Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. | Ши Ир шк ша ид шл им | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Подготовка к основному этапу. Предложение (учебник, с. 23) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Сегодня мы приступаем к изучению большой темы «Предложение». – Прочитайте, чему мы будем учиться на уроках данной темы | Слушают учителя. Читают: «Будем учиться…» | Осмысленно строят ответ на вопрос, опираясь на текст учебника | Беседа по вопросам |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 24) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Что такое предло- жение? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформули- рованную вместе с учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Предложение (упр. 20) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Предлагает прочитать группы слов, найти предложение, объяснить свой выбор. – Спишите предложение. – Какая мысль выражена в нем? Как вы ее понимаете? | Читают слова. – Предложение под номером 3. Имеет законченную мысль. Списывают предло- жение. Отвечают на вопросы | Распознают предложение среди слов, объясняют свой выбор. Высказывают свое мнение | Беседа по вопросам, письмо |
2. Сведения о языке. Предложение (учебник, с. 24) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте правило. Что такое предложение? | Читают, отвечают на вопрос | Извлекают из текста необходимую инфор- мацию | Чтение, правило |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Индивидуальная. Словесный, практический. | – Здравствуйте, прощайте, сентябрь, Родина, здравствуй, прощай | Записывают словарные слова под диктовку | Выполняют право- писание словарных слов, осуществляют | Словарный диктант |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Предложение. Правило (учебник, с. 24) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. | Ира Шилова | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 24) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Знаки препинания (упр. 22). Таблица. Знакипрепинания в конце предло- жения | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, работа с таблицей, письмо | Предлагает прочитать текст и сделать вывод, какую «работу» выполняет каждый знак препинания в конце предложе- ния, списать выделенные предложения | Читают текст. – Сообщается о чем-то – ставится (.). Содер- жится вопрос – (?). Произносится с сильным чувством – (!) | Различают знаки препинания, объясняют их назначение, используют на письме. Наблюдают над значением предложений, различных по цели высказывания | Беседа по вопросам, письмо |
2. Чтение с интонацией (упр. 23) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте предложения так, как подсказывают знаки препинания. Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания? | Читают, отвечают на вопрос | Выразительно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Высказывают свое мнение | Чтение, беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Пальчиковая гимнастика | Крестики-нолики Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальцев – нолик. Чередовать эти движения | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение дви- жений |
3. Предложения (упр. 24) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. | Предлагает прочитать, ответить на вопросы и выполнить задания упражнения, списать, поделив текст на предложения | Читают. – Пять предложений. Отвечают на вопросы. Правильно записывают | Соблюдают логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | Чтение, письмо, беседа по вопросам |
4. Словарно-орфографическая работа. Скоро, быстро | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте словарные слова, что они означают? Спишите их, запомните написание | Читают словарные слова, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают право- писание | Усваивают написание непроверяемых слов, объясняют значение слов | Беседа по вопросам, письмо словарных слов |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Предложение. Текст. Работа в рабочей тетради (№ 14) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, творческий. Чтение, рассказ, письмо | Организует работу с упражнением. Уточняет, как узнать, сколько в тексте предложений. – Как с помощью голоса отделить одно предложение от другого? – Как на письме отделить одно предложение от другого? Для чего это делается? – Спишите, поделив текст на предложения | Читают. Отвечают на вопросы, слушают объяснение учителя. Правильно записывают. – Пять предложений. – В конце предложения голос понижается. Между предложениями делается пауза. – Первое слово пишется с большой буквы, а в конце ставится знак препинания. | Определяют предло- жение и его главные признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Используют знание признаков предложе-ния для выполнения учебного задания: выделить и прочитать предложения, посчитать их количество. | Чтение, письмо, беседа по вопросам |
