Вопросы:
1 Перечислите сферы применения прогнозирования и планирования в налогообложении.
2 Соответствует ли налоговое планирование принципам рыночной экономики?
3 Что такое налоговый произвол государства?
Ответ:
1 Виды и формы налогового планирования
Налоговое планирование подразделяется на:
1. планирование в рамках одного предприятия (корпоративное налоговое планирование)
2. налоговое планирование в рамках системы (группы) предприятий.
3. индивидуальное или семейное, личное (налоговое планирование для физических лиц).
Первое и второе имеет своей целью обеспечить выживание предприятий (фирм),– третье сохранность состояний граждан.
В зависимости от того, выходит экономическая деятельность за пределы одной страны или ограничивается территорией отдельно взятого государства, налоговое планирование подразделяется на национальное и международное. Налоговое планирование подразделяется на корпоративное и индивидуальное.
Налоговое планирование, может осуществляться в трех различных формах:
а) мониторинг налоговых вопросов выделенным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия;
б) налоговое планирование и текущий финансовый контроль за налоговыми обязательствами предприятия силами специализированного отдела (группы);
в) привлечение внешних консультантов либо для налоговой экспертизы новых проектов (новых инвестиций), либо также и для контроля над текущими налоговыми платежами фирмы, вплоть до составления налоговой отчетности и представления ее налоговым органам.
Основные формы организации налогового планирования
· К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:
· сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг налогового законодательства мониторинг налоговых вопросов выделенным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия);
· текущее налоговое планирование и текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;
· экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства;
Получить полный текст
· разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств в соответствии с изменениями национального законодательства или норм международного налогового права.
2 Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано как главной целью рыночной экономики, так и основными принципами (неприкосновенность частной собственности, гарантии от произвола государства).
В 1935 г. судья Дж. Сандерленд так выразил принципиальную позицию Верховного суда США: «Право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем ни может быть оспорено».
По законодательству Российской Федерации субъекты предпринимательства наделены полномочиями, защищать свои имущественные права, в том числе право собственности, любыми не запрещенными законом способами. Таким образом, налоговое планирование не может служить основанием для штрафных санкций или административных наказаний со стороны государственных органов.
Налоговое планирование - это часть управленческой деятельности. Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица — это одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы близки к накладным, т. е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.
3 Налоговый произвол заключается в отсутствии стабильной законодательной регламентации взаимоотношений государства и налогоплательщиков. Он может проявиться :
в введении новых незаконных налогов и сборов в течение года, изменении порядка их взимания,
в пересмотре ставок, льгот, трактовок тех или иных понятий,
в предоставлении индивидуальных льгот,
в издании актов, действие которых обращено в прошлое,
в принятии секретных (для служебного пользования, закрытых, не подлежащих опубликованию) актов, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщиков и государства,
в наделении налоговых органов правом давать собственные трактовки и разъяснения законодательных актов,
в выступлении в качестве арбитром в спорах, требовать от налогоплательщика дополнительную (не предусмотренную в законе) информацию.
Налоговый произвол государства выражается в любом неравноправии сторон при ведении споров и их разной материальной ответственности при нанесении ущерба неправомерными действиями.
Иногда проявлениями налогового произвола называют лишь меры, ухудшающие положение налогоплательщика (введение нового налога или отмена льготы), а отмену старого налога или введение новой льготы рассматривают как благодеяние государства. Данный подход не только некорректен, но и является вредным по чисто практическим последствиям. В условиях рыночного хозяйства, предполагающего равные права для всех участников конкурентной борьбы, никакое изменение «правил игры» ни для кого не может оставаться без последствий.