СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Времена глагола"( 5 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении темы "Времена глагола" прослеживается межпредметная связь русского языка и кубановедения. На уроке русского языка используются произведения писателя Кубани В.Д. Нестеренко. Региональный компонент способствует формированию образного видения мира, расширению представления учащихся о литературе Кубани, воспитанию любви и уважения к малой родине-Кубани.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Времена глагола"( 5 класс).»



Учитель русского языка и литературы

Кашутина Елена Михайловна

(МОУ СОШ №75 г. Сочи

имени Героя Советского Союза

А.П.Малышева)


Технологическая карта урока


Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2.ч./ Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н.Гостева и др.; под ред. Е.А.Быстровой.-2 изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. - (ФГОС. Инновационная школа).

Тема урока

Времена глагола

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Совершенствование навыка определения временных форм глагола

Задачи урока

Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять временные формы глагола.

Развивающие: развивать навыки комплексной работы с текстом, мотивацию к познавательной деятельности, способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: формирование умений коллективно сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к художественному слову через творчество В.Д. Нестеренко, поэта и писателя Кубани. развитие уважения и любви к родному краю.

Планируемые результаты

Предметные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме "Время глагола" и применению их в нестандартных учебных ситуациях; повторить и обобщить знания по теме "Времена глагола», формирование языковой и речевой компетенции

Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре; воспитывать уважение к художественному слову; формировать активную жизненную позицию.


Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно- деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы

Коллективная, групповая, фронтальная

Межпредметные связи

Литература Кубани (жизнь и творчество В.Д. Нестеренко)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, отвечают на вопросы, исправляют орфографические ошибки, заполняют таблицы

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА «Времена глагола»

Этап урока


Время


ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1


Учитель приветствует учеников, создает комфортную рабочую атмосферу в классе.



- Доброе утор! Я рада вас видеть и надеюсь, что мы сегодня дружно и активно поработаем!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

самооопределение,

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем.

2.

Актуализация знаний


Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.


6

Слайд 2

























Слайд 3
























Слайд 4















На доске - портрет писателя и отрывок из стихотворения:

Я хотел поспать немножко,
Но увидел свет в окне.
Лучик — тёплую ладошку
Протянуло солнце мне.


-Скажите, ребята, знакомо ли вам это стихотворение? Кто его автор?

( В. Нестеренко «Весеннее утро»)








-Какие слова обозначают действия в стихотворении?

(Глаголы.)

-Назовите их. Выпишите в тетрадь

(1 ученик работает у доски).

( Хотел, увидел, протянуло)


Второй отрывок на доске:

Друзья!

Наш край – Кубань – богат!

В нем нивы тучные растят,

Хлеб засыпают в закрома,

Возводят новые дома,

Машины строят, сталь куют,

Удобную мебель создают …

Всех этих добрых дел творцы –

Умельцы, славные кубанцы.

Они – волшебники труда,

В работе первые всегда.


- Ребята, прочитайте выразительно

стихотворение В. Нестеренко, согласны ли вы с автором? Почему?


-Выпишите глаголы. Назовите их.

(1 ученик работает у доски).

(Стоит, катаемся, злится, не может)





Третий отрывок на доске:

Посмотришь утром

На восток –

Увидишь

Красный колобок.


-Ребята, отгадайте загадку

В. Нестеренко и найдите в ней глаголы. Выпишите их.

( Посмотришь, увидишь)

Отгадка: солнце.

Читают отрывок.






Дети отвечают на вопросы.












Выписывают глаголы.


















Читают стихотворение, отвечают на вопросы и выписывают глаголы.

Личностные:

определяют свою личностную позицию.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие.

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

3.

Постановка учебной задачи. Целеполага-ние.

Цель этапа:

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала;

самостоятельное определение темы и цели урока.


2

Слайд 5










Задает вопросы:

-Ребята, просмотрите глаголы, записанные в тетради, и попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.


На доске появляется тема урока.

(«Время глагола»)


- Как вы думаете, какую цель мы ставим перед собой?

(Совершенствовать навыки определения времени глагола)

Формулируют тему урока:

«Время глагола»







Формулируют цели урока.

Высказывают свои предположения.

Личностные: установление учащимися    связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные: формулирование темы и постановка проблемы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.


4.

Мотивация к учебной деятельности.

1


Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня мы проведем расследование и проанализируем особенности временных форм глагола.


Узнают о плане «морфологического» расследования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Решение учебной задачи.

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

6





Слайд 5





-Ребята, давайте сформулируем, что такое время?

