поступок пажа подвигом? Как автор относится к происходящему?

Записывают домашнее задание

Приложение

Задание группам.

1 группа «Историки».

Выберете необходимые опорные слова и составьте текст о том, кто в Средние века мог стать рыцарем.

Дворянин, крестьянин, священник, купец, происхождение, вассал, подвиг, бой с драконом, прекрасная дама, вручение оружия, торжественная церемония, рядовое событие, отличительные знаки, перевязь, рыцарский пояс, позолоченные шпоры, верный конь, кодекс чести.

2 группа «Океанологи».

  1. Какую роль выполняет описание моря в балладе? Действующее лицо? Фон, на котором происходит действие?

  2. Найдите примеры звукописи. Какие звуки передают рев моря?

  3. Найдите примеры эпитетов, метафор, олицетворений.



3 группа «Психологи».

Группа А – Зачем царь бросает кубок в пучину морскую и вызывает желающих достать его? Опираясь на текст, найдите слово, которое раскрывает сущность личности царя. Составьте Найдите в тексте психологический портрет правителя, используя технику «кластер».

Группа В – Придворные, рыцари, латники. Почему они не торопятся принять вызов царя? Почему все свидетели случившегося просят у юноши прощения?

Группа С- Подтвердите текстом мысль о том, что царевне не безразлична судьба юноши.

Группа D - Опираясь на текст баллады, расскажите о том, что пережил юноша, находясь между жизнью и смертью в морской пучине. Почему он бросается второй раз в море? Как вы думаете, что движет им?

4 группа «Иллюстраторы». Защита своих работ, выполненных дома.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!