СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения в контексте применения информационных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации возможности применения информационных технологий соотнесены с основными этапами технологии проблемного обучения, обозначены соответствующие ограничения и риски.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения в контексте применения информационных технологий.»

Технология проблемного обучения в контексте применения информационных технологий Хвостова Татьяна Владимировна учитель истории и обществознания, заместитель директора по УВР МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского», г. Сергиев Посад 22.11.2016

Технология проблемного обучения в контексте применения информационных технологий

Хвостова Татьяна Владимировна

учитель истории и обществознания,

заместитель директора по УВР МБОУ

«Сергиево-Посадская гимназия имени

И.Б. Ольбинского», г. Сергиев Посад

22.11.2016

Принципы применения ИТ Соразмерность: в условиях проблемного обучения информационные технологии необходимо применять там и тогда, где и когда поставленные педагогические задачи невозможно эффективно решать с помощью иных средств. Природосообразность: применение информационных технологий должно осуществляться с учетом гигиенических требований и возрастных норм работы с техническими устройствами

Принципы применения ИТ

Соразмерность:

в условиях проблемного обучения информационные технологии необходимо применять там и тогда, где и когда поставленные педагогические задачи невозможно эффективно решать с помощью иных средств.

Природосообразность:

применение информационных технологий должно осуществляться с учетом гигиенических требований и возрастных норм работы с техническими устройствами

Проблемное обучение и ИТ  (на примере анализа алгоритма) Основные этапы применения проблемного обучения Возможности применения информационных технологий 1 этап — постановка педагогической проблемной ситуации, создание ситуации вопрошания. Демонстрация объектов, являющихся феноменологическим проявлением предлагаемых ситуаций (рекламные буклеты, тексты заголовков и объявлений в газетах, данные статистики и др.), контекстный поиск. 2 этап — перевод ситуации внутреннего вопрошания обучающихся в стадию начала активного поиска ответов на поставленные вопросы: осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. Организация обращения к имеющемуся у обучающихся опыту, в том числе к опыту взаимодействия с контекстной информацией. Контекстный поиск. Работа с информацией в т.ч. c информацией, представленной с помощью моделей, знаков и образов.

Проблемное обучение и ИТ (на примере анализа алгоритма)

Основные этапы применения проблемного обучения

Возможности применения информационных технологий

1 этап — постановка педагогической проблемной ситуации, создание ситуации вопрошания.

Демонстрация объектов, являющихся феноменологическим проявлением предлагаемых ситуаций (рекламные буклеты, тексты заголовков и объявлений в газетах, данные статистики и др.), контекстный поиск.

2 этап — перевод ситуации внутреннего вопрошания обучающихся в стадию начала активного поиска ответов на поставленные вопросы: осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного.

Организация обращения к имеющемуся у обучающихся опыту, в том числе к опыту взаимодействия с контекстной информацией. Контекстный поиск. Работа с информацией в т.ч. c информацией, представленной с помощью моделей, знаков и образов.

Проблемное обучение и ИТ  (на примере анализа алгоритма) Основные этапы применения проблемного обучения Возможности применения информационных технологий 3 этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. посредством формулирования, выдвижения и проверки гипотез; актуализация собственного опыта, его анализ в условиях групповой и индивидуальной работы, определение информации, требующей проверки. Расширение привлекаемого материала (тексты, статистические данные, научные и бытовые описания событий и явлений), построение словесно-логических, статистических, знаково-образных моделей. 4 этап — появление идеи решения, собственно решение, образование нового знания в сознании обучающихся: критический анализ; расширение контекста рассмотрения проблемы,. Моделирование ситуаций проверки полученного знания в пространстве мышления и деятельности (работа с текстами, с визуальными образами проблемной ситуации, организация обобщения полученной информации.

Проблемное обучение и ИТ (на примере анализа алгоритма)

Основные этапы применения проблемного обучения

Возможности применения информационных технологий

3 этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.

