СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Атмосферное давление

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме "Атмосферное давление" проведен с использованием групповой работы, с целью выяснения закономерностей изменения атмосферного давления, способах его измерения. Показана межпредметная связь географии с математикой при решении задач.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Атмосферное давление»

Р.Ш. Жумагереева, учитель географии- биологии СОШ №1, Жанибекский район, Западно-Казахстанская область

Тема: Атмосферное давление
Цели и задачи урока:
Формирование понятия об атмосферном давлении.
Формирование представлений о закономерностях изменения атмосферного давления, о способах его измерения, развитие умений решать задачи.

Оборудование: настенная карта РК, атласы для 6 класса, карточки с географическими задачами для индивидуальной работы, учебные наглядные таблицы: барометр- анероид, ртутный барометр и их устройство, газета, стакан с водой, шприц, линейка – для проведения опыта; учебник “Физическая география: начальный курс”.

Ход урока:

    1. Организационная часть урока: Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Успехов нам! Сегодня мы работаем в группах, совместно: “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно”. Деление на группы по вопросам

  • « Есть ли, дети, одеяло

  • Чтоб всю Землю укрывало?

  • Чтоб его на всех хватило

  • Да притом не видно было?

  • Ни сложить, ни развернуть,

  • Ни пощупать, не взглянуть?

  • Пропускало б дождь и свет

  • Есть, вроде бы и нет?»

  • О какой оболочке идет речь?- атмосфера.

2. Актуализация знаний учащихся (Географический диктант)

1. Воздушная оболочка Земли? 2. Слой атмосферы, в котором мы живём? 3. Разность между самой высокой температурой и самой низкой? 4. Как изменяется температура с высотой –в 1 км. 5. Прибор для измерения температуры воздуха? 6. Что получим если сложить температуры месяца, полученную сумму, разделить на количество дней месяца?

3. Усвоение новых знаний, первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания. Чтобы понять, о чем сегодня пойдет речь, предлагаю провести небольшой эксперимент: Для опыта понадобиться линейка, лист бумаги, стол, рука. Эксперимент состоит из двух опытов. Первый. Положите линейку на стол так, чтобы один ее край свешивался со стола. А теперь несильно ударьте по линейке, проследите, как далеко улетит линейка. Второй опыт. Уложите линейку точно таким же способом, как в первом случае. Прикройте ту часть линейки, что лежит на столе, листом бумаги. Повторите удар примерно той же силы. Постарайтесь объяснить, что произошло?

Учитель: Т. е. воздух давит на все предметы, на поверхность Земли. Попробуем сформулировать тему нашего урока, о чем пойдет сегодня речь? (О давлении воздуха)

Воздух на латин. языке звучит как «атмос», а что означает «давление» - это сила, с которой что-то, или кто-то давит на какой-либо предмет. Итак, тема нашего урока - «Атмосферное давление».

Из всего выше сказанного попробуем сформулировать определение «атмосферного давления».

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы. Ученые выяснили, что воздух, как и всякое вещество, имеет массу, вес и следовательно оказывает давление на поверхность Земли, на все предметы.

Подсчитали, что столб воздуха давит на S=1 см.кв. с такой силой, как гиря в 1 кг 30г.

Ладонь человека – 100 см кв. Посчитайте с какой же силой давит воздух на ладонь? (130 кг). А в общем на нас давит воздух с силой в 15 т.

Почему же человек не чувствует этого давления? Т.к. внутри нашего организма существует давление равное внешнему - атмосферному!

Учитель: В ходе изучения нового материал, вы должны найти ответ на следующие вопросы:

  • Как измеряется атмосферное давление?

  • Как изменяется атмосферное давление с высотой?

  • Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности?

Первая группа готовит ответ на вопрос: Кто изобрёл прибор для измерения атмосферного давления и его устройство? Ртутный барометр был изобретён в 1643 году учеником Галилео Галилея Эванджелистом Торричелли. Он наполнил запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. В ходе своих опытов Торричелли сделал следующие выводы: масса (давление) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления”. Показывают рисунок– ртутный барометр, портрет ученного

Вторая группа отвечает на вопрос: Как измеряется атмосферное давление? “Нормальным давлением принято считать давление 760 мм ртутного столба. Оно определяется, на уровне моря на 45 параллели при температуре 0 градусов С. В настоящее время атмосферное давление измеряют прибором барометром – анероидом, в котором не применяют ртуть”. Показывают прибор – барометр – анероид, с использованием учебной наглядной таблицы. Называют и показывают карточку-опору с обозначением современной единицы измерения атмосферного давления гектопаскаль (гПа)

Третья группа отвечает на вопрос: Работает по рисунку, готовит ответ на вопрос, как изменяется давление с высотой?

Вопрос классу: Как изменяется атмосферное давление от нагревания подстилающей поверхности? По таблице показывает и сравнивает, как изменяется атмосферное давление, в связи с изменениями температуры воздуха. По таблице делают вывод: если повышается температура воздуха, то атмосферное давление понижается. Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного. Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1м3 холодного.
Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.

Самостоятельная работа в группах (в течение 5-6 минут): изучение и выполнение заданий, ответы на вопросы и решение географических задач, описанных в полученных карточках.

Выступление участников групп (в течение 5-ти минут). Представители от групп делают сообщение по своим вопросам. В процессе выступления все учащийся записывают в тетрадь выводы, полученные каждой исследовательской группой, учитель обобщает выводы, при необходимости корректирует правильность сообщений, дополняет.

Закрепление.

Учитель раздает учащимся географические задачи, записанные на индивидуальных карточках. Учащиеся зачитывают задачу вслух.

1.Реши задачу: Высота холма составляет 168 м. Давление на вершине – 760 мм. Какое давление у подножия холма? 776мм

2.Реши задачу: Высота холма составляет 1680 м. Давление на вершине – 560мм. Какое давление у подножия холма? 720мм

3.Реши задачу: Давление на вершине – 760 мм, давление у подножия холма – 779мм. Какова высота холма? 199,5м

4.Реши задачу: Давление на вершине – 335 мм, давление у подножия холма 721 мм. Какова высота? 4053м

5.Вы отдыхаете в лагере, который расположен в лесу. Вы идете через луг на речку. Где атмосферное давление выше: над лугом или лесом ?

6.Жаркий летний день, вы загораете на берегу реки. Измерим атмосферное давление над сушей и рекой. Будет ли оно одинаково? Почему?

Рефлексия. Учитель задает вопросы:

  • - Что нового вы узнали на уроке?

  • - Что вам понравилось на уроке? Почему?

  • - Что бы хотелось выполнить еще раз?

Домашнее задание. Атмосферное давление и здоровье человека. Влияет ли атмосферное давление на здоровье человека? Приведите примеры из ваших собственных наблюдений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!