(Время – это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи.)


-Какие времена вы знаете?

-На какие вопросы отвечают глаголы трех времен?

На доске в виде таблицы:

(Прошедшее время: Что делал? Что сделал? Что делали?

Настоящее время: Что делает? Что делают?

Будущее время: Что сделает? Что будет делать?)


- Ребята ответьте письменно на вопросы, записывая только глаголы:

-Что вы делали вчера на экскурсии в Краснодаре? (слушали, наблюдали, отдыхали, пели, смотрели)

-Что сейчас делает ваш одноклассник?

(Думает, пишет, вспоминает, учится)

-Что вы будете делать, если вдруг встретитесь с В. Нестеренко? (Поздороваюсь, обрадуюсь, улыбнусь, обниму)


-Понравились ли вам эти вопросы? Зачитайте свои ответы. Определите время записанных глаголов.

Под руководством учителя формулируют правило.






Отвечают на вопросы.




Записывают таблицу в тетради.




Работают письменно в тетради.










Отвечают на вопросы, определяют время глаголов, доказывают свою правоту.

Познавательные:

поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие.

Регулятивные: систематизация полученных ранее знаний

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

6.

Физкультми-нутка.

Цель этапа:

смена вида деятельности, активизация внимания.

1

Слайд 6

1. Учитель называет глаголы, учащиеся делают упражнения.

2. Произносят скороговорки

В. Нестеренко (См. приложение)

Тренируются в произношении скороговорок, настраиваются на позитивный лад.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7.

Закрепление знаний.

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

провести коррекцию


10


































Слайд 8












-Ребята, перед вами текст. Вам дается задание :

1 группа (ряд)- выписать предложения с глаголами в прошедшем времени

2 группа (ряд)- выписать предложения с глаголами в настоящем времени

3 группа (ряд)- выписать предложения с глаголами в будущем времени.

-Подчеркнуть глаголы как члены предложения.


Живет на Кубани замечательный детский писатель Владимир Нестеренко. Его творчество знают не только в   Краснодарском крае.

Владимир Дмитриевич Нестеренко родился в станице Брюховецкой. Он работал учителем в школе, служил в армии. Стихи для детей В. Нестеренко пишет более 30 лет. Вышли в свет 8 книг его стихотворений. Наш земляк – автор журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», многих газет.

Ребята, обязательно сходите в школьную библиотеку, прочитайте сборники стихов

В. Нестренко и напишите свой отзыв по адресу:

Краснодарский край

ст. Брюховецкая, ул. Красная, 173, кв. 11

Нестеренко Владимиру Дмитриевичу


Учитель осуществляет проверку работ учащихся (по желанию).

.












Выполняют задание, выписывают предложения из текста в соответствии с заданием, определяют синтаксическую роль глагола.










Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Регулятивные: самокоррекция, умение организовать работу в группе, определить последовательность действий.

8.

Контроль усвоения материала.


5








Слайд 9















Слайд 10

Учитель предлагает ребятам выполнить задание, заполнив таблицу глаголами из стихотворений

В. Нестеренко.

Таблица

Прошедшее Настоящее Будущее

Посмотри: на ветках почки.

Вот они надули щечки.

Разобрал подружек смех -

Убегает с поля снег:

Он спешит, а им потеха -

Почки лопнули от смеха.


Лето! Знойная погодка –

Всюду яркие лучи.

Поле, словно сковородка,

Что достали из печи.

Нелегко под солнцем людям –

Но ведут комбайны в степь –

После жаркой жатвы будет

В каждом доме – теплый хлеб.


-Выполните взаимопроверку, оцените работу, ориентируясь на критерии.

(Обратить внимание учащихся на глагол в повелительном наклонении- посмотри. В повелительном наклонении глаголы не имеют категории времени.)








Заполняют таблицу, выполняют взаимопроверку, оценивают работу по критериям.






Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

9.


Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Цель этапа: оценка уч-ся результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности свое и всего класса.

5


Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Выставляет оценки.

Анализируют свою работу.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Слайд 11



Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда …

- Мне понравилось на уроке…

- Я уверен, что…


Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.


Личностные: самоопределение.

Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности.


10

Дифферен-цированное домашнее задание.


2









Слайд12

Вариант 1.Написать мини – сочинение на тему: «За что я люблю свой край (город)». Указать время глаголов.


Вариант 2. Выписать из стихотворений кубанских писателей 10 глаголов. Определить время глаголов.

Вариант 3. Написать отзыв о стихотворениях В.Д. Нестеренко самому автору в ст. Брюховецкую.


ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.