СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для проверки техники чтения в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка текстов для проверки техники чтения в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для проверки техники чтения в 4 классе.»

Тексты для проверки техники чтения  IV класс

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста. Темп чтения не меньше 100 слов в минуту

4 класс – 1 полугодие



Волшебные краски

В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

– Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

– Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! – говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. (72 слова.)

(По E. Пермяку.)

1. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом?

2. Как рисовал мальчик? Кем он стал?

3. Почему краски оказались волшебными?

4. Что помогло мальчику стать настоящим художником?

* * *

На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.

Но кто же здесь копает землю?

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.

Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.

А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка.

Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка. (71 слово.)

(По Э. Шиму.)

1. Озаглавьте рассказ.

2. Какой из заголовков больше подходит к данному рассказу: «Ай да крот!», «Неутомимый крот», «Труженик»?

3. Что появилось на поляне?

4. Как выглядел крот?

5. На что похожи кучки рыхлой земли?

6. Какую пользу приносит крот?







Сказка в лесу

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим – наперсток. Здесь – пряник, там – яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (78 слов.)

(По К. Паустовскому.)

1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?

2. Сколько лет было девочке?

3. Что находила девочка на поляне?

4. Как сказано про радость девочки?

5. Чему поверила малютка?

6. Где вы читали о добрых человечках-гномах?

7. Что писал для детей Андерсен?

Гостиница для зерен

Зерно хранят в элеваторах. Подъезжаешь ты к станции и видишь высокое здание без окон. Высота здания этажей на двадцать, стены без углов. Это гостиница для зерен.

Приедет этот гость в автомашине. Его взвесят и поднимут на лифте в закрома. Здесь его почистят через огромные сита.

Сырое зерно обсушат. Горячий воздух в сушилке обдует каждое зернышко и удалит лишнюю влагу.

Чистое и сухое зерно сыплют в башни. В элеваторе зерно может храниться годами. (75 слов.)

(По П. Елизаветину.)

1. Для чего нужен элеватор?

2. Почему элеватор назвали в статье гостиницей для зерен?

3. Как ухаживают за дорогим гостем – хлебом – в этой гостинице?

4. Опишите внешний вид элеватора.

 


Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.

Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.

Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.

Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.

Сколько дупел, столько загадок. (74 слова.)

(По Н. Сладкову.)

1. Почему дупло названо загадкой?

2. Как можно узнать, кому и для чего служит дупло, которое ты найдешь?

3. Какие следы оставляет лесной житель в дупле или возле дерева?

4. Для кого дупла бывают ночлежками?

5. Почему про сыча сказано, что он «днюет» в дупле?

6. Чьи кладовые бывают в дупле?

7. Как зимует в дупле летучая мышь?

Лебедь

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка. (79 слов.)

(По С. Аксакову.)

1. Почему лебедя называют царем водяной птицы?

2. Когда лебедь может убить собаку?

3. Что вы узнали о ручных лебедях?

4. Опишите лебедя.

5. Почему запрещена охота на лебедей?





Лесной лакомка

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.

Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя.

(79 слов.)

(По Вл. Арсеньеву.)

1. Кто назван лакомкой?

2. Почему медведь назван лакомкой?

3. Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?

4. Что вы узнали о медведе?

5. Из чего видно, что медведь был сообразительный?

    1. Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?



Убедительная просьба книги

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут потом другие читатели. Не ставьте на меня локти, когда читаете. Не кладите раскрытой на стол лицом вниз. Ведь вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не вкладывайте также в меня карандаш. А то мой корешок разорвется. Лучше вложите в меня закладку, чтобы я смогла спокойно и удобно отдохнуть.

Помогите мне остаться чистой и свежей, а я помогу вам узнать очень много интересного. (78 слов.)

(По И. Лавринович.)

1. О чем просит книга своих читателей?

2. Как вы обращаетесь с книгами?

3. Почему нельзя вкладывать в книгу карандаш?

4. Объясните название текста. (Убедительная просьба – настоятельная, настойчивая.)

5. Что означает выражение «не кладите книгу раскрытой на стол лицом вниз»? О каком лице идет речь?



Утренние лучи

Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов. (86 слов.)

(По К. Ушинскому.)

1. Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?

2. Кого разбудил первый луч?

3. как встретил новый день зайчик?

4. Как проснулся курятник?

5. С чего начался день у трудолюбивой пчелки?

    1. Как вы понимаете выражение «серебряная песенка», «сочная травка», «выплыло солнышко»?




* * *

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Они выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался Вова. Мама и бабушка молчали.

Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба. (82 слова.)

(По В. Осеевой.)

1. Озаглавьте рассказ.

2. Как вели себя за столом Вова и Миша?

3. Можно ли сказать, что мальчики заботливые, внимательные? Почему?

4. Что вам не понравилось в поведении детей?



Липа

Ночью ветер повалил липу. Вчера еще люди отдыхали под тенью ее раскидистой кроны. Они с наслаждением вдыхали ее душистый медовый запах. А теперь многие проходили мимо, топтали листья, ломали сучья, не оказывали ей никакой помощи. И только один человек сказал:

– Ее можно спасти.

Ствол липы обвязали тряпками, обложили узкими досками. И длинный лубок готов. А в трех местах его густо обмотали проволокой.

Подняли липу. Обрезали лишние и слабые ветки. Ежедневно поливали водой. Она теперь стояла, как и прежде.

И опять под ее раскидистой кроной отдыхали люди. (86 слов.)

(По Б. Павлову.)

1. Что случилось с липой?

2. Кто пришел на помощь?

    1. Что обозначает выражение «повалил липу»?



** * 

       Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю  - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

       Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

                                                                                             85 слов

 

Кто сажает лес?

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?

Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.

Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает. (85 слов.)

(По Г. Снегиреву.)

1. Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?

2. Что было необыкновенного в поведении сойки?

3. Кто же сажает дубки?

4. Объясните смысл выражения «росли одни елки» (Больше ничего не росло.)







Помощник

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?

Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками – полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.

Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.

Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.

Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.

– Эти инструменты обязательно вылечат твои руки, – сказал отец.

(87 слов.)

(По Н. Елинсону.)

1. Про кого говорят, что у него золотые руки?

2. Как называли Алешины руки папа и мама?

3. Почему мама называла руки сына каменными?

4. Что же разбил алеша?

5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?

6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?


Яшка

Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.

Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов.

А мальчишка так важно мне в ответ:

– Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.

Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка.

Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один из друзей насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.

Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево. (86 слов.)

(По Л. Савоненковой.)

1. Кого же звали Яшкой?

2. Как добились мальчики доверия белочки?

3. Чем подкармливали они своего друга?

4. Кого еще кормили в этом парке ребята?



Кто живет в дупле?

Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло.

Причалил Боря к дереву. А из дупла голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику. От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла.

Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.

Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит беда, она вытягивает шею и шипит, как гадюка. (87 слов.)

(По И. Недоле.)

1. О какой птице рассказал автор?

2. Какое чудо испугало Борю?

3. Кого вертишейка испугалась на этот раз?

4. Почему птица успокоилась и вылетела из гнезда? (Боря был далеко от ее гнезда.)





Улетают журавли

В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили они над рекою, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над ясными черными макушками ранняя зорька. Один за другим журавли поднимаются с болота.

Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, журавли! До радостной встречи весной! (90 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)

1. Как собирались журавли к отлету?

2. Где они остановились на отдых?

3. Когда птицы снова отправились в путь?

4. Подумайте, как можно озаглавить рассказ.

5. Почему в рассказе осенние дни названы «золотыми»?

    1. Почему макушки деревьев кажутся черными?


Первый снег

Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.

Если выйти в сумерки и снегопад за околицу – такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.

А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.

Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы.

(85 слов.)

(По Г. Скребицкому.)

1. Как падает на землю первый снег?

2. Каким становится лес после снегопада?

3. Почему синицы названы «хлопотливыми»?

4. Почему о ветвях деревьев сказано, что они мохнатые, о семенах – крылатые? Какая разница в значении этих слов?

5. Что значит «выколачивать семена»?





Ай да муравьи!

Муравейник стоял на самом видном месте, возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но... ошибся.

Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрушал муравейник.

Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто. Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?

Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков.

(По Д. Клещеву.)

1. Чему порадовался писатель?

2. Кто разрыл муравейник?

3. Что же невозможное сделали муравьи, чтобы спасти свой дом от злых обидчиков?

4. Почему у рассказа такое заглавие?

    1. Как по-другому можно похвалить муравьев?


Журавль

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)

(По С. Аксакову.)

1. Почему запрещена охота на журавлей?

2. Каков внешний вид журавля?

3. Где гнездятся журавли?

4. Чем опасен ранний журавль?


 

Серебряное блюдечко и наливное яблочко

  

                  Жили-были крестьянин с женой. У них было три дочери, все три красавицы. Старшие две – ленивые да нерадивые, все бы им сидеть да охорашиваться; а младшая, Аленушка – работящая и скромная. Краше всех сестер была Аленушка.

                 Обо всем заботится Аленушка: и избу приберет, и обед сготовит, и огород выполет, и воды принесет. С родителями она была ласкова, к людям приветлива. Любили ее отец с матерью больше всех дочерей. А от этого старших сестер зависть брала.

                 Раз уехали отец с матерью в поле. Подошла к дому бедная старушка и попросила хлеба. Старшие сестры с ней и говорить не захотели, а Аленушка вынесла старушке калач и проводила ее за ворота.

            - Спасибо тебе, девица, - сказала старушка. - За доброту твою вот тебе совет: поедет твой батюшка на ярмарку, попроси его купить тебе для забавы серебряное блюдечко да наливное яблочко. А коль случится нужда у тебя, девица, - помогу тебе. Попомни: живу я на краю леса дремучего, и идти до моей избушки ровно три дня и три ночи.

                          

                                                              (162 слова)

1.Сколько дочерей было у крестьянина?

2.Кого из дочерей отец с матерью любили больше всех?

3.Почему?

 4.Что сказала старушка Алёнушке?



4 класс - второе полугодие

Два товарища (басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать бы­ло нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать. Человек и дышать пе­рестал. Медведь понюхал ему лицо и отошел. Медведи ведь мерт­вых не трогают.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется над товарищем:

-  Что тебе медведь на ухо говорил?
Поднялся человек с дороги и отвечает:

-  Он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от това­рища убегают.

 (89 слов.)

(По Л. Толстому.)

1.       Шептал ли что-нибудь медведь?

2.   Кто же назван в басне плохим человеком?

3.   За что писатель осуждает человека, сидевшего на дереве?

4.   Можно ли смеяться над товарищем, пережившим сильную
опасность?

5.  Объясните значение слов «выскочил»», «наземь», «притворился».

Старик и дерево

На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.

Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, на­брал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом он достал из кармана спички и выложил ими на мокрой гли­не: «Живи назло злым!». (88 слов.)

(Из журнала «Юный натуралист».)

1.        Какой след оставили ребята после себя на лесной поляне? Как это их характеризует?

2.   Как поступил старик?

3.   Легко ли было старику доставать глину?

4.   Расскажите, как должен вести себя человек в лесу, у реки?

5.   Как вы понимаете выражение «Живи назло злым!»?

Серая звездочка

Серая звездочка - это жаба, которая жила у нас в огороде. А на­звали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звез­дочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передви­галась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Че­рез некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лей­ки. Ей это очень нравилось. (88 слов.)

(Из журнала «Юный натуралист».)

1.        Почему жабу прозвали Серой звездочкой?

