Технологии модульного обучения
1. Понятие «обучающий модуль»
Термин «модуль»- пришел в педагогику из информатики, где им
обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и
структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» —
интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него:
модульный метод, модульная подготовка модульное расписание, модульный подход.
Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и
процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX
в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Сущность его состояла в
том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог
работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в
себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по
достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от
информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное
обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?
Исходя из того что модуль — это относительно самостоятельная часть какой-
нибудь, системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории
обучения это) определенная «доза» информации или действия», достаточная для
формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего
специалиста. Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее
определение модуля.
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания
учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные
аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой
контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения
обучаемыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную
характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной)
и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой —
формирование теоретических знаний, функции второй — формирование
профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так
и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным
модулем могут служить лабораторное практикумы и лабораторные работы,
спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и
дипломные работы.
2. Модульная технология обучения (МТО)
Теоретические основы технологии
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться
сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать,
организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению
авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что
накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного
обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий
в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе
самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.
Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее
суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил
модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся,
переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный
подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации
обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения,
в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления
процесса обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей
учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это
целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и
технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него
входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по
достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа
обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню
самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от
других систем обучения.
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных
самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых
осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для
обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого
содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает
от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти
нужный учебный материал и т. д.
Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется
через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют
перевести обучение на субъект субъектную основу.
В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится
планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить
уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью
учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное
сугубо целенаправленное управление.
В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю
индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы
индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.
Авторы данной технологии советуют педагогам при работе опираться на некоторые
теоретические основы и основные принципы построения модульных программ.
Прежде всего, следует знать о принципе целевого назначения. Модули можно
разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ
наук; операционные - для формирования и развития способов деятельности и
смешанные. В школе чаще всего используются смешанные модули.
Выводи и рекомендации
Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некоторые выводы
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную
учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по
содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля,
самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно,
что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что
способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому
ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий
уровень обучения. Большие возможности у технологии и для развития таких
качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм.
Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего,
изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать
учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью
через модуль и непосредственно консультировать школьников. В результате
изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание
его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести
объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью
школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то
задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических
целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже
принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно
обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску
более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся,
определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое
определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих
учеников.