Дана последовательность деятельностных шагов на уроке. Вывод: применение деятельностного метода обучения способствует развитию важнейших познавательных процессов детей: внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь.
Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного метода как средство воспитания познавательных интересов младших школьников»
Технология деятельностного метода как средство повышения познавательных интересов младших школьников
В наш век информации многие знания очень быстро устаревают, и очень важно подготовить ребёнка к тому, чтобы он смог быстро переучиваться, меняться и приспосабливаться к новой информации. Сегодня создан инструмент, позволяющий построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом является технология деятельностного метода, которая разработана доктором педагогических наук Л.Г.Петерсон.
В настоящее время есть то, что объединяет все имеющиеся теории развивающего обучения – это понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда дети не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно 2активизации деятельности2 детей на уроке.
Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении современных образовательных целей.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения | Деятельностный метод обучения |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Информирует о новых знаниях | 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание | 1. Создаёт проблемную ситуацию | 1. Осознаёт противоречие в изучаемом предмете |
2. Организует осмысление и обобщение знаний | 2. Углубляет понимание и усваивает обобщённые знания | 2. Организует размышление над проблемой и её формулировкой | 2. Формирует проблему (в 1 классе дети определяют тему урока) |
3. Организует закрепление и применение знаний | 3. Применяет полученные знания | 3. Организует поиск и проверку гипотезы (в 1 классе через подводящий диалог) | 3. Выдвигает гипотезы, которые объясняют проблему, и проверяет их |
4. Организует контроль и оценку знаний | 4. Пишет проверочную работу | 4. Организует применение и обобщение новых знаний | 4. Анализирует, обобщает и применяет полученные знания |
| | 5. Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка и усвоение нового | 5. Осуществляет самопроверку и переживает ситуацию успеха |
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи. Учитель не даёт тему урока в готовом виде, а организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей ситуации в форме эвристической беседы.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). В первом классе учитель организует коллективную деятельность детей в форме подводящего диалога.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.
Проведённое теоретическое исследование и практическая реализация данной технологии показали, что включение ребёнка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создаёт условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитание). Разработанную последовательность деятельностных шагов принято называть технологией деятельностного метода.