Ф. И. О. педагога: Верховых Л.В.
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с возникновением республики в Риме, развитию умения характеризовать борьбу плебеев за свои права; создать условия для формирования представлений о военных столкновениях римлян с народами и племенами в 4-3 вв. до н.э., процесс превращения Рима в господствующее государство Аппенинского полуострова; содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника. |
Тип и вид урока | Усвоение знаний, навыков и умений/ урок-беседа |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии | Республика, консул, народный трибун, право вето, сенатор. Юнона, Пирр. Крылатые выражения: «Гуси Рим спасли», «горе побеждённым». Возникновение республики (509 г. до н.э.), нашествие галлов (390 г.н.э.). |
Образовательные ресурсы | Карта «Древний Рим», учебник, презентация |
Этапа урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД |
Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя | Быстрое вовлечение в деловой ритм | |
Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Работа с картой. Слово учителя | Мозговой штурм Ребята, мы с вами продолжаем изучать историю Древнего Рима. Давайте проведем разминку, освежим наши знания. Внимательно посмотрите на карту Италии. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на... (сапог). Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ... (Аппенинский). Довольно труднопроходимы Крутые горы ... (Аппенины). Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые ... (латины). До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться, Что малышей спасла ... (волчица). Ромул дал названье месту, Это потому, что им Был основан город ... (Рим). Организует работу с картой: показать территорию Италии, моря, омывающие Италию, горы. Дают описание природным условиям. | Отвечают коллективно Показывают на карте географические объекты, характеризуют природные условия. | Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Работа с картой, беседа по вопросам, тестирование |
Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Работа с картой. | Раздаёт карты на парты (приложение 2). В чём отличие? Предлагает сформулировать учебную задачу. | Изучают карты, формулируют тему урока. Оформляют запись в тетради: тема урока, план (Слайд 1,2) | Регулятивные: вместе с учителем формулируют тему урока и учебные задачи | Беседа по вопросам |
Усвоение новых знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Наглядный. Практический. | Рассказывает о возникновении республики с опорой на знания детей. Составление схемы (приложение 3). Знакомство с понятиями, терминами. (Слайд 3) | Отвечают на вопросы. Объясняют значения терминов. | Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. | Работа со схемой, понятиями |
Возникновение республики (509 г. до н.э.) | Рассказ, беседа, работа со схемой, работа с текстом | - как изменилось управление в Риме после изгнания седьмого царя? Работа со схемой. - почему плебеи ушли на гору? (стр. 219, 2,3 абзац) - что означает «вето»? | Называют дату исторического события, составляют схему | Познавательные: структурируют знания. |
Нашествие галлов (390 г.н.э.). | Фронтальная. Наглядный. Рассказ, беседа, работа со схемой | - посмотрите на карту, какие племена жили на севере Италии? - как были вооружены галлы? - почему в Риме стоит памятник гусям? - что означает крылатое выражение «горе побеждённым» (Слайд 4-6) | Работа с картой, учебником Сообщение ученика | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий | Беседа по вопросам |
Военные победы римлян | Фронтальная. Наглядный. Рассказ, беседа, работа с картой | Рассказывает о нашествии Пирра, военных победах римлян (Слайд 7,8) | Извлекают информацию из презентации | Регулятивные: учатся использовать дополнительный материал | Беседа по вопросам |
Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. | Игра «крестики-нолики» Военноначальник воевавший против Рима Пирр – да Республика означает «общественное дело» -да На Капиталлийском холме находился храм Юпитера – нет В Риме выбирали двух консулов – да Через Альпы хлынули племена галлов -да Пирр одерживал победу с помощью боевых слонов – да Рим спасли собаки – нет Галлы начали нашествие в 490 г. до н.э. – нет Консулов выбирали на 1 год –да
(Слайд 8) Проводится рефлексия (Слайд 10) | Выполняют задание | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи | Самопроверка |
Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Пар. 45, подготовить сообщения об одежде римлян | Воспринимают задания, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Сообщения |