Технология проблемного обучения в контексте применения информационных технологий
Хвостова Татьяна Владимировна
учитель истории и обществознания,
заместитель директора по УВР МБОУ
«Сергиево-Посадская гимназия имени
И.Б. Ольбинского», г. Сергиев Посад
22.11.2016
Принципы применения ИТ
Соразмерность:
в условиях проблемного обучения информационные технологии необходимо применять там и тогда, где и когда поставленные педагогические задачи невозможно эффективно решать с помощью иных средств.
Природосообразность:
применение информационных технологий должно осуществляться с учетом гигиенических требований и возрастных норм работы с техническими устройствами
Проблемное обучение и ИТ (на примере анализа алгоритма)
Основные этапы применения проблемного обучения
Возможности применения информационных технологий
1 этап — постановка педагогической проблемной ситуации, создание ситуации вопрошания.
Демонстрация объектов, являющихся феноменологическим проявлением предлагаемых ситуаций (рекламные буклеты, тексты заголовков и объявлений в газетах, данные статистики и др.), контекстный поиск.
2 этап — перевод ситуации внутреннего вопрошания обучающихся в стадию начала активного поиска ответов на поставленные вопросы: осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного.
Организация обращения к имеющемуся у обучающихся опыту, в том числе к опыту взаимодействия с контекстной информацией. Контекстный поиск. Работа с информацией в т.ч. c информацией, представленной с помощью моделей, знаков и образов.
Проблемное обучение и ИТ (на примере анализа алгоритма)
Основные этапы применения проблемного обучения
Возможности применения информационных технологий
3 этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.
посредством формулирования, выдвижения и проверки гипотез; актуализация собственного опыта, его анализ в условиях групповой и индивидуальной работы, определение информации, требующей проверки.
Расширение привлекаемого материала (тексты, статистические данные, научные и бытовые описания событий и явлений), построение словесно-логических, статистических, знаково-образных моделей.
4 этап — появление идеи решения, собственно решение, образование нового знания в сознании обучающихся: критический анализ; расширение контекста рассмотрения проблемы,.
Моделирование ситуаций проверки полученного знания в пространстве мышления и деятельности (работа с текстами, с визуальными образами проблемной ситуации, организация обобщения полученной информации.
Проблемное обучение и ИТ (на примере анализа алгоритма)
Основные этапы применения проблемного обучения
Возможности применения информационных технологий
5 этап — реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
Используется: сопровожденный рефлексивный анализ полученных знаний; практико-ориентированные задания.
Практико-ориентированные задания: макетирование, создание графических моделей и др. Например – разработка буклета для кандидата в депутаты, участвующего в предвыборной компании.
6 этап — отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения посредством домашних заданий и анализа их результатов
Творческие домашние задания на воспроизведение алгоритма работы с проблемой, на практическое применение новых знаний, различные свернутые формы контроля знаний
Проблемное обучение и ИТ на примере урока «Спрос рождает предложение. Предложение…»
Элементы урока
Использование ИТ
Проверка домашнего задания:
-перевести словесно-логическую модель спроса на конкретном рынке в статистическую и знаковую модели («Постройте график спроса»)
Возможно, но не необходимо:
Разминка:
-испльзование сервисов построения диаграмм
-анализ дополнительной информации, размещенной на конкретном товаре («Произведено без использования детского труда»)
Возможно и эффективно:
-контекстный поиск информации в сети интернет.
-использование принципа гипертекста для построения поискового алгоритма.
Проблемное обучение и ИТ на примере урока «Спрос рождает предложение. Предложение…»
Элементы урока
Использование ИТ
Субъектный анализ рыночной экономики:
Возможно, но не необходимо:
-реконструкция
Построение определения понятия «предложение» по алгоритму:
-использование интерактивной доски
-построение схемы «Субъекты рыночной экономики»
-реконструкция
Возможно, но не необходимо:
Анализ ситуации взаимодействия спроса и предложения:
-использование сервисов проверки заданий на восстановление последовательности
-использование сервисов проверки заданий на восстановление последовательности
-просмотр мультипликационного фильма «Рози» из серии «Букашки»
Возможно, но не необходимо:
-словесно-логическое моделирование
-демонстрация видео, размещенного в сети интернет
-анализ ситуации
Проблемное обучение и ИТ на примере урока «Спрос рождает предложение. Предложение…»
Элементы урока
Использование ИТ
Анализ смыслового анализа высказывания:
Возможно и необходимо:
-лингвистический анализ
Домашнее задание:
-работа с презентацией учителя
-смысловой анализ
-проанализировать правомерность продажи одного из импортных товаров
Возможно и необходимо:
-реконструкция
Возможно:
-поиск информации в сети интернет
-размещение презентации на странице электронного журнала
-построение алгоритма реконструкции смысла высказывания
-работа с электронными документами
Проблемное обучение и ИТ возможные преимущества интеграции для достижение планируемых результатов
Предметные результаты
-формирование знаний как продукта мыслительной деятельности
Метапредметные результы
-формирование знаний, достоверность которых объективно обоснована и субъективно принята обучающимися
-развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
Личностные результаты
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации
-развитие коммуникативных способностей
-развитие способностей планировать свою деятельность
-расширение представлений об информационном обществе и его ожиданиях по отношению к человеку
Проблемное обучение Риски и ограничения интеграции ИТ
Риски
Нарушение баланса между содержательной и инструментальной составляющей учебной деятельности обучающихся.
Ограничения
Санитарно-гигиенические (возрастные и временные нормы использования технических устройств).
Девальвация принципа здоровье-сбережения в организации учебного процесса и среды школы.
Содержательные и методические (педагогические задачи, которые эффективнее решать без использования ИТ).
Формирование доминанты на виртуальное общение.
Личностные и физиологические (особенности ученика и учителя, в т.ч. ограничения здоровья)
Зависимость возможности достижения планируемых результатов от техники.
Материально-технические (несовершенство базы).