СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология подготовки к ОГЭ по математике»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс «Технология подготовки к ОГЭ по математике» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике

Просмотр содержимого документа
««Технология подготовки к ОГЭ по математике»»

Элективный курс по математике

для учащихся 9 класса

«Технология подготовки к ГИА по математике»

Учитель математики: Степанова И.В.

Пояснительная записка

Данный элективный курс «Технология подготовки к ГИА по математике» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике.

Данный курс предназначен учителям, работающим с учащимися 9 классов, а также учащимся этих классов.

Содержание курса предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость.

Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ.

Данный курс поможет научить школьника технике работы с тестовыми заданиями и сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ, которая содержит следующие моменты:

-обучение постоянному самоконтролю времени;

-обучение оценке трудности заданий и разумный выбор последовательности выполнения заданий;

- обучение прикидке границ результатов и подстановке как приему проверки, проводимой после решения задания;

- обучение «спиральному движению» по тесту, что предполагает движение от простых типовых к сложным;

- обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий.

Из выше изложенного вытекают принципы, по которым учитель должен строить методику подготовки учащихся:

- от простых типовых заданий к более сложным;

- все тренировочные тесты проводить в режиме жесткого ограничения времени;

- учить максимально, использовать наличный багаж знаний для получения ответа наиболее простым удобным способом;

- постепенная максимализация нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех учащихся в равной мере.

Целью данного курса является максимальное содействие развития мотивации учащимся для дальнейшей творческой самореализации.

Освоение учебных тем определяется задачами:

1. Изучить оригинальные приемы решения тестовых заданий;

2. Формировать твердое убеждение в успешности сдачи ГИА;

3. Развивать исследовательские компетенции в решении математических задач;

4. Повысить интерес к предмету;

Структура программы состоит из двух блоков: теоретического и практического. Содержание проекта из 11 тематических модулей. Основное содержание предполагает два уровня сложности: базовый и повышенный.

В результате работы по программе учащиеся

должны знать:

-методы проверки правильности решения заданий;

-методы решения различных видов уравнений и неравенств;

-основные приемы решения текстовых задач, а также проверки правильности ответов;

-элементарные методы исследования функции.

-методы нахождения статистических характеристик

-методы решения геометрических задач

должны уметь:

-проводить преобразования в степенных, дробно-рациональных выражениях;

-решать уравнения и неравенства различного типа;

-применять свойства арифметической и геометрической прогрессий;

-решать различные текстовые задачи;

- решать комбинаторные задачи

- находить вероятности случайных событий в простейших случаях

-использовать приобретенные знания в различных жизненных ситуациях, практической деятельности.

- уметь распознавать геометрические фигуры, различать взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи.

Учебный план

Всего 34 часа (1 час в неделю)

Название модуля

Кол-во часов

Теория

Практика

1.Числа, числовые выражения, проценты

2

1

1

2. Буквенные выражения

2


2

3. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби

4

1

3

4. Текстовые задачи .

3


3

5. Уравнения и неравенства

5

1

4

6 Функции и графики

4

1

3

7. Прогрессии: арифметическая и геометрическая

3

1

2

8.Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

2

1

1

9. Треугольники.

3


3

10. Многоугольники.

3

1

2

11. Окружности.

3

1

2

Итого

34

8

26


Тематический план

Название модуля

Содержание материала

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата занятия

9 Б

9 В

9 Г

1.Числа, числовые выражения, проценты

1.Натуральные числа. Вычисления. Проценты. Основные задачи на проценты.

2

1

1

5.09

12.09

3.09

10.09

2.09

09.09


2.Буквенные выражения.

1.Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения.

2. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.

2


1

1

19.09

26.09

17.09

24.09

16.09

23.09

3.Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби

1.Многочлены. Формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений.. Разложение многочленов на множители.

2. Алгебраические дроби. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями

3. Рациональные выражения и их преобразования. Степень с целым показателем

4. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.

4

1

1

1

1

03.10

10.10

17.10

24.10


01.10

08.10

15.10

22.10

30.09

07.10

14.10

21.10

4 . Текстовые задачи

1. Задачи на части и проценты

2. Задачи на движение

3. Задача на сплавы, смеси, растворы

3


1

1

1

31.10

21.11

28.11

29.10

05.11

19.11

28.10

18.11

5. Уравнения и неравенства

1. Уравнение с одной переменной. Корни уравнения Линейное уравнение.

2. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Неполные квадратные уравнения и их решение. Решение рациональных уравнений

3.Система уравнений. Решение нелинейных систем .

4 Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Квадратичные неравенства.

5

1

1

1

1

1

05.12

12.12

19.12

26.12

26.11

03.12

10.12

17.12

24.12

25.11

02.12

09.12

16.12

23.12

6. Функции и графики.

1. Функции y =kx,

y =k/x их свойства и графики; гипербола. Линейная функция, ее свойства и график, геометрический смысл коэффициентов.

2.Квадратичная функция, ее свойства и график; парабола, ось симметрии

параболы, вершина параболы.

3. Графики функций: y = x3 ,

y = √x, y = |x |

4

1

1

1

1

16.01

23.01

30.01

06.02

14.01.14

21.01

28.01

04.02

13.01

20.01

27.01

03.02

7. Треугольники.


1. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников.

2.Решение треугольников.

3

1

1

1

13.02

20.02

27.02

11.02

18.02

25.02

10.02

17.02

24.02

8. Окружности.

1. Касательная к окружности. Вписанный и центральный углы. Длина окружности. Площадь круга.

2. Описанная окружность. Вписанная окружность

3

1

1

1

06.03

13.03

20.03

04.03

11.03

18.03

03.03

10.03

17.03

9.Многоугольники.

1. Многоугольники. Виды многоугольников.

2. Площади многоугольников.

3

1

1

1

03.04

10.04

17.04

01.04

08.04

15.04

31.03

07.04

14.04

10. Прогрессии: арифметическая и геометрическая

1. Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

2.Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.

3

1

1

1

24.04

08.05

15.05

22.04

29.04

06.09

21.04

28.04

05.09

11. Элементы статистики и теории вероятностей.

1.Статистические характеристики. Сбор и группировка статистических данных

2. Элементы комбинаторики.

2

1

1

22.05

13.09

20.09

12.09

19.09





















Содержание учебных модулей.

1.  Числа, числовые выражения, проценты (2ч)

Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10 Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители

Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями.

Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.

2. Буквенные выражения (2ч.)

Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.

3. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби(4ч)

Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.

4 .Текстовые задачи(3ч)

Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения.

5. Уравнения и неравенства(5ч)

Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.

6.Функции и графики(4ч)

Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.

7. Прогрессии: арифметическая и геометрическая(3ч)

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

8 . Элементы статистики и теории вероятностей.(2ч.)

Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

9. Треугольники.(3ч.)

Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

10. Многоугольники.(3ч.)

Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

11. Окружность. (3ч)

Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга

Литература

1.Алгебра 7-11. Комплексная подготовка к ЕГЭ и ГИА. Е.П. Нелин.

2.Все задачи части 1. ГИА 3000 задач. Под редакцией А.Л. Семёнова, И.В.Ященко. МИОО.

3.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра.2010/ФИПИ.- М.: Интеллект – Центр. 2014.-128с

4. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие. /Под ред. Ф. Ф. Лысенко,

5. Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э. Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Перечень сайтов

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www. center. fio. ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www. edu. ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www. internet-scool. ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.

http://www. legion. ru – сайт издательства «Легион»

http://www. intellectcentre. ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

http://www. fipi. ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

http://zadachi. mccme. ru. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система