2. Знаки препинания. Игра-конкурс «Лучшее предложение». Работа в рабочей тетради (№ 15) | Парная, инди- видуальная, коллективная. Словесный, практический, творческий. Чтение, беседа, письмо, игра- конкурс | – Прочитайте. Рассмотрите знаки. Впишите в предложение пропущенные слова. – Составьте и прочитайте предложение об осени, произнесите его с особым чувством. Какой знак ставится в конце предложения? | В предложение вписывают пропущенные слова. Составляют предложение об осени с разными знаками препинания. Участвуют в конкурсе-игре | Различают знаки препинания. Составляют предложения и выразительно их произносят. Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. | Беседа по вопросам, письмо, конкурс-игра |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какая задача стояла перед нами? – Удалось ли ее решить? – Кто справился с задачей? Кто испытывал затруднения? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Если хочешь много знать, Многого добиться, Значит, грамотно писать Должен научиться! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. | п т р г руч-ка | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка домашнего задания. Работа в рабочей тетради (№ 16) | Парная. Словесный. Чтение | Организует проверку домашнего задания | Выразительно читают диалог. Называют вставленные знаки препинания | Осуществляют взаимопроверку, контролируют работу партнера | Чтение, письменные работы |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 26) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Как составить из слов предложение? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Составление предложений (упр. 25) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Предлагает прочитать слова, составить предложение и записать его. – Как вы понимаете выражение ветерок играет? | – Весело играет осенний ветерок листьями с деревьев. Отвечают на вопрос | Составляют предложение из слов. Думают, размышляют, высказывают свое мнение, анализируют фразе- ологизм | Беседа по вопросам, письмо |
2. Сведения о языке. Связь слов в предло- жении (учебник, с. 27) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте правило. Какую информацию оно содержит? | – Слова в предложении связаны между собой по смыслу | Извлекают необходимую информацию из текста, воспроизводят ее | Правило |
3. Словарно-орфографическая работа. Ветер, ветерок (учебник, с. 27) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте словарные слова, что они означают? Спишите их, запомните написание | Читают словарные слова, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают право- писание | Усваивают написание непроверяемых слов, объясняют значение слов | Беседа по вопросам, письмо |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки приподнимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь! | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение дви- жений |
4. Составление предложения. Работа в рабочей тетради (№ 17) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | Предлагает прочитать слова, составить предложение, записать по схеме | Читают слова, составляют предложение, записывают | Составляют предложение из слов, используя схему | Чтение, письмо |
5. Алгоритм составления предложения (упр. 26; учебник, с. 27) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Из представленных слов составьте предложение, запишите его. Прочитайте правило. Расскажите его | Читают слова, составляют предложение, записывают. Знакомятся с правилом | Составляют предложение из слов. Воспроизводят правило составления предложения | Письмо, правило |
6. Логическое (смысловое) ударение в предложении (упр. 27). Сведения о языке (учебник, с. 28) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Выполните задания к упражнению, ответьте на вопрос. – Прочитайте правило, что вы узнали из него? | Читают предложения, отвечают на вопрос. Читают правило, рассказывают | Ставят логическое (смысловое) ударение в предложении. Извлекают из текста необходимую информацию | Чтение, беседа, правило |
7. Пословица. Работа в рабочей тетради (№ 19) | Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа | – Прочитайте. Объясните смысл пословицы | Читают, отвечают на вопрос | Анализируют пословицу, раскрывают ее смысл, высказывают свое мнение | Чтение, беседа |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Главная мысль предложения. Интонация (упр. 28) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический, наглядный. Чтение, беседа, рассказ, письмо | – Прочитайте предложения. Выделите голосом важные по смыслу слова и обозначьте интонацией конец предло- жения. – К какому предложению дана иллюстрация? – Спишите предложение. Ответьте на вопросы | Читают. Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы. Правильно записывают предложение | Выделяют важные по смыслу слова и обозначают интонацией конец предложения. Соотносят пред- ложение и иллюстрацию. Осуществляют самопроверку при списывании. Используют слова для справок при ответах | Чтение, письмо, беседа по вопросам |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 18) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Как пришел ты на урок, На язык повесь замок, Далеко не прячь ключи, Если нужно – отомкни. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | па-рт-а те-тр-адь | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь (№ 18) | Фронтальная. Словесный. Комментиро- ванное чтение | Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы | Зачитывают слова со вставленными буквами, объясняют их правописание | Осуществляют само-проверку, устанавливают правильность выполнения задания | Чтение, письменные работы |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 29) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Что такое главные члены предложения? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную вместе с учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Составление предложений. Члены предло- жения (упр. 29) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Предлагает прочитать слова, составить предложение и записать. Организует знакомство с правилом и его усвоение | – Ярко светит осеннее солнце. Записывают предложение. Читают правило, рассказывают его | Составляют предложение из слов. Правильно записывают. Извлекают необходимую информацию из текста, воспроизводят ее | Письмо, правило |
