СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии модульного обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке речь идет о современных образовательных технологиях. Модульное обучение - один из видов технологий, используемый  в современном учебно-образовательном процессе. 

Просмотр содержимого документа
«Технологии модульного обучения»

Технологии модульного обучения


1. Понятие «обучающий модуль»

Термин «модуль»- пришел в педагогику из информатики, где им

обозначают конструкцию, применяемую к различным информа­ционным системам и

структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» —

интернациональный. В тезау­русе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него:

модуль­ный метод, модульная подготовка модульное расписание, модуль­ный подход.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебно­го материала и

процедур в виде законченных единиц с учетом атри­бутивных характеристик.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX

в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Сущность его состояла в

том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог

работать с пред­ложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в

себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по

достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от

информационно-контролирую­щей до консультативно-координирующей. Модульное

обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?

Исходя из того что модуль — это относительно самостоятель­ная часть какой-

нибудь, системы, несущая определенную функци­ональную нагрузку, то в теории

обучения это) определенная «доза» информации или действия», достаточная для

формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего

специали­ста. Учитывая вышеизложенное, можно дать сле­дующее

определение модуля.

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания

учебной дисциплины, включающая в себя познава­тельный и профессиональные

аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой

контроля знаний, уме­ний и навыков, сформированных в результате овладения

обучае­мыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную

характе­ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор­мационной)

и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой —

формирование теоретических знаний, функции второй — формирование

профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как це­лые дисциплины, так

и некоторые разделы дисциплин, спецкур­сы, факультативы. Деятельностным

модулем могут служить лабо­раторное практикумы и лабораторные работы,

спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и

диплом­ные работы.


2. Модульная технология обучения (МТО)

Теоретические основы технологии

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться

сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать,

организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать. По мнению

авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что

накоплено в педагогической теории и прак­тике. Так, из программированного

обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий

в определенной логике, постоян­ное подкрепление своих действий на основе

самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

Из теории поэтап­ного формирования умственных действий используется самая ее

суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил

модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся,

переходящего в самоуправление. Из психологии используется также реф­лексивный

подход. Накопленные обобщения теории и практики диффе­ренциации, оптимизации

обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения,

в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления

процесса обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью

самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей

учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это

целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и

технология овладения им в систему высокого уровня це­лостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него

входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по

достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа

обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню

самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его от­личие от

других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных

само­стоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых

осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулиру­ется для

обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого

содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каж­дый ученик получает

от учителя советы в письменной форме как рацио­нальнее действовать, где найти

нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется

через модули и личное, индивидуальное общение. Именно моду­ли позволяют

перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учит­ся

планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, са­мому определить

уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знани­ях и умениях.

Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной дея­тельностью

учащихся через модули и непосредственно, но это более мяг­кое, а главное

сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю

индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет пробле­мы

индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Авторы данной технологии советуют педагогам при работе опираться на некоторые

теоретические основы и основные принципы построения мо­дульных программ.

Прежде всего, следует знать о принципе целевого назначения. Модули можно

разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ

наук; операционные - для формирования и развития спо­собов деятельности и

смешанные. В школе чаще всего используются сме­шанные модули.


Выводи и рекомендации

Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некото­рые выводы

При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную

учебно-познавательную деятельность, работает с дифферен­цированной по

содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет инди­видуализация контроля,

самоконтроля, коррекции, консультирования, сте­пени самостоятельности. Важно,

что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что

способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому

ученику освоение стандарта обра­зования и продвижения на более высокий

уровень обучения. Большие воз­можности у технологии и для развития таких

качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего,

изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать

учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью

через модуль и непосредственно консуль­тировать школьников. В результате

изменения его деятельности на учеб­ном занятии меняется характер и содержание

его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести

объяснение нового, а готовит­ся к тому, как лучше управлять деятельностью

школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то

задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических

целей мо­дуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже

принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному заня­тию. Оно

обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску

более совершенных технологий. Продумывание целей дея­тельности учащихся,

определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое

определение форм и методов учения тре­бует от учителя хорошего знания своих

учеников.