СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология изготовления изделий из сортового проката

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока составлен для ознакомления учащихся с технологическими процессами изготовления изделий из сортового проката (6 класс). План-конспект сопровождается презентацией "Технология изготовления изделий из сортового проката".

Просмотр содержимого документа
«Технология изготовления изделий из сортового проката»

Зинченко Александр Григорьевич

учитель технологии

МАОУ лицей №10 г. Советск

Калининградской обл.


Конспект учебного занятия по технологии


Предмет: Технология

Класс: 6 класс

Тема: Технология изготовления изделий из сортового проката

Тип урока: комбинированный (урок-открытия новых знаний, обобщение и систематизация изученного)

Цель:

ознакомить учащихся с основными технологическими процессами по обработке металлов и сплавов, с видами изделий из сортового проката;

развивать навыки в разработке конструкторской и технологической документации проекта;

воспитывать у учащихся ответственность за результат своей деятельности, уважительное отношение к людям труда.

Метод обучения: фронтальный опрос, рассказ, демонстрация технологических карт, работа с книгой, практическая работа.

Наглядные пособия: образцы изделий, графическая и технологическая документация проекта.

Инструменты и оборудование: набор чертежных инструментов, рабочая тетрадь, компьютер.

Опорные понятия: производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта; слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик.

Задачи:

Приобретаемые навыки детей:

Когнитивные:

  • Умение использовать технологические понятия: производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта; слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик.

  • Умение составлять план работы.

Информационные:

  • Умение составлять простейшие технологические карты, условные изображения;

  • Умение пользоваться литературными источниками.

Аналитические:

  • Знание условных обозначений слесарных инструментов;

  • Самостоятельно делать выводы о проделанной работе.

Нравственный эффект урока предполагает:

  • Формирование умений составлять эскизы в технологических картах;

  • Формирование умений подбора инструментов для изготовления изделия;

  • Формирование умений описывать технологические операции.

Формы организации работы детей на уроке:

  • выполняют задания, выявляют особенности составления технологических карт.

Формы организации работы учителя:

  • сопровождение электронной презентацией;

  • привлечение учащихся к самостоятельному выполнению практической работы;

  • осуществление контроля знаний;

  • следить за процессом выполнения практической работы, соблюдений правил безопасной работы.

Технологические особенности:

  • Технические условия: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом.

  • Используемое оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • электронная презентация по теме;

  • раздаточный материал для учащихся.


Планируемые результаты


Личностные

Метапредметные

Предметные

Овладение основами научной организации умственного и физического труда

Алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности

подбор и применение инструментов в технологических процессах с учетом областей их применения

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий

владение методами чтения и способами графического представления технической и инструктивной информации

Бережное отношение к оборудованию

Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям

владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, правил санитарии и гигиены


Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления



оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности

Ход урока


п/п

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность учеников

ИКТ

1.

Организационный момент

Приветствие,

контроль посещаемости,

проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, наличие спецодежды, письменных принадлежностей


2.

Проверка ранее изученного материала

Работа с классом: самостоятельная работа.

Проверка ранее изученного материала.

Вопросы:

  1. Что такое сортовой прокат?

  2. Какие существуют виды профилей проката?

  3. Как можно сэкономить сортовой прокат при изготовлении изделий?

  4. Какие металлы и сплавы используют для производства изделий бытового назначения?

  5. Из какого природного материала получают металл?

  6. В чём различие черных от цветных металлов?

  7. Почему железо не используется в чистом виде?

  8. Что изготавливают из высокоуглеродистой стали?

учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.


3.

Сообщение темы и цели урока

Для производства изделий из сортового проката используют тот профиль, при использовании которого будет наименьшее количество отходов. Прежде чем заготовка превратится в готовое изделие, необходимо выполнить ряд технологических операций. Все вместе взятые технологические операции называются производственным процессом. Но любой производственный процесс начинается с разработки конструкторской и технологической документации, которая входит в состав проектного задания.

Тема урока – «Технология изготовления изделий из сортового проката».

Учащиеся слушают объяснение учителя и записывают тему урока в рабочие тетради.

Слайд №1

3.

Переход к изучению новой темы

Учитель называет технологические операции, необходимые для изготовления деталей из сортового проката:

  • подготовительные (выбор заготовки, разметка);

  • обрабатывающие (резание, гибка, рубка, сверление);

  • сборочные (соединение на болтах, сваркой, пайкой, заклёпками и т.д.);

  • отделочные (зачистка, шлифование, окраска и др.)


Учащиеся слушают объяснения учителя, записывают виды технологических операций в рабочие тетради, рассматривают предложенные им технологические карты.

Слайд №2



Затем предлагает учащимся рассмотреть и

обсудить примеры технологических карт,

приведённых в учебнике, демонстрирует

подготовленные заранее примеры

технологических карт изготовления

несложных деталей из металла.