2. Сравнение предложений. Главные члены (упр. 30; учебник, с. 30) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте предложения, ответьте на вопросы. Прочитайте правило. Какую информацию оно содержит? | Читают, отвечают на вопросы, выполняют задание. Запоминают правило | Сравнивают предложения, находят главные члены. Извлекают необходимую инфор- мацию из текста | Беседа по вопросам, правило |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Ухо – нос Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за левое ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение дви- жений |
3. Основа предложения (упр. 31) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте предложение, запишите его, ответьте на вопросы. Учит обозначать основу предложения графически | Читают предложение, записывают. Отвечают на вопросы | Находят главные члены (основу) предложения, приводят доказательства. Обозначают графически грамматическую основу | Чтение, письмо, беседа по вопросам |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 20) | Индивидуальная. Практический. Письмо | Организует работу с упраж- нением, контролирует его выполнение | Составляют предло- жения и продолжение текста | Составляют предложения из слов, правильно записывают их | Письмо |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какая задача стояла перед нами? – Удалось ли ее решить? – Кто справился с задачей? – Кто испытывал затруднения? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 21) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | ид ав ви ил | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка домашнего задания. Работа в рабочей тетради (№ 21) | Фронтальная. Словесный. Беседа | Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы | Зачитывают ответы на вопросы | Осуществляют само-проверку, устанавливают правильность выполнения задания | Беседа по вопросам, письменные работы |
IV. Актуализация знаний и способов действий. | Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. | – Прочитайте вопросы, составьте и запишите ответы, используя данные слова. | Читают вопросы. Составляют и записы- вают ответы. | Письменно отвечают на вопросы, используя слова для справок. Обозначают графи- | Чтение, письменные ответы |
1. Развитие речи. Письменные ответы. Основа предложения (упр. 32) | Чтение, беседа, письмо | – Найдите в первом предложении основу | Находят основу предложения: «Рябина росла» | чески основу пред- ложения | |
2. Словарно-орфографическая работа. Дидактическая игра «Буква потерялась» | Коллективная. Практический. Дидактическая игра | На доске записаны слова: Пр_щай, с_нтябрь, род_на, скор_, быстр_, вет_р, вет_рок. – Вставьте пропущенные буквы | Вставляют пропущенные буквы, подчерки- вают их | Контролируют работу друг друга. Осуществляют правописание словарных слов | Письмо |
V. Постановка учебной задачи (учебник, с. 31) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Что такое второсте- пенные члены пред- ложения? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Главные и второстепенные члены предложения (упр. 33; учебник, с. 31) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Предлагает прочитать строки из стихотворения, ответить на вопросы. Знакомит с правилом о второстепенных членах предложения | Читают строки стихотворения. Отвечают на вопросы. Читают правило, рассказывают его | Различают главные и второстепенные члены предложения. Извлекают необходимую информацию из текста, воспроиз- водят ее | Беседа по вопросам, правило |
2. Второстепенные члены предложения (упр. 34) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте предложения, спишите. Докажите, что выделенные слова – второстепенные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Какие слова поясняют? | Читают предложения, списывают. Отвечают на вопросы, выполняют задание | Находят второстепенные члены предложения, приводят доказательства. Умеют задавать вопросы к второ-степенным членам | Беседа по вопросам, письмо |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Вскинем наши пальчики, Как ушками шевелят зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение дви- жений |
3. Словарно-орфографическая работа. Рисунок, рисовать (учебник, с. 31) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте словарные слова, что они означают? Спишите их, запомните написание | Читают словарные слова, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают право- писание | Усваивают написание непроверяемых слов, объясняют значение слов | Беседа по вопросам, письмо |
VII. Закрепление знаний и способов действий. Составление предложений | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Составьте повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения со словами: рисунок, рисовать | Составляют и записывают предложения | Различают повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, умеют их составлять | Письмо |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |