Технология.
Тема. Вышивка. Для чего она нужна?
Цель: познакомить с вышивкой, ее видами и назначением.
Задачи. Научить размечать линию строчки приемом продергивания ниток (мережка), познакомить со способом обработки края изготовлением бахромы; закрепить понятие «игла — швейный инструмент»; учить пользоваться правилами безопасной работы иглой и булавками; закреплять умение организовывать индивидуальное рабочее место для работы с текстилем.
Формировать уважительное отношение к истории и культуре своего и других народов.
УУД.
Р.- организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения.
П.- соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (отмеривание нитки , заправка её в иглу, приёмы выполнения прямого стежка).
К.- слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность.
Оборудование.
Для учителя. Образцы вышивок разных народов России, канва, образцы салфеток и закладок, вышитых перевивами («змейка», «волна», «цепочка»), заготовка салфетки с продёрнутыми нитями (мережками), игла штопальная, игла демонстрационная с ниткой мулине, магнит.
Для обучающихся. Материалы: нитки мулине, лоскут канвы или грубого полотна (примерно 15 х 15 см). Инструменты: штопальная игла, ножницы.
Ход урока
I. Познавательно-информационная беседа
—Что можно делать с помощью иглы? (пришивать пуговицы, шить одежду, вышивать и др.)
—Одинаковые ли нитки используют для разных видов работ мамы, бабушки, мастера портные, вышивальщицы?
—Какие это нитки? (швейные, шёлковые, мулине и пр.)
Назначении вышивок в древние времена — оберег от злых сил и духов.
Демонстрация образцов вышивок, одежды, украшенной вышивкой. Наблюдение и сравнение обучающимися разных видов вышивок (крестик, гладь, роспись и др.), их рисунков (геометрические, растительные, фантазийные).
II. Работа по учебнику: рассмотреть иллюстрации в учебнике, ответить на вопросы со с. 70. Выполнить второе задание. Обсудить советы мастера-бобра.
III. Практическая работа
1. Организация рабочего места
Ученикам раздаётся необходимое оборудование урока. Повторение правил обращения с иглами.
2. Изготовление изделия
1. Анализ образца изделия (демонстрируются вышитые образцы салфеток и закладок).
— Что это за изделия? Как их можно использовать? Можно ли их подарить?
— Из каких материалов изготовлены салфетки и закладки? (Ткань канва и цветные нитки мулине.)
— Чем украшены салфетки? (Вышивкой.)
— Одинаковые ли узоры вышивок? (Разные.)
— Как подобраны по цвету нитки, какое у вас возникает настроение от рассматривания салфеток?
— Для чего по краям салфеток и закладок сделана бахрома?
—Рассмотрите салфетки поближе. Обратите внимание на то, что строчка вышивки проложена по дорожке, по краям салфетки — бахрома.
2. Показ заготовки без вышивки и без бахромы ( эстетическая сторона заготовки с необработанными краями и без отделки).
— Вспомните, из чего состоит ткань? (Из переплетённых ниток.)
— Что получится, если выдернуть нитку? Давайте попробуем это сделать.
3. Пробное тренировочное упражнение
Раздать лоскуты — заготовки салфеток. Предложить вытянуть по одной нитке с краёв.
Вытянуть нить для мережки. Обсудить приём вытягивания нити:
1) вытянуть нить от края ткани (на канве);
2) сначала подцепить иглой (рекомендуется игла с ниткой, чтобы не потерялась) или булавкой нужную нить, вытянуть её конец на небольшом расстоянии от края салфетки и затем вытянуть всю нить из салфетки.
4. Повторяются правила обращения с иглой. Ученики пробуют оба способа, выбирают наиболее приемлемый для каждого.
3. Промежуточное обобщение
— Как изготовить бахрому и вытянуть нитку для образования дорожки?
4. Работа по учебнику
Обсуждение по рисункам последовательности изготовления основы салфетки и закладки со с. 71.
2. Самостоятельная работа с опорой на рисунки последовательности изготовления изделий.
3. Уборка рабочих мест. Нити убираются. Предметы раскладываются по местам.
IV. Оценка результатов деятельности обучающихся на уроке.
Обсуждение готовых работ (качество бахромы, её ширина с каждой стороны, качество продёрнутой дорожки).
V. Итоговое обобщение. Рефлексия.
- Что нового для себя вы сегодня узнали, чему научились? (узнали, как можно выполнить разметку дорожки для вышивки и как обработать края салфетки, чтобы они были красивыми).