ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕРВЫХ УРОКОВ
5-9 КЛАССЫ
5-Й КЛАСС
ДО СВИДАНЬЯ, АФРИКА!
Бонифаций натянул на себя свитер, и все залюбовались – до того он был хорош!
Расцеловав бабушку, лев побежал по трапу наверх. С берега ему махали платками, он махал в ответ, и, пока дошел до края, пароходик уже отчалил.
БУЛТЫХ!
Бонифаций вместе с сачком и чемоданом упал в воду... Так совершенно неожиданно он искупался в первый раз за все время каникул.
Все вскрикнули и подбежали к берегу. Но страх был напрасный: с пароходика уже бросили спасательный круг. Бонифаций схватился за него и вскоре оказался на палубе.
Бабушка и дети обрадовались и замахали еще сильнее.
Растроганный Бонифаций смотрел на уходящий берег и тоже махал лапой.
Неожиданно он почувствовал странное щекотание: что-то прыгало и билось у него под свитером. Бонифаций ощупал себя спереди, сзади, потом засунул лапу за воротник... и вытащил маленькую рыбку – точно такую, как та, что плавала в озере. Но теперь рыбка была ему уже не нужна. Полюбовавшись на нее, он наклонился над бортом, и рыбка, сверкнув на солнце, исчезла в море. Лев помахал и ей на прощанье.
Пароходик уходил все дальше и дальше, Африка становилась все меньше и меньше, а Бонифаций смотрел на берег и думал: «Какая все-таки замечательная вещь – каникулы!..».
(Ф.Хитрук. Каникулы Бонифация)
Задания
1. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные. Найдите сложное слово с соединительной гласной (пароходик).
2. Какие существительные, у которых в корне происходит оглушение, встретились вам в тексте? (Лев, рыбка, берег.) Как проверить их написание? (Львенок, рыба, береговой.)
3. Найдите в тексте слова, которые оканчиваются на шипящий. (Хорош, вещь.) Почему в одном случае мягкий знак пишется, а в другом нет?
4. Найдите в тексте местоимения.
5. Выпишите из текста существительные в разных падежах (по одному примеру на каждый падеж). (Именительный (кораблик), родительный (с берега), винительный (на берег), творительный (над бортом) и предложный (в озере)). Какой падеж не встретился в тексте? (Дательный)
6. Выпишите из текста восклицательные предложения. Найдите предложение с прямой речью. Приведите пример простого предложения с однородными членами.
7. Какие элементы сказки вы видите в этом отрывке? (Лев, у которого есть бабушка, он разговаривает, думает, путешествует, надевает свитер и т.п.; сверкающая на солнце маленькая рыбка – заветное желание, как в сказке.)
8. Какое слово заменяет местоимение он в первом предложении – Бонифаций или свитер? Из-за чего возникла двусмысленность? (Свитер – тоже существительное муж. рода, которое стоит в предложении после имени льва, а местоимение он, по правилам, относится именно к этому последнему существительному муж. рода.)
6-Й КЛАСС
ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ
Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике – этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было – это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без работы.
– Не хочется тебе лето портить, – сказала она. – Я переведу тебя так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.
Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не исполнил своего обещания, но теперь уж все равно ничего не поделаешь.
Ну и вот, значит, пролетели каникулы! В одно прекрасное утро – это было первого сентября – я встал пораньше, сложил свои книжечки в сумку и отправился в школу. В этот день на улице, как говорится, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было весело. Я был рад, что снова увижу свой пионерский отряд, всех ребят-пионеров из нашего класса и нашего вожатого Володю, который работал с нами в прошлом году. Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.
Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина – моего лучшего друга, с которым мы в прошлом году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет. И еще мне было грустно, так как я не знал, что скажу Ольге Николаевне, если она меня спросит, занимался ли я летом по арифметике. Ох, уж эта мне арифметика! Из-за нее у меня настроение совсем испортилось.
Яркое солнышко сияло на небе по-летнему, но прохладный осенний ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Они кружились в воздухе и падали вниз. Ветер гнал их по тротуару, и казалось, что листочки тоже куда-то спешат.
(Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома)
Задания
1. Найдите в тексте имена собственные (Федя Рыбкин, Ольга Николаевна). Какие еще признаки имен существительных вы знаете? (Одушевленное/неодушевленное, род, число, падеж). Какие из этих признаков постоянны? (Все, кроме падежа и числа.) Найдите в тексте существительное, у которого отсутствует форма единственного числа. (Каникулы)
2. Выпишите из текста примеры существительных первого и второго склонения. (Арифметика, пора; воздух, утро.) Вспомните, какие существительные относятся к третьему склонению, и придумайте собственные примеры. Найдите разносклоняемое существительное (Время.) Какой частью речи является слово родные в последнем предложении третьего абзаца? (В первом случае существительное, во втором – прилагательное.)
3. Выпишите из двух первых абзацев по 2 глагола прошедшего, настоящего и будущего времени. Найдите предложения, в которых есть все эти времена. (Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет.)
4. Найдите слова, в написании которых используется дефис. (Какие-нибудь, когда-то, ребята-пионеры, вот-вот, куда-то, все-таки, когда-нибудь, полет
нему.)
5. Найдите устойчивые выражения. (Время летит, пришла пора, дал обещание, настроение испортилось.) Найдите в тексте историзм. (Пионеры.)
6. Как автор передает чувства мальчика? Какие средства он использует кроме прямого называния? (Восклицательные предложения, устойчивые выражения разговорной речи (подумать только; ох, уж эта мне арифметика!), в последнем абзаце параллель с погодой (не только герой понимает, что время каникул прошло и надо браться за учебу, но и осенние «листочки тоже куда-то спешат».)
7-Й КЛАСС
С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
В последний день учебы, перед началом летних каникул, мы, мальчишки, мчались сюда разорять птичьи гнезда. Всякий раз, когда мы с гиканьем и свистом взбегали на бугор, тополя-великаны, покачиваясь из стороны в сторону, вроде бы приветствовали нас своей прохладной тенью и ласковым шелестом листьев. А мы, босоногие сорванцы, подсаживая друг друга, карабкались вверх по сучьям и веткам, поднимая переполох в птичьем царстве. Стаи встревоженных птиц с криком носились над нами. Но нам все было нипочем, куда там! Мы взбирались все выше и выше – а ну, кто смелее и ловчее! – и вдруг с огромной высоты, с высоты птичьего полета, точно бы по волшебству, открывался перед нами дивный мир простора и света.
Нас поражало величие земли. Затаив дыхание, мы замирали каждый на своей ветке и забывали о гнездах и птицах. Колхозная конюшня, которую мы считали самым большим зданием на свете, отсюда казалась нам обыкновенным сарайчиком. А за аилом терялась в смутном мареве распростертая целинная степь. Мы всматривались в ее сизые дали насколько хватал глаз и видели еще много-много земель, о которых прежде не подозревали, видели реки, о которых прежде не ведали. Реки серебрились на горизонте тоненькими ниточками. Мы думали, притаившись на ветках: это ли край света или дальше есть такое же небо, такие же тучи, степи и реки? Мы слушали, притаившись на ветках, неземные звуки ветров, а листья в ответ им дружно нашептывали о заманчивых, загадочных краях, что скрывались за сизыми далями.
(Ч.Айтматов. Первый учитель)
Задания
1. Выпишите из текста причастия и деепричастия (встревоженные, распростертый; покачиваясь, подсаживая, притаившись).
2. Объясните правописание слова целинная.
3. Найдите слова с чередованием гласной в корне (замирали, взбирались). От чего зависит написание? Припомните другие корни с подобным чередованием.
4. Выпишите из текста все местоимения и распределите их по разрядам. (Личные: мы (нас, нам), им; притяжательные: своей, ее; определительные: всякий, каждый, все; указательные: это, такой; относительные: который, что.)
5. Найдите слова с не и объясните их правописание. (Не подозревали, не ведали, неземные.)
