СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология «Дебаты» на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология «Дебаты» предполагает:

-   активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

-   организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение студентов в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

-   обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Технология «Дебаты» на уроках истории и обществознания»

Технология «Дебаты» на уроках истории и обществознания

Преподаватель: Ерзиков Ю.Г.


Введение

В условиях современной России перед институтами образования встала проблема выработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе. Социальный заказ системе образования связан с формированием у студентов личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созидателями демократического общества и реализовать себя в нем. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим. Одной из таких технологий является технология «Дебаты».

В 1999 году группой специалистов в области общего образования в составе членов Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России Вяземского Е.Е. и Вакуровой О.Ф. была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. В нем, в частности, говорится: «Программа «Дебаты» в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. «Дебаты» представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества...».

Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность; универсальность; вариативность; ориентация на демократизацию учебного процесса, гуманистический характер и гуманитарная направленность; личностная ориентированность; ориентация на самообразование и самообучение учащихся. Эта технология по праву принадлежит открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса.

Технология «Дебаты» предполагает:

-   активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

-   организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение студентов в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

-   обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний. 

Из истории дебатов

Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.

В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России. Новый всплеск внимания к дебатам вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года в США.

В этом смысле дебаты представляют собой формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). Такое определение дебатам дает М.В.Кларин, рассматривая дебаты как один из видов обсуждения, представляющий собой свернутую форму дискуссии [См.: Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. С.13435. Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. – Н.Новгород: Нижегородская ярмарка, 1995. С. 271, 273].

Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Так, например, 17 декабря 1756 года блестящее московское общество присутствовало в Большом зале Московского университета на студенческом философском диспуте. Руководитель диспута профессор «логики, метафизики и правоучения» Иоганн Генрих Фроман огласил перед публикой темы:

-    «Логика не есть навык и орудие к познанию прочих наук, но действительно наукою должна почитаться»;

-    «Исправление разума есть начало исправления душевной воли»;

-    «Нет рока, и он есть один вымысел ложных философов».Участники диспута, шесть лучших по успехам студентов, обозначались в печатных афишах по именам с прибавлением названия места, откуда они родом. Защищали тезисы: Петр Дмитриев из Москвы и Егор Булатницкий из Киева. Опровергали тезисы: Иван Федоров из Суздаля и Илларион Садовский из Нижнего Новгорода...

В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. Создана Международная образовательная ассоциация «Дебаты».

Технология дебатов. Суть и правила дебатов

Итак, дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики.

Дебаты могут принимать различные формы. Число участников колеблется от 2-х до четырех в каждой команде. В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им дается возможность участвовать в перекрестных вопросах.

Основные элементы дебатов

Остановимся на нескольких основных элементах дебатов.

1.        Тема. Первый шаг в любых дебатах – это формулировка темы. Это не простая задача. Во-первых, тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы. Во-вторых, тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т.е. чтобы и сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргументы. Пример, формулировка «Было ли нападение Германии на СССР в 1941 I году внезапным?» является неправильной. Грамотно сформулированная тема может звучат так: «Нападение Германии на СССР в 1941 году было внезапным».

2.       Определение темы (определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы). Определения необходимы как отправная точка. Определения очень важны в дебатах, поскольку нужно знать, что можно обсуждать, а что нельзя. Определения рассматриваются, с одной стороны, как путь к исследованию темы, с другой стороны, как необходимые ограничения. Перед тем, как представить свои аргументы перед судьей или оппонентами, вам необходимо определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы. Изучение того, в чем суть данной проблемы, или в чем она может быть -первый шаг в подготовке к успешным дебатам. Тема задает дебатам определенные рамки. Но поскольку тема может содержать огромное количество возможностей выбора проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Частники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения терминов темы. Также, четкие определения помогают судье лучше понять позицию команды и контекст ее аргументов. Определения терминов и понятий должен представить в начале своего выступления первый спикер утверждающей команды. Отрицающая команда должна принять определения, представленные утверждением, за исключением крайних случаев, когда определения даны некорректно. Следует помнить, что дебаты по определениям не допускаются (судья имеет право прервать такие дебаты).

3.       Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы – наилучшая.

4.       Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства – поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.

5.       Перекрестные вопросы. Большинство видов (но не все) дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибку противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Дебаты способствуют:

1. Расширению общекультурного кругозора:

-    обогащению знаний, относящихся к гуманитарным и прежде всего обществоведческим областям;

-    развитию интереса к учебе, формированию мотивации обучения;

-    формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.

2.    Развитию интеллектуальных способностей:

-    формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;

-    умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;

-    умению различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, анализировать полученную информацию

-    способности концентрироваться на сути проблемы.

3.    Развитию исследовательских и организационных навыков:

-    собирать и анализировать материалы из различных источников, носясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;

-    обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства и достоверными историческими факта

-    обоснованно оценивать изучаемые события в конкретно-исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории;

-    оценивать различные версии и мнения о прошедших исторических событиях, признавая, что некоторые источники могут быть необъективными, объяснять причины такой необъективности;

-    собирать доказательную базу и грамотно ей пользоваться. Не все достаточно простой логики или простых примеров. Часто требуют доказательства, которые необходимо найти в различных источниках (газетах, книгах, интервью, электронных сетях);

-    грамотно организовывать материал в целях повышения эффективности сообщения вне зависимости от того, устное оно или письменно.

4.    Развитию творческих качеств:

-    умению по-новому взглянуть на проблему, стремлению использовать не традиционные способы ее решения, способности видеть нечтовое, необычное в привычных явлениях;

-    гибкости и продуктивности мышления, быстроте реакции; способности ценить креативность у других людей.

