Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Владение навыками качественного, продуктивного чтения – необходимое и обязательное условие формирования такой личности.
Перед школой стоит задача обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью. И один из самых эффективных способов – использование метода чтения с применением технологий алгоритмического усвоения текстов и визуализации мышления в виде логических схем. Применение такого метода более качественно и рационально организует процесс чтения, повышает его эффективность.
Метод эффективного чтения основан на внедрении в процесс чтения текста программы умственных действий и операций в процессе чтения текста, позволяющей экономить силы и время, помогающей быстрее и качественнее усваивать информацию, а также дольше сохранять её. Эта программа реализуется на основе установок, избирательности психических процессов и избыточности текстов на всех этапах чтения, связанных с поиском, отбором, восприятием, осмыслением и закреплением информации. Применение этого метода позволяет активизировать мышление, выявить логико-семантическую структуру текста и сжать текст без потери смысла, что гарантирует эффективное понимание, а значит, и качественное запоминание материала.
Метод эффективного чтения создан с использованием достижений исследователей, посвятивших свои труды проблемам повышения качества чтения(О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов, О. А. Андреев и др.). Он практически отрабатывался в течение 12 лет при индивидуальной работе со школьниками разного возраста и разного уровня подготовки, а также в классах, обучающихся по разным образовательным системам.
В основе метода эффективного чтения – алгоритм эффективного чтения с применение интегрального и дифференциального алгоритмов в их неразрывном взаимодействии.
СЛАЙД 2
Как известно, алгоритм— это совокупность каких-либо действий и ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста. С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста— чаще всего абзац— на логические отдельные элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). Он представляет собой следующее:
1)опорные слова;
2)опорная сеть;
3)значение (доминанта).
СЛАЙД 3
Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. Опорными слова называются потому, что они служат опорой конкретного текста.
Опорная сеть состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста. Именно опорная сеть является основой «золотого ядра» содержания текста.
Зрительный образ опорной сети может быть таким: (СЛАЙД 3)
Опорные слова и опорная сеть выявляются в самом тексте, который претерпевает как бы количественные преобразования — сжимается, прессуется (сам текст—129слов, опорная сеть— 39 слов). Однако кроме количественного анализа сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма— выявлению доминанты. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как раз и отличается активное, осмысленное восприятие текста от механической зубрежки. На основе опорной сети мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования— выявление «ядерного» значения содержания текста. Зрительный образ опорной сети может быть таким: Доминанта — главная смысловая часть текста. Она может выражаться своими словами, на языке собственных мыслей и чаще всего является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя. Доминанта к уже приведенному тексту «Признаки грозной беды» может быть такой: Человек загрязняет океан, и от этого гибнут живые существа, населяющие его. В результате этого сам человек тоже страдает. Объяснить понятие «смысловая доминанта» детям не так уж трудно— это и главная мысль текста, и то, чему хотел научить нас автор, и идея произведения.
Так как сам термин «смысловая доминанта» может показаться слишком громоздким для повседневного обращения, то мы успешно пользуемся его образно-описательным синонимом— «мешочек со смыслом».
Работа над поиском и формулированием смысловой доминанты текста сводится в конечном итоге к тому, чтобы выработать у детей полезную привычку не скользить равнодушным взглядом по поверхности текста, а стремиться увидеть главное, действительно важное, проникнуть в суть явлений, описываемых автором, вжиться в описываемые события, прочувствовать их глубину. Отсюда и возникло образное название доминанты – «мешочек со смыслом». Это название хорошо тем, что, во-первых, отражает суть и результат процесса поиска доминанты, а во-вторых, подсказывает, что отыскать в тексте «смысл»- не такое простое дело. Чаще всего он спрятан, нужно хорошенько подумать. Зрительный образ смысловой доминанты – «мешочка со смыслом»- может быть и ещё более конкретным: доминанта (основная мысль, идея) – это золотая рыбка, пойманная опорной сетью. (Слайд№ 3) Ассоциативный образ может быть каким угодно
Итак, дифференциальный алгоритм чтения предлагает в процессе чтения в соответствии с блоками алгоритма производить логико-семантический анализ текста: вначале выделить опорные слова, затем построить опорную сеть и, наконец, сформировать доминанту. СЛАЙД 4
Цель такого упражнения – показать мозгу, как правильно надо понимать текст. Многократное повторение упражнения на разных текстах формирует новый способ кодирования информации, обеспечивающий затем высококачественное понимание текста.
Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. действие не осознаётся, осмысление текста происходит как бы само собой.
Интегральный алгоритм чтения
Не нужно искать каких-то особых и сложных причин того, почему нужная и важная информация текста не закрепляется в детских головах. Просто ее место занимает информация совсем другого рода, вытесняя нужные сведения или блокируя им доступ в память.
Как происходит это вытеснение, выталкивание нужной информации, можно предположить, рассматривая следующий рисунок, где наглядно показано, в чем причина неудачи «ленивого» т. е. обычного чтения. Это чтение-созерцание, чтение «как придется».
Мы ставим задачу повысить эффективность чтения, его продуктивность, производительность. Очевидно, что реальный путь решения этой задачи – создание новых, более эффективных программ умственной деятельности, обучение новым рациональным способам кодирования поступающей информации.
«Ленивому» чтению можно противопоставить чтение по алгоритму, т. е. эффективное чтение.Читать текст продуктивно, получая из него максимум полезной информации и 100% усваивая его содержание – это то, чему может научиться любой ребенок школьного возраста.
Найти в тексте действительно полезное, нужное, ценное, отобрать необходимое – данную задачу решает дифференциальный алгоритм чтения. Но нужно еще и суметь сохранить информацию. В этом нам поможет интегральный алгоритм чтения. Он называется так, потому что его действие распространяется на весь текст в целом. Если Д. А.ЧТ. создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации, то основное назначение И. А.ЧТ. – обработка значимой информации, ее сортировка и хранение.
Наблюдения показали, что при использовании И. А.ЧТ. формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего (слайд 7 блоков И. А.ЧТ.)
СЛАЙД 5
«Новый тип чтения» предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение как хаотический, неорганизованный процесс становится подчиненным единой программе – интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем, интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит понимание и запоминание прочитанного. Такое «новое» чтение, в отличие от пассивного созерцания текста, заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки. Ребенок получает инструмент работы с текстом.
Занятия по улучшению качества чтения должны начаться с осознания учеником всех блоков алгоритма и строиться на основе многочисленных постоянных и регулярных тренировок, которые в конечном итоге приведут к непроизвольному, автоматическому выполнению всех действий по алгоритму. Как показывает опыт, добиться этого возможно максимально быстро с помощью зрительного представления интегрального алгоритма.
СЛАЙД 6
Для создания зрительного образа алгоритма можно использовать любой предмет, картину, ситуацию. Например, звезду, у которой столько лучей, сколько героев в тексте (лучи добавляются по мере продвижения читателя по тексту). Самое важное, что зрительный образ как мнемонический прием очень активно работает в первое время, а затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные факты, названия, фамилии как бы сами по себе всплывают перед глазами. Для этого следует ввести условно-графические обозначения соответствующих блоков (всех сразу или постепенно от урока к уроку).
СЛАЙД 7
Общую схему алгоритма нужно нарисовать на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом.
Работу по интегральному алгоритму чтения следует начать только тогда, когда учениками освоен Д. А.ЧТ. Они должны понять, что в графической схеме нужно размещать только опорные слова этого текста и его опорную сеть. Эта опорная сеть как бы накладывается на зрительный образ алгоритма, вернее раскладывается по соответствующим блокам, как по полочкам. Поэтому случайных слов и повторов в схеме быть не должно. Можно сказать, что зрительный образ алгоритма – это место хранения опорной сети текста, что-то вроде шкафа, в котором царит идеальный порядок, и где все расположено строго по своим местам.
