Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. В.А. Жуковский. Баллада "Кубок"»
Тема урока Баллада В. А. Жуковского « Кубок ».
Класс 5 класс
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель Формирование основ читательской культуры как общей части культуры человека
Задачи
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету, мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание.
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.
Оборудование Учебник литературы для 5 класса под ред. В.Я. Коровиной, раздаточный материал для работы в группах, иллюстрации учащихся к балладе.
ПЛАН УРОКА
Этапы урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний | Вступительное слово. | Информация о В.А. Жуковском как представителе литературного течения романтизма в русской литературе 19 века. Отличительные черты романтизма: яркая личность героя, необычные трагические жизненные обстоятельства, экзотическая природа, пафос борьбы и свободы. | Слушают учителя, записывают основные понятия. |
| Беседа (фронтально) | Что вы уже знаете о В.А. Жуковском? | Отвечают ( Жуковский писал стихи, сказки, баллады, был переводчиком) |
Усвоение новых знаний и способов действия | Работа с литературоведческим текстом. Комментированное чтение. | Чтение статьи учебника стр. 89-90 «Из истории создание баллады «Кубок». Что же такое баллада? Находим определение, записываем в тетрадь. Делаем вывод. | Читают текст, работают с новым понятием, записывают определение. Делают вывод: баллада – небольшое сюжетное произведение, в основе которого лежит необычный случай; в балладе прослеживается тесная связь с историческими событиями или легендами, реальные события могут сочетаться с фантастическими или таинственными происшествиями; баллада имеет сюжет, героев, переживающих яркие чувства; описание природы играет значимую роль в произведении. |
| Лексическая работа | В балладе встретятся слова: рыцарь – это…; латник – это..; паж – это …; епанча – это…; чрево – это ..; жерло – это …; скат- это..; мокой – это… | Находят толкование слов. |
| Чтение баллады, первичное восприятие произведения. | Читает текст баллады Какие чувства вы испытали, закончив чтение баллады? | Следят за чтением, слушают. Рассказывают о своих впечатлениях. |
| Анализ произведения. | Определяем круг действующих лиц. | Царь, паж, царевна, придворные, рыцари и латники. |
| Проектная работа в группах (Приложение ) | 1 группа « Историки». 2 группа «Океанологи» 3 группа «Психологи» 4 групп « Иллюстраторы» | Работают в группах. |
| Защита проектов. Взаимооценивание. | | Защищают проекты |
| Технология «Кластеры». Лексическая работа. | Почему баллада названа «Кубок»? Какую роль играет кубок в произведении? Понятие «символ». Си́мвол (др.-греч. σύμβολον — «(условный) знак, сигнал») — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта[1]; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.(Википедия) | Составляют словосочетания и предложения со словом «символ». Вывод: кубок – символ безграничной власти над человеческими судьбами, символ деспотизма. |
Рефлексия. | Самооценивание и взаимооценивание | Закончить фразу. На уроке я узнал (а)…. Интересным был ответ группы… Мне не понравилось выступление… Мне хотелось бы узнать о…. | Записывают в тетрадях. |
Домашнее задание | Творческая работа | Задумаемся над финальными строками баллады. «Приходит, уходит волна быстротечно: А юноши нет и не будет уж вечно» Можем ли мы назвать поступок пажа подвигом? Как автор относится к происходящему? | Записывают домашнее задание |
Приложение
Задание группам.
1 группа «Историки».
Выберете необходимые опорные слова и составьте текст о том, кто в Средние века мог стать рыцарем.
Дворянин, крестьянин, священник, купец, происхождение, вассал, подвиг, бой с драконом, прекрасная дама, вручение оружия, торжественная церемония, рядовое событие, отличительные знаки, перевязь, рыцарский пояс, позолоченные шпоры, верный конь, кодекс чести.
2 группа «Океанологи».
Какую роль выполняет описание моря в балладе? Действующее лицо? Фон, на котором происходит действие?
Найдите примеры звукописи. Какие звуки передают рев моря?
Найдите примеры эпитетов, метафор, олицетворений.
3 группа «Психологи».
Группа А – Зачем царь бросает кубок в пучину морскую и вызывает желающих достать его? Опираясь на текст, найдите слово, которое раскрывает сущность личности царя. Составьте Найдите в тексте психологический портрет правителя, используя технику «кластер».
Группа В – Придворные, рыцари, латники. Почему они не торопятся принять вызов царя? Почему все свидетели случившегося просят у юноши прощения?
Группа С- Подтвердите текстом мысль о том, что царевне не безразлична судьба юноши.
Группа D - Опираясь на текст баллады, расскажите о том, что пережил юноша, находясь между жизнью и смертью в морской пучине. Почему он бросается второй раз в море? Как вы думаете, что движет им?
4 группа «Иллюстраторы». Защита своих работ, выполненных дома.