Технология «Дебаты» на уроках истории и обществознания
Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: - целостность; - универсальность; - вариативность - ориентация на демократизацию учебного процесса; - гуманистический характер и гуманитарная направленность; - личностная ориентированность; - ориентация на самообразование и самообучение.
Технология «Дебаты» предполагает: - активное включение самого студента в поисковую учебно-познавательную деятельность , организованную на основе внутренней мотивации; - организация совместной деятельности , партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение студентов в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности; - обеспечение диалогического общения не только между преподавателем и студентами, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.
Функции технологии «Дебаты» 1. Социализирующее значение 2. Воспитывающее значение 3. Развивающее значение 4. Дидактическое значение
Данное выступление призвано: - способствовать формированию представлений о возможностях использования дебатов на уроках истории и обществознания; - познакомить преподавателей с основными формами дебатов, особенностями их организации, проведения и использования в учебном процессе; - продемонстрировать вариативность этой методики и возможности ее применения в разных формах в зависимости от возраста учащихся, уровня подготовленности, особенностей группы и т.п.; - помочь овладеть элементами техники организации дебатов на уроках и во внеучебной деятельности.
Из истории дебатов Дебаты ведут свое начало из Древней Греции , где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.
Политические дебаты
В последней четверти XVIII столетия Дамаскин-Руднев ввел в обиход Нижегородской семинарии новинку – «диспуты»
Технология дебатов. Суть и правила дебатов - Технология дебатов. Суть и правила дебатов дебаты – это «соревнование между играющими, действия которых 1ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы), т.е., дебаты – это игра; - дебаты – это целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами дебаты - это форма дискуссии.
Технология дебатов. Суть и правила дебатов - Основные элементы дебатов 1. Определение темы 2. Система аргументации 3. Поддержка и доказательства 4. Перекрестные вопросы
Технология дебатов. Суть и правила дебатов - Чему учат дебаты? Вот мнения участников дебатов: Дебаты меня многому научили: четко и аргументированно доказывать свою точку зрения, убеждать людей в своей правоте и уверенно держаться перед публикой. (Ира П.) Дебаты учат уважительному отношению к оппоненту, поскольку дебаты касаются идей и их столкновения, а не личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. (Андрей П.) В дебатах мы учимся отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. (Дмитрий Е.) В дебатах мы учимся не только говорить, но и слушать своих оппонентов. (Дмитрий П.) Участвуя в дебатах, я получаю то уникальное чувство товарищества, всеобщего взаимодействия, которое мне могут дать только дебаты. (Дмитрий Ж.) Дебаты помогают получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном демократическом обществе. (Анна Л.)
Технология дебатов. Суть и правила дебатов - Дебаты способствуют: - расширению общекультурного кругозора; - развитию интеллектуальных способностей; - развитию исследовательских и организационных навыков; - развитию творческих качеств; - развитию коммуникативных умений; - развитию ораторских способностей; - формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Технология дебатов. Суть и правила дебатов - Цели и задачи использования дебатов в процессе обучения - обучающие, так как способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками; - развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения; - воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы; - коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.
Технология дебатов. Суть и правила дебатов - Почему я как преподаватель хочу использовать дебаты в процессе обучения 1. Я хочу идти в ногу со временем 2. Я хочу, чтобы у моих студентов был устойчивый интерес к истории, чтобы они любили мой предмет и с удовольствием шли на урок 3. Я хочу, чтобы мои ученики хорошо знали историю 4. Я хочу способствовать формированию у студентов исторического мышления 5. Я хочу создать студентам благоприятные условия для самореализации на уроке 6. Я хочу научить студентов учиться 7. Я хочу проводить дебаты на уроках, так как не могу не делать этого на уроках истории 8. Я хочу научить своих студентов навыкам исследования, приемам научной организации труда, эффективной работе с источниками 9. Я хочу помочь студентам развить монологическую речь 10. Я хочу, чтобы мои студенты делали четкие, краткие, грамотные ответы 11. Я хочу научить своих учеников навыкам публичного выступления 12. Я хочу, чтобы мои студенты были хорошо подготовлены к экзаменам и успешно их сдавали 13. Я хочу помочь ученикам сформировать собственную позицию 14. Я хочу подготовить учеников к реальной жизни.