Позже, когда навык работы с текстом по алгоритму эффективного чтения у детей будет достаточно отработан и доведен до автоматизма, зрительный образ перестанет быть графическим (т. е. зафиксированным на бумаге) и сделается мысленным, возникая при чтении в воображении ребенка – «на экране мысленного взора». Но суть работы с текстом по алгоритму от этого не изменится – извлеченная из текста опорная сеть будет раскладываться и храниться по строго заведенному порядку в зрительном образе ИНТЕЛ. А.ЧТ.
Впоследствии необходимость письменного отображения зрительного алгоритма той зарисованной на бумаге схемы исчезнет, но лишь тогда, когда навык использования алгоритма доведен до автоматизма. Отрабатывать навык составления схемы можно на любых текстах, хотя наиболее эффективное использование алгоритма будет происходить на текстах научно-познавательного и публицистического характера. Умение составлять схему текста (т. е. графически отображать результаты работы по пунктам интегрального алгоритма в соответствии с его зрительным образом применительно к конкретному тексту) – самый важный и длительный этап работы над усвоением навыка действий по алгоритму. Работа над составлением схемы текста должна быть постепенной и пошаговой .
Под основой схемы подразумевается та ее часть, которая состоит из смысловых лучей героев. Важно определить количество смысловых лучей в схеме текста. Прием разбиения информации (текста) по смысловым лучам требует тренировки, но зато потом позволяет работать легко, без напряжения, с удовольствием, превращая работу с текстом в своего рода игру.
Построение схемы
Обучение созданию графической схемы текста по алгоритму эффективного чтения можно начать с построения луча схемы для одного героя изучаемого текста.
СЛАЙД 8
При этом действия по блокам алгоритма отрабатываются в отношении этого определенного героя. Все этапы действий по алгоритму можно отрабатывать как на всем текстовом материале, так и на небольшом фрагменте текста, который имеет отношение к одному выбранному герою. Это удобно тем, что, во-первых, работа с одним героем или персонажем не требует много времени и легко входит в структуру урока. Во-вторых, отрабатывать навыки действий по алгоритму можно на текстовых отрывках из учебника по любому предмету. Третье достоинство этого способа состоит в том, что, обучаясь строить графическую схему «от и до» (пусть хотя бы и для 1 героя) из урока в урок на разнообразном текстовом материале по различным предметам ребенок усваивает все этапы действий по алгоритму эфф. чтения в их последовательности и взаимосвязи.
Позже, когда все действия по алгоритму для одного героя будут отработаны и закреплены, учитель может дать задание проделать подобную работу с 2, 3 со всеми героями текста, предварительно объяснив особенности построения схемы ко всему тексту.
Универсальная схема для работы с текстами разных типов
Чтобы схема алгоритма была более универсальной по мере ее освоения можно ввести в сам алгоритм несколько дополнительных понятий, а в схему – соответствующие им графические знаки. Это не утяжелит схему, зато поможет усвоить текстовую информацию более детально и качественно.
СЛАЙД 9
Универсальная расширенная схема алгоритма к информации о герое может выглядеть так .
СЛАЙД10
Для составления полной универсальной схемы по алгоритму чтения учащиеся должны свободно владеть следующими понятиями
СЛАЙД 10
Составление универсальных схем возможно лишь на поздних этапах работы по алгоритму эфф. чтения, когда детьми изучены основные понятия диф. и инт. алг-ов.
Какие же преимущества дает применение алгоритма эффективного чтения? Уровень самостоятельности, само организованности детей высок, и это позволяет задействовать в работе весь класс. Каждый ученик чувствует свою вовлеченность в процесс работы над текстом, от результатов конкретно его работы может зависеть итог общего дела. Становятся излишними составление громоздкой, отнимающей много времени выписки из текста и дальнейшая пошаговая работа по этой выписке, которая строится непродуктивно с точки зрения большой траты времени на проговаривание вопросов и многократное обращение к тексту за поиском ответов.