6. Какие средства художественной выразительности помогают описать детское восхищение природой? Сравнение («… точно бы по волшебству, открывался перед нами дивный мир простора и света»), эпитеты («смутное марево», «сизые дали», «неземные звуки ветра»), олицетворение («листья нашептывали»).
7. Найдите в тексте приемы, характерные для разговорной речи. (А ну…; куда там!)
8. Какой тип речи представлен в тексте? Повествование (указано место и время: «В последний день учебы, перед началом летних каникул, мы, мальчишки, мчались сюда разорять птичьи гнезда»), подробное описание (весь второй абзац).
9. Какие непонятные слова встретились вам в тексте? Аил – так в прошлом назывался у киргизов и алтайцев поселок кочевого или полукочевого типа.
10. Найдите в тексте историзм (колхоз).
8-Й КЛАСС
КАК НАЧИНАЛАСЬ КНИГА
В жаркий летний день я лежал на бычьей шкуре в тени яблони. Время от времени под порывами ветерка созревшие яблоки слетали с дерева и шлепались на траву.
Иногда они скатывались вниз по косогору и сквозь рейки штакетника выкатывались на скотный двор, где паслись свиньи. К этим плодам мы со свиньями бежали наперегонки, и я нередко, опережая их, подхватывал яблоко прямо из-под хрюкающего рыла. В более зрелые годы и в других местах мне это никогда не удавалось.
Вот так я лежал в ожидании полунебесных даров и вдруг услышал, как мои двоюродные сестры в соседних домах, одна на вершине холма, другая в низинке, возле родника, перекликаются. Непонятное волнение охватило меня. Мне страстно захотелось, чтобы и этот летний день, и эта яблоня, шелестящая под ветерком, и голоса моих сестер – все, все, что вокруг, – осталось навсегда таким же. Как это сделать, я не знал. Вроде бы все это надо было заново вылепить. Я это почувствовал сладостно хищнеющими пальцами. Через несколько минут порыв угас, и я, казалось, навсегда забыл о нем.
Но вот я пишу эту книгу. По мере продвижения замысла поэзия народной жизни все больше и больше захватывала меня. Вероятно, отсюда и размышляющий мул или героический буйвол как нелгущие свидетели ее. Животные не лгут, хотя собакам свойственно очаровательное лукавство. Небольшой пример, как говаривал вождь.
Бывало, к полудню моя чегемская тетушка начинает греметь тарелками, а уж собаки сдержанно ждут у распахнутых дверей кухни. После обеда и им, конечно, что-нибудь перепадет. Но в ожидании еды они вдруг взлаивали без всякой причины, даже подбегали к забору, где, погавкав некоторое время, победно возвращались назад, как бы говоря: мы не дармоеды, отогнали очень опасного, хотя и невидимого врага. Меня всегда смешила эта сфальсифицированная опасность.
Гораздо позже, став литератором, я убедился, что сия ситуация бессмертна. Вот так же некоторые критики, услышав, что гремят тарелками (не скажу где), бросаются отгонять сфальсифицированную опасность.
(Ф.Искандер. Сандро из Чегема)
Задания
1. Выпишите слова по теме «Слитное и раздельное написание с не», распределив их по частям речи. (Не знал, не лгут, нелгущие, непонятные, невидимый, небольшой, некоторое.)
2. Найдите в тексте примеры слитного/раздельного написания наречий. (Никогда, наперегонки, навсегда, заново.) Поясните, почему «также» в последнем абзаце пишется раздельно.
3. Найдите в тексте причастие-неологизм. (Хищнеющие.) Какие еще забавные слова и выражения вам встретились в тексте? (Сфальсифицированная опасность, собаки «взлаивали».)
4. Приведите примеры действительных (созревшие, шелестящая, размышляющий) и страдательных (распахнутые, сфальсифицированная) причастий из этого текста.
5. Объясните, как образовано слово дармоеды.
