Определение темы урока и постановка целей урока | 1 этап. а) Антипация (предвосхищение) Ребята, прочитайте внимательно эпиграф урока. Как вы его поняли? - Попробуйте дать определение словам «сострадание», «доброта», «милосердие» - Ребята, а как вы понимаете выражение «нравственный человек» - Какими душевными и духовными качествами должен обладать такой человек. Свой ответ разместите в лепестках ромашки, где сердцевиной будет понятие нравственный человек, а лепестками его качество. - Ребята, перед вами слайды, на которых изображены животные (конь, воробей, кот, заяц) -Вспомните рассказы К. Паустовского, где встречаются эти рассказы? - Что объединяет эти рассказы? - О каком животном вы не сказали? - Итак, вы определили, что сегодня главным персонажем рассказа писателя К Паустовского будет заяц. Слово учителя о писателе. Добрый юмор, способность увидеть необычное в обыденном, простом свойственны К. Паустовскому. Герои его произведений – обычные люди, животные, они живут в обычных домах, занимаются привычными делами, но писатель рассказывает о них очень эмоционально, по-доброму, показывает союз природы и человека, пробуждает способность видеть прекрасное и творить его самим. Любить то, что нас окружает, понимать «душу» даже неживых предметов, совершать открытия помогает нам К. Паустовский. – Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г. Паустовского. - Посмотрите еще раз на эпиграф урока, на нашу словарную работу и попробуйте определить тему урока. - Молодцы! Совершенно верно. А я назвала наш урок строчкой из стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела». - Какова будет цель урока? - Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока? | -Добрый человек – это тот, кто умеет любить животных. - Нельзя быть жестокими по отношению к тем, кто беззащитен, кто слабее тебя. А животные слабее человека, когда у того в руках оружие. - Нужно помогать «братьям нашим меньшим» - Сострадание –сочувствие, жалость к кому-либо. - Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. - Милосердие – готовность помогать кому-либо, человеколюбие. - Нравственный – человек, который имеет духовные и душевные качества, необходимые для жизни в обществе. - Человек, который соблюдает правила, определяющие его поведение в обществе. - Ученики выполняют задание. Рисуют лепестки-ответы6 добрый, неравнодушный, отзывчивый, сострадательный, милосердный, сочувствующий и т. д. - «Теплый хлеб» - главный герой конь, «Хромой конь» - конь, «Встрепанный воробей» - конь, «Кот-ворюга» - кот. - Их главные герои – животные. - О зайце. - Тема проявления сострадания, милосердия к животным в рассказе К. Паустовского. - По рассказу К. Паустовского освоить знания, какого человека можно назвать добрым, милосердным; - когда он проявляет эти качества - Прочитать рассказ; - Познакомиться с биографией писателя; -Провести диалог с автором текста; - Выявить различные виды информации по расказу; - Выполнить творческую работу; - Посмотреть, как художники затрагивали эту тему в своем творчестве; - Самим выполнить иллюстрации. |
Работа с текстом. | - Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач. А) Первичное чтение. Прослушивание актерского чтения. Постарайтесь внимательно послушать рассказ и записать вопросы, которые у вас возникнут. - Какие же вопросы у вас появились после прочтения рассказа? - Как вы думаете, почему рассказ называется «Заячьи лапы» - Вам интересно найти ответы на ваши вопросы? - тогда вперед, за знаниями. 2 этап работы с текстом Выяснение фактуальной информации. - Оправдались ли ваши предположения о названии рассказа? - Назовите действующих лиц этого рассказа? - Перескажите коротко фабулу этого рассказа. Концептуальная информация - По тону разговора, по тому, какие слова говорят ветеринар и Анисья дать характеристику этим героям. Работа с иллюстрациями. Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Как они лучше помогают понять героев? - Кто из вас хотел бы подтвердить текстом то, что изображено. - Работа с иллюстрацией «Карл Петрович играет на рояле» - Какой вопрос появляется у читателя после прочтения диалога доктора и деда? - И какой же ответ? - Найдите в тексте размышления автора, которые несет большую смысловую нагрузку, которые можно отнести вообще к людям. Вывод, к которому приходят ученики в результате работы по выявлению концептуальной информации. Ребята, перед вами схема (добрый и злой смайлик). Внесите имена героев в эту схему. Какой можно сделать вывод? Каких людей больше? Подтекстовая информация. -Действительно, ребята, добрых людей больше. Как вы думаете, те герои, которые вписаны под улыбающимися смайликами, помогли еще кому-нибудь? - Каким образом? -А вашей жизни больше хороших или плохих людей? - Чему они вас научили? Добавьте в ромашку лепесточки. _ Действительно, хороших люди, так же, как дед Ларион, учат милосердию, сочувствию, добру. Скажите мы на все вопросы ответили, которые у вас возникли? -Почему? Ответ на этот вопрос найдите у автора? - Зачем Паустовский рассказал нам эту историю? - Вернемся к нашим предположениям. Как вы теперь ответите: почему рассказ называется «Заячьи лапы»? - Практически все герои рассказа совершают добрые дела. Какой же вопрос ставит Паустовский перед читателями? -Так для чего же? | - Буду рассказывать о лапах зайца. - Будет рассказ, как человек спас зайца, потому что мы говорили о милосердии к животным. - Да. - И да, и нет. В рассказе речь идет не только о лапах зайца, которые обгорели у него во время пожара, а и самом зайце. - В рассказе говорится не только о том, как человек спас зайца, но и как заяц спас человека. - Дед Ларион, Ваня, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь. - Краткий пересказ. Исследовательская работа с тестом в парах. - Ветеринар очень грубо разговаривает, кричит. Уже в его речи слышится, что он равнодушен к животным (Чтение текста). - Бабка Анисья – добрая и душевная старушка, говорит «жалостливо». С участием, поддерживает Ваню, дает совет отвести зайца в город к Карлу Петровичу. (Чтение текста)) - Аптекарь – у него в речи постоянные восклицания. Он нервничает. Кричит, но он добрый человек, поэтому помогает найти Карла Петровича. (Чтение текста) - Дети выбирают и зачитывают текст. - Почему доктор сердится, а дед волнуется? - Карл Петрович – детский врач и не лечит животных. Дед Ларион, волнуясь и сбиваясь, рассказал ему историю о том, как его спас заяц. После этого Карл Петрович согласился вылечить зайца. Карл Петрович оказался небезразличным, внимательным к чуткой беде, сострадательным к животным. - Работа с текстом. Люди бывают разные: равнодушные, безучастные, жестокие (злой смайлик) - как ветеринар. И милосердные, добрые (добрый смайлик) – как Карл Петрович, Ларион, Ваня , бабка Анисья, аптекарь. - Добрых людей больше. - Внуку Ване. - Дед Ларион своим примером помог не разочароваться во взрослых, верить в них. - Карл Петрович помог вылечить зайца, научил состраданию. - Аптекарь направил к Карлу Петровичу – это сочувствие. - Ответы учеников. - Ученики выполняют задание. - У меня остался нерешенным вопрос: что мучает деда Лариона? - Он испытывает вину перед зайцем. - Ребята находят отрывок и зачитывают. - Этим рассказом автор призывает нас внимательно относиться к животным. -Беречь их. - Быть внимательным и по отношению друг к другу. - Оставаться добрым, внимательным, отзывчивым. - Заячьи лапы, обгорелые и парализованные, спасли деду жизнь, потому что они побежали туда, где не было огня. - Они помогли объединиться людям в трудную минуту. - Сделали их добрее. - Для чего же нужно совершать добрые дела? - Чтобы в любой ситуации оставаться человеком. - Не быть равнодушным. - Учить других людей добру и состраданию, чтобы и другие люди пришли тебе на помощь. - Нужно беречь природу, и она отплатит добром. |