2.   Что с ней произошло однажды?

3.   Как люди выходили свою помощницу?

4.   Когда появлялась жаба на дорожке?

5.        Что особенно нравилось Серой звездочке?

Осень с неба

Если взглянуть осенью на бескрайнюю нашу страну с неба, конца-края чашей земли все равно не увидишь. И покажется с такой высоты, что вся наша земля в движении. Что-то двигается над лесами, степями, горами, морями... Это бесчисленные птичьи стаи. Наши перелетные птицы покидают родину - летят на зимовку. Не­которые, конечно, остаются: воробьи, голуби, галки, снегири, чи­жи, синицы, дятлы.

Отлет начинается с конца лета и длится всю осень, - пока вода не покроется льдом. Первыми улетают те птицы, что прилетели вес­ной последними. Последними отлетают от нас те, что первыми поя­вились весной: грачи, жаворонки, скворцы, утки, чайки. (91 слово.)

(По Б. Бианки.)

1.       Какие птицы остаются на зимовку?

2.    Когда начинается отлет птиц?

3.    Какие птицы улетают первыми, какие последними?

4.    Что обозначает выражение «конца-края не увидишь»?


Случай на охоте

Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.

Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.

Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стре­лять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал. (95 слов.)

(По Г. Скребицкому.)

1.         Почему собаки не могли найти зайца?

2.    Почему охотник не стрелял?

3.    Как вы понимаете выражение «гоняют по льду»? (Бегают, носятся в разных направлениях.)

4.    Какие слова передают крайнее изумление охотника и испуг зайца?

Опасные игры

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раз­дался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены,

весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воз­дух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса про­скочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Жу­равль был спасен. (92 слова.)

(По В. Бологову.)

1.        От кого убегал журавль?

2.   Как птица обманывала лисицу?

3.   Почему лиса преследовала такую большую птицу? (Журавль не мог долго летать. Очевидно, птица была больна.)

4.   Что обозначает выражение «кинулась со всех ног»? (Побе­жала, помчалась очень быстро.)

5.        Объясните значение слова «взмыл». (Взлетел.)

Яблонька

Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое ябло­ко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.

Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики.

Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой - и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упа­ло зернышко.

Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю. (96 слов.) (По К. Ушинскому.)

1.        Почему от яблока осталось только одно зернышко?

2.   Как стало прорастать весной зернышко?

3.   Как оказалась дикая яблонька в саду?

* * *

Один раз дети пошли гулять на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались, глядя на него.

           Вдруг они увидели, что скачет охотник, а впереди него две со­баки. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закрича­ла и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к ко­тенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его. Охотник подскакал и отогнал собак. (99 слов.)

(По Л. Толстому.)

1.    Куда пошли дети играть?

2.    Что случилось на дороге?

3.    Как Вася спас котенка?

4.    Подберите заголовок к рассказу.

Страшный мостик

Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему де­вочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.

«Ишь, какая плохая доска!» - подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.

Прошли по мостику и два дружка - Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

-  Вот противный мостик, - рассердились мальчики.- Придется
теперь речку вброд переходить.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:

-  Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут,
ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.

Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется... (116 слов.)

(По Ю. Ермолаеву.)

1.         Какой был на речке мостик?

2.    Почему Таня чуть не упала?

3.    Что она подумала о мостике?

4.    Почему рассердились мальчики?

5.   О чем рассказали дети в поселке?

6.   Как должны были поступить ребята?

7.   А как бы вы поступили на их месте?

8.  Что значит «вброд перейти»? (Брод — мелкое место реки или озера, удобное для перехода.)

9.   Закончите последнее предложение рассказа.

Разноцветные кораблики

Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: желтые, красные, оранжевые - целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми пару­сами. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра... Боль­шой еще запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше дру­гих пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроко­нечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. Л какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того пышного клена, который красуется на берегу. (118 слов.)

(По Д. Кайгородову.)

1.        О каких корабликах рассказал автор?

2.   Почему кораблики прилетели по воздуху?

3.   Как вы понимаете выражение «целая флотилия»? (Флоти­лия - отряд кораблей.)

4.  Почему сказано, что кленовые кораблики раньше других пускаются в свое первое и последнее путешествие?

5.   Почему это путешествие названо первым и последним?

6.   Объясните, почему кленовые кораблики названы самыми парусистыми. От какого слова образовано «парусистыми»?

7.   Что обозначает слово «пунцовые»? (Пунцовый — ярко-красный, багровый.)

Цветок или волчья пасть?

Шли из школы домой два мальчика - Сергейка и Миколка. Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учи­тельница. Он получил пятерку.

         А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Ми­колка отвечал плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать маме о его плохой учебе.

Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубиз­не плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:

- Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на бе­лую розу. Смотри, раскрылись лепестки - нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.

Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка. Облако показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть - злой, готовый на кого-то броситься.

Мальчики долго смотрели на облако и каждый видел свое. (120 слов.)

(По В. Сухомлинскому.)

1.         Почему Сергейке было весело?

2.    О чем грустил Миколка?

3.    Какой был день?

4.    Почему Сергейке показалось, что облачко похоже на розу?

5.    Почему Миколка увидел не розу, а злого волка с раскрытой
пастью?

6.    Что обозначает слово «загляделся»?

Весна красна

Вот и зиме пришел конец. За один день все изменилось. Ветер подул с южной стороны, пригнал низкие лиловые тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый весенний дождь. А потом тучи разошлись, показалось на голубом небе солнце и при­грело землю.

Раньше других обитателей леса отметили начало весны сини­цы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червяков. Они весело распевали.

Обрадовались теплу и зайцы. В эти весенние дни они даже про свой страх забыли. Зимой они бегали и кормились только по ночам, а весь день спали в снегу. Теперь зайцы и днем бегали по лесным вырубкам и опушкам.

Белка тоже оживилась с приходом весны. Она покинула свой домик и отправилась в лесную чащу. Там устроила она себе гнездо. Скоро у нее будут бельчата. (130 слов.)

(По Г, Скребицкому.)

1.        Что изменилось в природе за один день?

2.   Кто раньше всех отмечает начало весны?

3.   Как стали вести себя зайцы?

4.   Почему белка покинула свой зимний домик?

На дне снежного моря

Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное на­чало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становит­ся твердой, как камень. Холодно стало в норках.

Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Су­хое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глу­хари ныряют в него с головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныря­ет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом.

На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом - вроде как выезжают зимой на дачу. (120 слов.)

(По В. Бианки.)

1.        Чем плохо для зверьков малоснежное начало зимы?

2.   Как ведут себя разные зверьки под снежным покровом?

3.   Как защищает зверей и птиц от холода снежный покров?

4.   Почему снежный покров назван «снежным морем»? Что об­щего между морем и заснеженным полем?

5.        Как вы понимаете выражение «ныряют с головой»?

6.   Почему гнезда мышей под снегом сравнивают с дачами?

Жалейкин

Жалейкин - мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на бе­регу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

        - Вот неряхи! - вскричал Жалейкин.- Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги.

Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о бан­ки крючки.

А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкин как лучше, а вышло - хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не порть! (139 слов.)

(Н. Сладкое.)

1.         Как относился Жалейкин к злу?

2.    Что возмутило Жалейкина в поведении туристов?

3.    Как он навел порядок на берегу?

4.    К чему это привело?

5.    Какова главная мысль рассказа и какими словами она выра­жена?

6.    В каких пословицах заключен тот же смысл? (Всякая работа мастера хвалит. За все берется, да не все удается. Уменье везде найдет примененье.)

7.    Как вы думаете, почему у мальчика такая фамилия?

8.    Какое чувство мальчика выражено словом «ахнул»? Подбе­рите к нему слова, близкие по значению. (Остолбенел, обомлел,
поразился.)

Лисья школа

В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кор­мила их своим молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.

Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.

Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пуши­стая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.

Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от ма­тери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птич­ка. (144 слова.)

(По А, Востром.)

1.        Почему рассказ назван «Лисья школа»?

2.   В какое время года лиса учила лисят?

3.   Чему мать-лиса научила своих детенышей?

4.   Как названа лиса в разных частях рассказа?

5.   Как в разных частях рассказа названы лисята?

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загуля­лись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся:

-  Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

-   Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в ле­су. Испугается отец и не будет браниться.

-   Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обраду­ется мать и не будет бранить меня.

-   А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идет.

-  Нет, - говорит,- в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь -вдвое.

              Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идет.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь -вдвое.

А третий мальчик... (145 слов.)

(В. Осеева.)

1.         Как вы думаете, что сказал третий мальчик?

2.    Как отнеслись к этому дома?

3.    За какие две вины ругали первого и второго мальчиков?

4.    Почему правду всегда лучше сказать? А как поступил бы ты?

5.    Перескажите рассказ, дополнив его.

У кого домик лучше всех

Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех.

Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.

Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.

Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе.

Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожу­рой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что ва­лялись в саду какой-то дачи.

Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха перьев и шерстинок, а снаружи из мха и ли­шайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда. (150 слов.)

(По В. Бианки.)

1.         Что представляет собой лес в летнюю пору?

2.    Какие гнезда у орла, королька?

3.    Почему дом крота самый хитрый?

4.    Как пеночка сделала свой домик самым красивым?

5.    Почему гнездышко долгохвостой синицы можно назвать са­мым уютным?

6.   У кого же дом лучше всех?

7.   Объясните смысл слова «накроешь». (Накрыть - поймать,
застать неожиданно.)

8.   Опишите (по выбору) домик одного из лесных жителей.

О чем горевали птички

Под сиренью, на пушистом снегу, собралась целая толпа пти­чек. Были тут воробушки - буйные головушки. Были тут чечетки — воробушкам тетки. Были тут синички - птички-мастерички. Были тут щеглята - веселые ребята. Собрались толпою, судят, что им делать.

-   Чуть жив, чуть жив,- говорит воробей.

-   Пинь-пинь, тарарах, кто голоден, тот дурак! - смеется синичка.

-   Чего же поесть, чего же поесть? - спрашивает чечетка.

-   Постойте,- сказала синичка.- Я всех вас выручу.
Порхнула она и полетела на окно. Стук-стук в стекло. Вдруг занавесочка поднялась. Черноглазая девочка появилась перед си­ничкой. Синичка испугалась и порхнула прочь.

Догадалась Леля, что птичкам голодно. Позвала она братьев. Живо устроили они кормушку. Насыпали в нее песку, а на песок всякого птичьего лакомства: проса, овса, хлебных крошек.

С тех пор хорошо жилось птичкам на нашем дворе. Каждый день слетались они к кормушке и пировали. А потом пели свои песенки. С каждым днем птичий хор пел все лучше и лучше. (150 слов.)

(По М. Богданову.)

1.        Кто показал Леле, что птичкам голодно? Расскажите об этом.

2.   Как Леля помогла птичкам?

3.   Прочитайте разговор птичек. Озаглавьте их разговор.

4.   Объясните значение слов «порхнула», «занавесочка», «прочь», «пировали». Как можно сказать иначе?



Пчелки в разведках

Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебель­ки. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.

Проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глаза мохнатыми лапками, разбудила подруг.

      Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; они из улья и полетели к яблоньке:

-   Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчел? Мы целую зиму голодали.

-   Нет, - говорит им яблонька, - вы прилетели слишком рано; мои цветы еще спрятаны в почках.

Полетели пчелки к вишне:

-   Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?

-   Наведайтесь завтра,- отвечает им вишня,- сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.

Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.

Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой весе­лешеньки. (169 слов.)

(К. Ушинский.)

1.        Какие приметы весны описаны в рассказе?

2.   Что ответила пчелкам яблонька?

3.   Почему пчелы не воспользовались тюльпаном?

4.   Какой цветок помог им?

5.   С какими словами обратились пчелы к яблоньке, вишне?

6.   Почему цветок фиалки назван скромным?

7.   Объясните выражение «полный аромата». Как можно сказать иначе? (Полный приятного запаха, сильно и приятно пахнущий.)

8.   Объясните смысл заголовка.

Лесная быль

Говорит бабушка внукам Пете, Алеше и Маринке:

-  Завтра встанете на зорьке, пойдете в лес за грибами да ореха­ ми. Кто лучше всех поработает, тому будет моя награда.

Отправились внуки в лес. Разошлись в разные стороны, весело за дело принялись.

Раньше всех вернулась домой Маринка. Принесла лукошко с верхом.

Орехи -- один в один, спелые, золотистые. Грибы отборные, без единой червоточинки.

Вскоре прибежали и мальчики. Принесли орехов и грибов по­меньше, чем Маринка.

Все наперебой хвалят Маринку.

Так и обедать сели.

Внесла бабушка пирог с вишнями и подала его внучке в награду.

Все пирогом лакомятся - не нахвалятся, а Маринка к пирогу не притрагивается, глаз не поднимает.

-    Что с тобой, доченька? - встревожилась мама.

-    Может, в лесу тебя кто-нибудь обидел? - спросил отец.

-    Это я... обидела... - прошептала Маринка и горько расплака­лась. - Начала я ореховые кусты обшаривать, вижу — дупло, а в нем - орехи, грибы. Белкина кладовая! Я выбрала из нее все до капельки...

Все сразу перестали есть.

-    Это что же получается?! -- всплеснула руками бабушка. – Мы здесь веселимся да радуемся, а белка горюет, убивается  Ведь по­гибнет она зимой с голоду вместе с бельчатами.

-    Возьмешь, дочка, все грибы и орехи, отнесешь в лес, отдашь белке, - сказал отец.

Тяжела корзинка, но не захотела Маринка, чтобы ей братья по­могли - стыдно было. Так одна и пошла к белке. (205 слов.)

(По Е. Ерухимович.)

1.         За что бабушка обещала наградить внуков?

2.    Что принесла Маринка из лесу?

3.    Что принесли мальчики?

4.    Какую награду приготовила бабушка своим внукам?

5.    Почему Маринке стало стыдно?

6.    Как она исправила свою ошибку?

7.    Объясните смысл заголовка. (Быль - то, что было в действи­тельности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.)

8.    Как сказать иначе: «Встанете на зорьке»? (Встанете с зарей, то есть очень рано.)

Как вы понимаете смысл предложения: «Все наперебой хва­лят Маринку»? (Хвалят, прерывая друг

друга.)


Трусишка

Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они приня­лись щипать траву, А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам - Русак в поле, а Беляк - в перелесок.

И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда ли­са погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.

Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег. И к ночи земля снова побелела.

Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком- Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался.

Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью.

Больше его Беляк никогда не видел. (236 слов.)

(По С. Воронину.)

1.         Кого встретил Беляк на лесной поляне?

2.    Как изменилась погода?

3.    Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности?

4.   Почему Беляк больше никогда не видел Русака?

5.   Чему учит этот рассказ?

6.   Какие пословицы и поговорки подходят по содержанию к этому рассказу? (Сам погибай, а товарища выручай. Друзья познаются в беде. За двумя зайцами погонишься - ни одного не пойма­ешь.) В какие эпизоды рассказа их можно включить?

7. Почему зайцев зовут Беляк и Русак?

8.  Как  вы  понимаете  выражения:  «набегавшись  вдоволь», «дождь согнал весь снег»?

9. Подберите другой заголовок к рассказу.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!