6. Определите, кто является героем этого отрывка. (Герой – сам автор в юности.) Подтвердите свою догадку. Например, во втором абзаце приведено воспоминание, в котором употреблено местоимение «мы»: «К этим плодам мы со свиньями бежали наперегонки, и я нередко, опережая их, подхватывал яблоко прямо из-под хрюкающего рыла». И понятно, что автор теперь уже взрослый: «В более зрелые годы и в других местах мне это никогда не удавалось». Тот же вывод можно сделать на основе последнего абзаца: «Гораздо позже, став литератором…» Найдите признаки самоиронии (например, яблоки названы полунебесными дарами).
9-Й КЛАСС
В КАНИКУЛЫ
Шум в к_ридоре ра_будил Мишу. Он открыл один глаз и тут же зажмурился. Короткий луч со_нца пробрался из за высоких соседних _даний и тысячью не угомон_ых пылинок клубился между окном и лежащ_м на полу ковриком. Вышитый на коврике полосатый тигр то же жмурил глаза и дремал уткнув голову в выт_нутые лапы. Это был дряхлый тигр потертый и безобидный. С коврика луч пер_брался на край стола забл_стел на никеле маминой кровати осв_тил швейную машину и вдруг и_чез буд то и не был во все.
В комнате ст_мнело. С низу с Арбата и со двора доносились пр_достер_гающие звонки трамваев гу_ки автомобилей веселые детские голоса крики точил_щиков стар_евщиков разно голосые ликующие звуки весе_ней улицы.
Миша дремал. Не вставать же в первый день каникул в обычное время. Сегодня весь день гулять. Красота!
В комнату с утюгом в руках вошла мама пол_жила на стол сложе_ное одеяло поставила утюг на опр_кинутую самоварную ко_форку. Рядом на стуле белела груда выст_ра_ного белья.
– Миша вставай – сказала мама. – Вставай сынок побыстрей.
Миша лежал не двигаясь. Почему мама всегда знает спит он или нет? Ведь он лежит с закрытыми глазами…
– Вставай не пр_творяйся… – Мама подошла к кровати засунула руку под одеяло.
Миша поджал ноги под себя но холодная мамина рука упорно пр_следовала его пятки. Миша расх_х_тался и вскочил с кровати.
Он быстро оделся и отправился умыват_ся.
В сумраке запущ_ной кухни белел кафельный пол выщ_рбл_ный от колки дров. На серых стенах чернели длинные мутные потеки – следы лопнувшего зимой в_д_пр_вода.
Миша снял рубашку с твердым намерением вымыться до пояса. Он давно так решил с первого дня каникул начать холодные обт_рания.
Поеживаясь он открыл кран. Звонкая струя ударилась о раковину острые брызги морозно кольнули Мишины плечи.
Да холодновата еще водичка… Конечно он твердо решил с первого дня каникул начать холодные обт_рания но… ведь их ра_пустили на две недели раньше не первого июня а п_тна_цатого мая. Разве он виноват что школу начали р_м_нтировать? Реш__но он будет обт_рат_ся с первого июня. Миша снова надел рубашку.
Пр_чесываясь перед зеркалом он вн_мательно ра_смотрел свое лицо. Плохой у него подбородок! Если бы нижн_я челюсть выдавалась вперед то он обладал бы силой воли – это еще у Джека Лондона написа_но. А ему не обходима сильная воля. Факт смалодушничал с обт_ранием. И так каждый день. Начал вести дневник тетрадь завел ра_рисовал а потом бросил – нехватило т_рпения. Решил делать утрен_ю гимнастику даже гантели ра_добыл – и тоже бросил то в школу надо поскорей то еще что нибудь, а по просту говоря, лень. И вообще задумает что-нибудь такое и начинает откладывать до понедельника до первого числа до нового учебного года… Слабоволие и бе_характерность!
Миша вып_тил челюсть. Вот такой подбородок должен быть у человека с сильной волей. Нужно все время так держать зубы и постепе_но нижняя челюсть вып_тится вперед.
(А.Рыбаков. Кортик)
Задания
1. Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Расставьте знаки препинания.
2. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства.
3. Обозначьте слова, грамматически не связанные с предложением.
4. Найдите безличное, неопределенно-личное, определенно-личное предложения.