СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология обучения анализу поэтического текста М.Ю.Лермонтов "Утёс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология обучения анализу поэтического текста М.Ю.Лермонтов "Утёс"

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения анализу поэтического текста М.Ю.Лермонтов "Утёс"»

Технология обучения  анализу поэтического текста

Технология обучения анализу поэтического текста

В основу технологии положены: Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»

В основу технологии положены:

  • Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства
  • Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
М.Ю.Лермонтов  Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

М.Ю.Лермонтов Утёс

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит. Задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

  • Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
  • Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
  • Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Тучка Утёс

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)

Тучка

Утёс

Таблица тучка утес

Таблица

тучка

утес

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым  из ключевых образов (полюсов) тучка лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в утес тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)

тучка

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

утес

тучка (уменьш.суф.)

золотая (эпитет)

утром

умчалась (олицетв.)

лазурь

весело (эпитет) играя (олицетв.)

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

утес-великан (эпитет)

влажный след (эпитет)

морщина

старый (эпитет)

одиноко (эпитет)

задумался (олицетв.)

плачет (олицетв.) пустыня

Придумываем ассоциации  к каждому  из ключевых образов  («ассоциативный анализ»)

Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)

легкая светлая Легкомыс- ленная тучка  Подви- жная Беззабот- ная  Молодость, радость бытия

легкая

светлая

Легкомыс-

ленная

тучка

Подви-

жная

Беззабот-

ная

Молодость, радость бытия

темный Несчаст- ный  тяжелый  утес  Страдаю- щий  плачущий Старость, одиночество

темный

Несчаст-

ный

тяжелый

утес

Страдаю-

щий

плачущий

Старость, одиночество

Таблица тучка лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в утес ассоциации тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в л егкая п одвижная легкомысленная светлая м олодость беззаботность с олнце чистое небо радость бытия (и т.д.) ассоциации утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня т яжелый темный неподвижный несчастный старость разлука о диночество слезы (и т.д.)

Таблица

тучка

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

утес

ассоциации

тучка (уменьш.суф.)

золотая (эпитет)

утром

умчалась (олицетв.)

лазурь

весело (эпитет) играя (олицетв.)

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

л егкая

п одвижная

легкомысленная светлая

м олодость

беззаботность

с олнце

чистое небо радость бытия

(и т.д.)

ассоциации

утес-великан (эпитет)

влажный след (эпитет)

морщина

старый (эпитет)

одиноко (эпитет)

задумался (олицетв.)

плачет (олицетв.) пустыня

т яжелый

темный

неподвижный несчастный

старость разлука

о диночество

слезы

(и т.д.)

Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем  их функцию в стихотворении: Тропы Синтаксические фигуры и приемы Особенности строфики, звукописи и т.д.

Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении:

  • Тропы
  • Синтаксические фигуры и приемы
  • Особенности строфики, звукописи и т.д.
Антитеза   (основа всей художественной системы)  тучКа (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой

Антитеза (основа всей художественной системы)

  • тучКа (уменьш.) – утес-великан
  • умчалась – стоит
  • весело – одиноко
  • играя – плачет
  • Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Эпитеты  ( делают образы более яркими)  тучка золотая  утес-великан влажный след старый одиноко  весело

Эпитеты ( делают образы более яркими)

  • тучка золотая

  • утес-великан
  • влажный след
  • старый
  • одиноко
  • весело
Олицетворения  ( переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя … в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет

Олицетворения ( переводят действие в символический план)

  • Ночевала тучка … на груди утеса
  • Умчалась… весело играя
  • в морщине старого утеса
  • Одиноко он стоит … плачет
  Синтаксический прием  переноса во второй строфе,  ( выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине // Старого утеса. Одиноко // Он стоит…

Синтаксический прием переноса во второй строфе, ( выделяет особо значимые слова)

Но остался влажный след в морщине //

Старого утеса. Одиноко //

Он стоит…

О чем стихи?  ( интерпретация ) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. О свободе и ее пределах?

О чем стихи? ( интерпретация )

Об одиночестве.

О весне и осени человеческой жизни.

О свободе и ее пределах?

Алгоритм анализа

Алгоритм анализа

1. С е м а н т и ч е с к и й а н а л и з 1.Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные  по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.  2.Выписать лексические цепочки , соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым – 3.Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды , уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

1. С е м а н т и ч е с к и й а н а л и з

1.Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

2.Выписать лексические цепочки , соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –

3.Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды , уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

 1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления  и т.д. 2 . Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

2 . Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.