Учащиеся рассматривают предложенные им технологические карты.


4.

Формулировка общего алгоритма действий

Показ Общего алгоритма составления

технологической карты


Слайд №3, 4

4.

Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Под производственным процессом следует понимать получение заготовок, обработку деталей, обслуживание и ремонт приспособлений, заточку и правку инструментов, контроль и испытание готового изделия, упаковку и хранение готовых изделий и т.д.

Технологический процесс представляет собой часть производственного процесса, который связан с изменением формы и размеров, состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию. Выполняется он на различном технологическом оборудовании (станках) с применением технологической оснастки: дополнительного оборудования, приспособлений и инструментов.

Технологическая операция – это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте или станке. Например, точение на токарном станке, сверление на сверлильном станке, строгание деталей шерхебелем, рубанком и фуганком на верстаке.

На предприятиях эти операции выполняют слесари. В виду того, что слесарные работы очень разнообразны, встречаются различные специальности слесарей. Вот некоторые из них: слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик и др.

Слесари механосборочных работ собирают из отдельных деталей и узлов станки, двигатели, автомашины, тракторы. Они проводят на специальных стендах испытания собранных машин и агрегатов. Устраняют допущенный брак.

Слесари – ремонтники производят ремонт и регулировку различного оборудования. В процессе ремонта они изготавливают простые детали и необходимые приспособления, заменяют изношенные детали новыми, испытывают отремонтированное оборудование.

Слесари-инструментальщики изготавливают и ремонтируют инструменты и приспособления. От них требуется высокая точность и качество исполнения работы, умение читать чертежи, разбираться в сложном контрольно-измерительном оборудовании.

За последние годы характер слесарных работ изменился. Тяжелые ручные работы на многих слесарных операциях сейчас механизированы. Поэтому работа слесаря на современном производстве становится более разнообразной и творческой.

Процесс изготовления изделий из сортового проката в учебных мастерских включает в себя те же действия по изменению формы и размеров, что и по обработке тонколистового металла и проволоки. А именно: разметка с применением разметочных инструментов, резание слесарной ножовкой, рубку металла в тисках и на плите при помощи зубила, опиливание напильником, гибку в тисках и в приспособлении, соединение деталей пайкой, заклепками, резьбовые соединения, отделку готового изделия.

Процесс изготовления того или иного изделия разрабатывается конструкторами и входит в состав технологической документации, в состав которой входит технологическая карта.

Технологическая карта представляет собой документ, в котором отражается весь процесс обработки деталей и изделий с указанием технологических операций и их составных частей – переходов, а так же материалов, конструкторской документации, технологической оснастки.

учащиеся слушают рассказ учителя и записывают в своих рабочих тетрадях термины:

производственный процесс, технологический процесс,

технологическая операция,

слесарь,

слесарь механосборочных работ,

слесарь-ремонтник,

слесарь-инструментальщик, технологическая карта.

На выше перечисленные термины им необходимо дома выписать определения.

Слайд №5







Слайд №6









Слайд №7






Слайд №8






Слайд №9






Слайд №10






Слайд №11

5.

Фронтальный опрос по новому материалу.

Вопросы:

  • Как вы думаете, почему перед составлением технологической карты нужно внимательно прочитать чертеж детали?

  • Какие операции содержатся в технологическом процессе изготовления изделия из сортового проката?

  • Какое оборудование и приспособления для слесарных работ вы знаете?

  • Перечислите инструменты для слесарных работ.

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.


6.

Выполнение практической работы.

При необходимости учитель подготавливает дополнительно чертежи деталей из сортового проката. Детали должны быть такими, чтобы технологические карты для их изготовления, составляемые школьниками, содержали не более пяти-шести операций.

Во время урока учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы чертежными инструментами при оформлении технологической карты, выявляет ошибки, допущенные учащимися, сообщает пути их устранения.

В рамках выполнения практической работы учащиеся самостоятельно разрабатывают в рабочей тетради технологическую карту изготовления одной из деталей, предложенных учителем или приведенных в учебнике, в том числе с применением компьютера.


7.

Подведение итогов урока и рефлексия

Отметка за урок выставляется по результатам фронтального опроса, результатам выполнения практической работы.

Учитель поощряет лучшие работы учащихся хорошими отметками.



Используемые источники

  1. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии : 6 класс : методическое пособие / А.Т. Тищенко. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 192 с.

  2. Уроки технологии с применением ИКТ.5 – 6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011. – 384 с. – (Современная школа).

  3. Глозман Е. С. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. С. Глозман [и др. ] ; под ред. Ю. Л. Хотунцева, Е. С. Глозмана. – 6-е изд., доп. – М. : Мнемозина, 2013. – 207 с. : ил.