3. | Переход к изучению новой темы | Учитель называет технологические операции, необходимые для изготовления деталей из сортового проката: подготовительные (выбор заготовки, разметка); обрабатывающие (резание, гибка, рубка, сверление); сборочные (соединение на болтах, сваркой, пайкой, заклёпками и т.д.); отделочные (зачистка, шлифование, окраска и др.) | Учащиеся слушают объяснения учителя, записывают виды технологических операций в рабочие тетради, рассматривают предложенные им технологические карты. | Слайд №2 |
4. | Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Под производственным процессом следует понимать получение заготовок, обработку деталей, обслуживание и ремонт приспособлений, заточку и правку инструментов, контроль и испытание готового изделия, упаковку и хранение готовых изделий и т.д. Технологический процесс представляет собой часть производственного процесса, который связан с изменением формы и размеров, состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию. Выполняется он на различном технологическом оборудовании (станках) с применением технологической оснастки: дополнительного оборудования, приспособлений и инструментов. Технологическая операция – это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте или станке. Например, точение на токарном станке, сверление на сверлильном станке, строгание деталей шерхебелем, рубанком и фуганком на верстаке. На предприятиях эти операции выполняют слесари. В виду того, что слесарные работы очень разнообразны, встречаются различные специальности слесарей. Вот некоторые из них: слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик и др. Слесари механосборочных работ собирают из отдельных деталей и узлов станки, двигатели, автомашины, тракторы. Они проводят на специальных стендах испытания собранных машин и агрегатов. Устраняют допущенный брак. Слесари – ремонтники производят ремонт и регулировку различного оборудования. В процессе ремонта они изготавливают простые детали и необходимые приспособления, заменяют изношенные детали новыми, испытывают отремонтированное оборудование. Слесари-инструментальщики изготавливают и ремонтируют инструменты и приспособления. От них требуется высокая точность и качество исполнения работы, умение читать чертежи, разбираться в сложном контрольно-измерительном оборудовании. За последние годы характер слесарных работ изменился. Тяжелые ручные работы на многих слесарных операциях сейчас механизированы. Поэтому работа слесаря на современном производстве становится более разнообразной и творческой. Процесс изготовления изделий из сортового проката в учебных мастерских включает в себя те же действия по изменению формы и размеров, что и по обработке тонколистового металла и проволоки. А именно: разметка с применением разметочных инструментов, резание слесарной ножовкой, рубку металла в тисках и на плите при помощи зубила, опиливание напильником, гибку в тисках и в приспособлении, соединение деталей пайкой, заклепками, резьбовые соединения, отделку готового изделия. Процесс изготовления того или иного изделия разрабатывается конструкторами и входит в состав технологической документации, в состав которой входит технологическая карта. Технологическая карта представляет собой документ, в котором отражается весь процесс обработки деталей и изделий с указанием технологических операций и их составных частей – переходов, а так же материалов, конструкторской документации, технологической оснастки. | учащиеся слушают рассказ учителя и записывают в своих рабочих тетрадях термины: производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, слесарь, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, технологическая карта. На выше перечисленные термины им необходимо дома выписать определения. | Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 |
6. | Выполнение практической работы. | При необходимости учитель подготавливает дополнительно чертежи деталей из сортового проката. Детали должны быть такими, чтобы технологические карты для их изготовления, составляемые школьниками, содержали не более пяти-шести операций. Во время урока учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы чертежными инструментами при оформлении технологической карты, выявляет ошибки, допущенные учащимися, сообщает пути их устранения. | В рамках выполнения практической работы учащиеся самостоятельно разрабатывают в рабочей тетради технологическую карту изготовления одной из деталей, предложенных учителем или приведенных в учебнике, в том числе с применением компьютера. | |