Залог успешного усвоения математических знаний, а значит и качество математического образования школьников однозначно начинается с формирования прочных математических навыков; успех в изучении математики зависит от своевременного прочного усвоения математических фактов и способов действий.
Нельзя не заметить, что обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. Вычисления – основа для формирования умения пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями.
Как отследить учителю своевременность усвоения математических знаний школьниками, каким образом скорректировать допущенные ошибки и ликвидировать пробелы? Для решения этих вопросов, прежде всего, нужна надежная диагностика, тренинг, индивидуальная и коррекционная работа. Традиционные самостоятельные и контрольные работы не вполне отвечают на поставленные вопросы по следующим причинам. Задания, предлагаемые в них, носят, как правило, комплексный характер, и при анализе их выполнения сложно выделить те элементы и базовые задачи, из которых формируется полное решение задания, отсюда следуют и трудности распознавания характера допущенной ошибки. Еще одна проблема. Не секрет, что при выполнении самостоятельных и контрольных работ больший процент ошибок составляют именно вычислительные элементарные ошибки или ошибки, связанные с применением правил, свойств и алгоритмов действий. Как исключить оплошности учеников? Как добиться того, чтобы свести до минимума ошибки школьников, связанные с элементарными вычислениями, ошибки при выполнении базовых математических операций? Как определить сформирован ли у учащихся навык в решении необходимого и достаточного набора базовых задач, столь нужного для приобретения прочных математических знаний на выходе?
Представленная технология формирования и развития вычислительных навыков учащихся помогает ответить на поставленные проблемные вопросы. В ней предлагается система работы по формированию навыков оперирования числами и выражениями на основе определений, алгоритмов, правил, свойств. Кроме этого она позволяет организовать целенаправленную работу по развитию математических способностей школьников на основе полученных вычислительных навыков.