Урок-игра по природоведению в 5х классах «Тела и их характеристики»
Цели:
Дидактическая: создание благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности ученика, обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса;
Образовательная: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися процессов измерения массы и размеров тел, использования дополнительных источников информации для изучения природы
Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательная: создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Цели для ученика:
Знать науки о природе и основных ученых, методы и оборудование для ее изучения; иметь представление о последовательности выполнения практических работ, описывать по плану тела и вещества; уметь находить взаимосвязи между методами и оборудованием для изучения тел живой и неживой природы; придерживать правил безопасного использования оборудования и посуды; овладевать умениями:
взаимодействовать в группе;
представлять результаты работы с информацией;
оценивать работу свою и других;
проводить рефлексию результатов работы.
Цели для учителя:
Предметные:
расширить знания учащихся о понятиях «тела, оборудования, вещества» через знакомство с разнообразием в науках о природе; познакомить учащихся с видами веществ, телами живой и неживой природы, оборудованием и методами изучения природы; рассмотреть соответствие оборудования и химической посуды и выполняемым функциям;
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с рисунками, проверка знаний, умений, навыков об оборудовании и посуды, о характеристиках тел живой и неживой природы; охрана природы;
совершенствовать умения работы с оборудованием и посудой.
Воспитательные: формирование коммуникативных навыков работы в группе.
Учебно-воспитательные задачи урока:
1. Образовательные
сформировать понятия о понятиях «тела, оборудования, вещества» через знакомство с разнообразием в науках о природе;
2. Развивающие
развивать умение обосновывать роль науки природоведение среди других наук; формировать умения работать с таблицами, узнавать приборы и оборудование на рисунках; научить учащихся формулировать выводы; развивать мышление ученика, речь.
3. Воспитательные
формировать мировоззренческие представления природоведческих науках; сохранении многообразия живых организмов на планете (на территории где живешь).
4. Здоровьесберегающие
смена видов деятельности во время урока; правильность осанки во время урока; соблюдение правил техники безопасности во время практической работы.
5. Эстетическое воспитание
показать красоту окружающего мира, многообразие тел и приборов; развивать наблюдательность детей.
Вид урока - игры обобщающий, комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, практическая работа
Форма организации: фронтальная, парная, групповая
Ход игры
Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок – обобщение знаний, определение задач по плакатам на доске)
1 задание – разминка «Мозговой штурм»
Задание 1.Игра «Да-нет». Учащиеся соглашаются или нет с услышанным высказыванием.
- время измерить нельзя;
- с помощью линейки можно измерить длину парты;
- весы - прибор для измерения объёма тела;
- с помощью рулетки можно измерить окружность ствола дерева;
- объём жидкости измеряют мерным цилиндром;
- держать пробирку при нагревании нужно в руке;
- единица времени - секунда;
- штатив используется для закрепления пробирок, колб при нагревании;
- длину тетради можно измерить в сантиметрах;
Задание для капитанов «Третий лишний».
Учащийся должен пояснить свой выбор письменно.
- яблоко, банан, весы;
- колба, мерный цилиндр, ступка с пестиком;
- калькулятор, компьютер, штатив;
- чашка, ложка, пробирка;
- секунда, миллиметр, килограмм;
Одновременно идут задания, которое выполняет каждый человек команды.
Распределение между собой проводят самостоятельно и могут оказать помощь друг другу
«Тела живой и неживой природы» - рисунок
«Приборы и их применение» - последовательность
«Приборы и их величины» - соответствие
«Тестовое задание»
«Объект природы и метод его изучения»
Просмотр фильма «Строение атома»
Дать определение что такое «Атом» и составить схему его строения в рабочую тетрадь
Атом – мельчайшая частица вещества.
Атом
Ядро электроны
Неподвижно подвижны и отрицательно заряжены
Протоны нейтроны
Положительно заряжены без заряда (нейтральны)
Задание «Загадки о веществах»
Угадать и написать пример тела, которое можно сделать из этого вещества
О каком веществе писатель Антуан Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»
|
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь.
|
Он идет на сковородки да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш -….
|
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое -..
|
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем
Зовусь я …
|
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ
Его назвать могли б и дети
Обыкновенный…
|
Подведение итогов работы в группе и в парах
Рефлексия: на бумажных ладошках розового цвета написать положительные результаты работы в группе, на пальчиках – отрицательные (допущенные ошибки)
На бумажных ладошках синего цвета – работа в паре
На бумажных телефонах – хочу узнать…, помогите разобраться…, смогу ли я…
Индивидуальное задание – итоговая работа
На бумажных ладошках зеленого цвета результаты и основные ошибки укажет учитель.
Домашнее задание: к рисунку сделать небольшое сочинение «Все вокруг нас взаимосвязано».
Автор: Варганова Светлана Александровна
Должность: Учитель химии
Место работы: ош №8
Месторасположение: Республика Крым, г. Симферополь