5-. Развитию коммуникативных умений:

-    умению слушать и слышать собеседника;

-    способности сопереживать другим людям и проявлять солидарно понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт;

-    терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толераности;

-    способности работать в команде.

6.       Развитию ораторских способностей:

-    навыков публичного выступления;

-    уверенности в себе;

-    умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме; I

-    способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой. ]

7.       Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности Iв демократическом обществе:

-       способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения, взгляды;

-    способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а нечеловека, ее декларирующего;

-    пониманию важности гражданской позиции; формированию нравственного «стержня»;

-    уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям; различным культурам, традициям;

-    повышению интереса к событиям в общественно-политической жизни страны, региона, города;

-    стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.

Одним из важнейших достоинств, по мнению многих учителей и родителей, является то, что дебаты учат учиться и совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом.

Дебаты в образовательном процессе

Как уже отмечалось выше, дебаты, являясь новой педагогической технологией, служат эффективным средством обучения и воспитания, что предопределяет активное применение дебатов в учебном процессе.

В настоящее время в России накоплен богатый опыт использования дебатов в учебном процессе.

Дебаты на уроках истории можно разделить также на несколько видов:

1.  Проблемные дебаты - дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Ярким примером таких дебатов служит игра на тему «Монголо-татарское иго над русскими землями не существовало». Дебаты построены на столкновении концепций Л.Н. Гумилева (Апокрифический диалог) и В.В. Каргалова (Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси). Следует отмстить, что проблемных дебатов может быть немного – только по главным, ключевым, дискуссионным проблемам (например, основание российской государственности, роль государствообразующих факторов, Русь между Востоком и Западом, эволюционный и форсированный варианты централизации государства и т.д.).

2.  Экспресс-дебаты по мини-проблемам – это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу преподавателя. Этот тип дебатов может быть довольно часто и успешно использован как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.

3.  Дебаты как форма работы с документами – дебаты, основанные на различных источниках и предусматривающие работу студентов с историческими документами. Эти дебаты призваны научить работать с историческими источниками.

4.  Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы студентов по какой-либо проблеме, то есть явиться формой презентации и осмысления результатов работы учащихся с учебной и научной литературой.

5.  Дебаты как средство формализации дискуссии. В процессе изучения истории учащиеся нередко сталкиваются с дискуссионными проблемами, которые настолько затрагивают их личность, что не могут явиться предметом рационального обсуждения. Студенты часто испытывают затруднения перед ситуацией, когда необходимо предъявить группе свое мнение по таким проблемам в неформализованном обсуждении. Средством преодоления такой ситуации становится формализация дискуссии, то есть перевод ее в русло дебатов.

6. В форме дебатов могут быть организованы повторительно-обобщающие уроки. При этом, как правило, развитие учащегося идет по направлению развития инструментария, а не приращения содержания – дебаты проходят на базе основного содержания учебного материала. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие темы: «В буржуазных революциях XVIII в. больше схожего, чем особенного», «Петровские реформы – прогрессивное явление в истории России». Однако эту форму дебатов следует использовать с большой осторожностью, так как:

-    слишком велик объем материала для подготовки;

-    игра редко идет в соответствии с задачами, намечаемыми учителем -как правило, внимание игроков концентрируется не на узловых моментах, а на достаточно узких проблемах – где обнаружились пробелы в знаниях у оппонентов.

-    составление речей, регламентируемых по времени и другие.


В каких уроках могут быть применены дебаты

Древняя Русь: IX в. – первая треть XII в. Образование Древнерусского государства

Древняя Русь: ХII-XIV вв. Русские земли под властью Золотой Орды

Россия в первой половине XIX века: Общественное движение в России в первой половине XIX века. Движение декабристов

Россия во второй половине XIX века. Либеральные реформы 60-70-х гг.

История России: XX век Экономическое развитие России в конце XIX – начале XXвека

История России: XX век. Россия в 1917 году

История России: XX век. Великая Отечественная война


Возможные темы дебатов по истории

1.   Географический фактор оказывает решающее влияние на развитие страны.

2.   Варяги сыграли ведущую роль в становлении Русского государства.

3.   Монголо-татарского ига над русскими землями не существовало.

4.   «Объединение русских земель вокруг Москвы – худший вариант централизации».

5.   Деятельность Ивана Грозного была шагом вперед к победе «государственных начал». (С.М. Соловьев)

6.   Опричнина породила Смутное время.

7.   «Политика Бориса Годунова явилась причиной смуты».

8.       Утверждение крепостного права укрепило Российское государство.

9. Реформы Петра 1 имели отрицательные последствия.

10.   Петровские реформы были прогрессивным явлением в истории России.

11.   Выступление декабристов было обречено на поражение.

12.   В 1825 году не существовало реальной альтернативы историческому развитию России.

13.   Самодержавие в XIX в. сыграло положительную роль в истории России.

14.   Реформа 1861 г. была крепостнической реформой.

15.   Аграрная реформа П.А. Столыпина была неудачной.

16.   В России в 1905907 гг. существовала конституционная монархия,

17.   Самодержавная Россия в начале XX века была обречена на катастрофу

18.   Революция «сверху» – естественный путь преобразований в России.

19.   Россия в начале XX века была среднеразвитой страной 2 эшелона капиталистического развития.

20.   Пакт Риббентропа-Молотова является преступлением сталинского режима.

21.   Нападение Германии на Советский Союз в 1941 году было внезапным.

22.   Распад СССР был неизбежным.

23.   Демократические преобразования невозможны без гражданского правосознания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!