Технология проведения «Мастер - класса»
Требования к современному уроку по ФГОС
- · Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- · В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- · Осуществляется практический, деятельностный подход.
- · Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- · Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
цель урока - одна и выражена именем существительным(содержательная, деятельностная) задачи - минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.
Каким образом формулируется цели и задачи в конспекте урока по ФГОС? Цель - это то, что планирует выполнить учитель на уроке, например, освоение примеров систем счисления разных типов.
Задачи - это то, что будут уметь ученики в результате работы с материалом урока. Например, * Предметные : - умеют определять основание и алфавит системы счисления. * Метапредметные: - умеют анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. * Личностные: - осуществляют поиск вариантов на основе имеющихся знаний; наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока обретения новых знаний
- · Мотивационный этап.
- · Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- · Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- · Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- · Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- · Первичное закрепление нового знания.
- · Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- · Включение в систему знаний и умений.
- · Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Структура урока-рефлексии по ФГОС
- · Мотивационный этап.
- · Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- · Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- · Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
- · Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
- · Обобщение выявленных затруднений.
- · Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
- · Включение в систему знаний и умений.
- · Осуществление рефлексии.
- В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Структура урока систематизации знаний
- · Самоопределение.
- · Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- · Постановка учебной задачи, целей урока.
- · Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- · Реализация выбранного проекта.
- · Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- · Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
- · Мотивационный этап.
- · Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- · Фиксирование локальных затруднений.
- · Создание плана по решению проблемы.
- · Реализация на практике выбранного плана.
- · Обобщение видов затруднений.
- · Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- · Решение задач творческого уровня.
- · Рефлексия деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ .
1
Тип урока по ФГОС
Урок открытия нового знания
2
Виды уроков
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии
3.
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок
Урок общеметодологической направленности
4.
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Структура урока по ФГОС:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-
зационный этап 1-2 минуты).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Образовательные структурные элементы урока:
- Предъявление мотива;
- Постановка цели (проблемы);
- Совместная деятельность;
- Контроль и оценка (самоконтроль и самооценка ).
Шаблон технологической карты.
Ф. И. О. педагога: ................................. Предмет: .............................................. Класс: .................................................. Тип урока: ............................................
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока*
Деятельность учеников
Организационный момент
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Проверка домашнего задания
Планируемые результаты
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Предметные
УУД
Контроль
Рефлексия
Мастер-класс –
ярко выраженная
форма ученичества
у Мастера.
Мастерство –
высокое искусство
в какой-нибудь области
С.И.Ожегов
Педагогическое мастерство
- Психологическая и этико-педагогическая эрудиция
- Профессиональные способности
- Педагогическая техника
- Качества личности, необходимые для осуществления деятельности
Знания
Личность
педагога
Педагогический
опыт
Мастерство передачи знаний
Мастерство организатора
Мастерство убеждения
Мастерство владения техникой
Критерии определения уровня педагогического мастерства
- Стимулирование и мотивация личности ученика
- Организация учебной деятельности учащихся
- Владение содержанием и дидактической организацией образования
- Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения
- Структурно-композиционное построение урока
Система работы педагога
- Комплекс методических приемов, свойственных именно этому педагогу
- Оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач
Признаки системы работы педагога
- Целостность
- Оптимальность применения методических приемов
- Разносторонность воздействия на учащихся
- Развитие стержневых качеств личности
- Оригинальность методики
Мастер-класс как форма обучения
- Формирование мотивации и познавательной потребности
- Стимулирование познавательного интереса
- Планирование, самоорганизация и самоконтроль педагогической деятельность
- Индивидуальный подход к каждому участнику
Цель
Научные идеи
Действия
Оценка
Мастер-класс как педагогическая технология
Результат
Цель Мастер - класса
Создание условий для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы
Структура проведения Мастер - класса
- Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
- Моделирование
- Рефлексия
Презентация опыта Мастера
- Обоснование основных идей педагогической технологии
- Характеристика творческой лаборатории Мастера
- Определение проблем и перспектив
- Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии
Представление занятия
- Рассказ педагога о проекте занятия
- Определение основных приемов и методов работы
- Краткая характеристика результативности используемой технологии
- Вопросы педагогу по изложенному проекту
Проведение занятия или имитационной игры со слушателями
Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
Моделирование
- Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной технологии
- Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
- Заключительное слово Мастера по всем замечаниям и предложениям
Варианты Мастер - класса
Показ:
- Программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
- Отдельных форм работы
- Отдельных методов работы
- Инновационных моментов деятельности
Формы Мастер - класса
- Лекция
- Практическое занятие
- Интегрированное занятие