посредством формулирования, выдвижения и проверки гипотез; актуализация собственного опыта, его анализ в условиях групповой и индивидуальной работы, определение информации, требующей проверки.

Расширение привлекаемого материала (тексты, статистические данные, научные и бытовые описания событий и явлений), построение словесно-логических, статистических, знаково-образных моделей.

4 этап — появление идеи решения, собственно решение, образование нового знания в сознании обучающихся: критический анализ; расширение контекста рассмотрения проблемы,.

Моделирование ситуаций проверки полученного знания в пространстве мышления и деятельности (работа с текстами, с визуальными образами проблемной ситуации, организация обобщения полученной информации.

Проблемное обучение и ИТ  (на примере анализа алгоритма) Основные этапы применения проблемного обучения Возможности применения информационных технологий 5 этап — реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. Используется: сопровожденный рефлексивный анализ полученных знаний; практико-ориентированные задания. Практико-ориентированные задания: макетирование, создание графических моделей и др. Например – разработка буклета для кандидата в депутаты, участвующего в предвыборной компании. 6 этап — отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения посредством домашних заданий и анализа их результатов Творческие домашние задания на воспроизведение алгоритма работы с проблемой, на практическое применение новых знаний, различные свернутые формы контроля знаний

Проблемное обучение и ИТ (на примере анализа алгоритма)

Основные этапы применения проблемного обучения

Возможности применения информационных технологий

5 этап — реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

Используется: сопровожденный рефлексивный анализ полученных знаний; практико-ориентированные задания.

Практико-ориентированные задания: макетирование, создание графических моделей и др. Например – разработка буклета для кандидата в депутаты, участвующего в предвыборной компании.

6 этап — отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения посредством домашних заданий и анализа их результатов

Творческие домашние задания на воспроизведение алгоритма работы с проблемой, на практическое применение новых знаний, различные свернутые формы контроля знаний

Проблемное обучение и ИТ  на примере урока  «Спрос рождает предложение. Предложение…» Элементы урока Использование ИТ Проверка домашнего задания:  -перевести словесно-логическую модель спроса на конкретном рынке в статистическую и знаковую модели («Постройте график спроса») Возможно, но не необходимо: Разминка: -испльзование сервисов построения диаграмм -анализ дополнительной информации, размещенной на конкретном товаре («Произведено без использования детского труда») Возможно и эффективно: -контекстный поиск информации в сети интернет. -использование принципа гипертекста для построения поискового алгоритма.

Проблемное обучение и ИТ на примере урока «Спрос рождает предложение. Предложение…»

Элементы урока

Использование ИТ

Проверка домашнего задания:

-перевести словесно-логическую модель спроса на конкретном рынке в статистическую и знаковую модели («Постройте график спроса»)

Возможно, но не необходимо:

Разминка:

-испльзование сервисов построения диаграмм

-анализ дополнительной информации, размещенной на конкретном товаре («Произведено без использования детского труда»)

Возможно и эффективно:

-контекстный поиск информации в сети интернет.

-использование принципа гипертекста для построения поискового алгоритма.

Проблемное обучение и ИТ  на примере урока  «Спрос рождает предложение. Предложение…» Элементы урока Использование ИТ Субъектный анализ рыночной экономики: Возможно, но не необходимо: -реконструкция Построение определения понятия «предложение» по алгоритму: -использование интерактивной доски -построение схемы «Субъекты рыночной экономики» -реконструкция Возможно, но не необходимо: Анализ ситуации взаимодействия спроса и предложения: -использование сервисов проверки заданий на восстановление последовательности -использование сервисов проверки заданий на восстановление последовательности -просмотр мультипликационного фильма «Рози» из серии «Букашки» Возможно, но не необходимо: -словесно-логическое моделирование -демонстрация видео, размещенного в сети интернет -анализ ситуации

Проблемное обучение и ИТ на примере урока «Спрос рождает предложение. Предложение…»

Элементы урока

Использование ИТ

Субъектный анализ рыночной экономики:

Возможно, но не необходимо:

-реконструкция

Построение определения понятия «предложение» по алгоритму:

-использование интерактивной доски

-построение схемы «Субъекты рыночной экономики»

-реконструкция

Возможно, но не необходимо:

Анализ ситуации взаимодействия спроса и предложения:

-использование сервисов проверки заданий на восстановление последовательности

-использование сервисов проверки заданий на восстановление последовательности

-просмотр мультипликационного фильма «Рози» из серии «Букашки»

Возможно, но не необходимо:

-словесно-логическое моделирование

-демонстрация видео, размещенного в сети интернет

-анализ ситуации

Проблемное обучение и ИТ  на примере урока  «Спрос рождает предложение. Предложение…» Элементы урока Использование ИТ Анализ смыслового анализа высказывания: Возможно и необходимо: -лингвистический анализ Домашнее задание: -работа с презентацией учителя -смысловой анализ -проанализировать правомерность продажи одного из импортных товаров Возможно и необходимо: -реконструкция Возможно: -поиск информации в сети интернет -размещение презентации на странице электронного журнала -построение алгоритма реконструкции смысла высказывания -работа с электронными документами

Проблемное обучение и ИТ на примере урока «Спрос рождает предложение. Предложение…»

Элементы урока

Использование ИТ

Анализ смыслового анализа высказывания:

Возможно и необходимо:

-лингвистический анализ

Домашнее задание:

-работа с презентацией учителя

-смысловой анализ

-проанализировать правомерность продажи одного из импортных товаров

Возможно и необходимо:

-реконструкция

Возможно:

-поиск информации в сети интернет

-размещение презентации на странице электронного журнала

-построение алгоритма реконструкции смысла высказывания

-работа с электронными документами

Проблемное обучение и ИТ  возможные преимущества интеграции для достижение планируемых результатов  Предметные результаты  -формирование знаний как продукта мыслительной деятельности Метапредметные результы  -формирование знаний, достоверность которых объективно обоснована и субъективно принята обучающимися -развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; Личностные результаты -формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации -развитие коммуникативных способностей  -развитие способностей планировать свою деятельность -расширение представлений об информационном обществе и его ожиданиях по отношению к человеку

Проблемное обучение и ИТ возможные преимущества интеграции для достижение планируемых результатов

Предметные результаты

-формирование знаний как продукта мыслительной деятельности

Метапредметные результы

-формирование знаний, достоверность которых объективно обоснована и субъективно принята обучающимися

-развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

Личностные результаты

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации

-развитие коммуникативных способностей

-развитие способностей планировать свою деятельность

-расширение представлений об информационном обществе и его ожиданиях по отношению к человеку

Проблемное обучение  Риски и ограничения интеграции  ИТ    Риски Нарушение баланса между содержательной и инструментальной составляющей учебной деятельности обучающихся.  Ограничения Санитарно-гигиенические (возрастные и временные нормы использования технических устройств).  Девальвация принципа здоровье-сбережения в организации учебного процесса и среды школы. Содержательные и методические (педагогические задачи, которые эффективнее решать без использования ИТ). Формирование доминанты на виртуальное общение. Личностные и физиологические (особенности ученика и учителя, в т.ч. ограничения здоровья) Зависимость возможности достижения планируемых результатов от техники. Материально-технические (несовершенство базы).

Проблемное обучение Риски и ограничения интеграции ИТ

Риски

Нарушение баланса между содержательной и инструментальной составляющей учебной деятельности обучающихся.

Ограничения

Санитарно-гигиенические (возрастные и временные нормы использования технических устройств).

Девальвация принципа здоровье-сбережения в организации учебного процесса и среды школы.

Содержательные и методические (педагогические задачи, которые эффективнее решать без использования ИТ).

Формирование доминанты на виртуальное общение.

Личностные и физиологические (особенности ученика и учителя, в т.ч. ограничения здоровья)

Зависимость возможности достижения планируемых результатов от техники.

Материально-технические (несовершенство базы).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!