СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Атмосферное давление"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Атмосферное давление" в 6 классе. Во время урока обучающиеся получают возможность с помощью простейших наглядных опытов выявить закономерность изменения атмосферного давления, а также научатся решать задачи на изменение атмосферного давления с высотой и наоборот – находить высоту с помощью данных об атмосферном давлении. Эти знания и умения пригодятся ребятам при изучении других дисциплин, например, физики.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Атмосферное давление"»

Технологическая карта урока по теме «Атмосферное давление»

Наумова Н.В.

МБОУ «СОШ № 16»

город Братск


Данная работа представлена для учителей географии, работающих в 6 классах. Тема «Атмосферное давление» изучается в разделе «Атмосфера». Во время урока обучающиеся получают возможность с помощью простейших наглядных опытов выявить закономерность изменения атмосферного давления, а также научатся решать задачи на изменение атмосферного давления с высотой и наоборот – находить высоту с помощью данных об атмосферном давлении. Эти знания и умения пригодятся ребятам при изучении других дисциплин, например, физики.


Тема урока – Атмосферное давление

Тип урока: Урок открытия новых знаний 

Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение

Цель:  сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения

Задачи:

образовательные: знать о закономерностях изменения атмосферного давления.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; научиться высчитывать атмосферное давление с изменением высоты; уметь организовать совместную и индивидуальную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: воспитывать положительное отношение к совместному труду, к своему здоровью; воспитывать уважительное отношение к мнению своих одноклассников.

УМК: учебник География. 5-6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др/ (Полярная звезда). – 192с., 2014

Атлас Физическая география. Начальный курс. 6 класс. Омская картографическая фабрика. 2016

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Методы: частично-поисковый

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, тетрадь, раздаточный материал (задачи), мультимедийная система, иллюстрация прибора «барометр», портрет Эванджелиста Торричелли, для опытов: линейка, стакан с водой, лист бумаги

Основные термины и понятия: ученый Эванджелиста Торричелли, барометр, атмосферное давление

Планируемые результаты учебного занятия

Предметные:

- знать о причинах изменения атмосферного давления;

- уметь определять атмосферное давление на разной высоте с помощью географических задач.

Метапредметные:

*регулятивные:

- определять цель урока;

- формулировать учебную проблему;

- выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

*коммуникативные

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

*познавательные:

-уметь применять полученные знания в практической деятельности при изучении других дисциплин;

- уметь работать с учебником, со схемами;

- объяснять значения новых слов

Личностные:

-проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.


Формирование УУД:

Познавательные УУД


  1. продолжить формирование умения работать  с учебником;

  2. продолжить формирование умения объяснять схему «Изменение атмосферного давления с высотой»,  работать с информационными текстами, объяснять значения новых понятий;  

  3. продолжить формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.        

Регулятивные УУД        

  1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;

  2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

  3. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  4. продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

  2. проявлять интерес к новому содержанию;

  3. устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

  4. оценивать собственный вклад в работу класса.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап.

Организационный

Учитель проверяет готовность к уроку,

психологический настрой.




Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

Здороваются!

II этап.

Актуализация опорных знаний и умений

1 человек индивидуально у доски – объяснение

схемы «Нагрев земной поверхности в разных частях Земли» с указанием причинно-следственных связей.

1 человек индивидуально – состав и строение

Атмосферы




Работа с классом:

Каждый день с экранов телевизоров мы слышим прогноз погоды. Включается ролик

https://www.youtube.com/watch?v=GGHSyaz6eVo прогноз погоды

-Назовите элементы погоды, прозвучавшие в ролике.

- О каком элементе погоды мы уже знаем?

-Как изменяется температура в течение суток и в течение года?






Ученик объясняет схему нагрева земной поверхности: нагрев земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей=шарообразности Земли. Максимальный нагрев поверхности на экваторе, т.к. угол падения солнечных лучей находится под прямым углом. Минимальный – на полюсах.

Другой ученик объясняет газовый состав, и из каких слоев состоит атмосфера.



Учащиеся перечисляют: температура, облачность, осадки…

Называют температуру воздуха.

Рассуждают о суточном и годовом ходе температуры.

III этап

Мотивация к изучению материала

Создание проблемной ситуации

Проведем несколько опытов

Опыт № 1

Оборудование: линейка и лист бумаги

Учитель кладет линейку на край стола и слегка бьет по линейке. Линейка падает. Затем поверх линейки кладется лист бумаги и снова бьет по линейке с такой же силой. Линейка не падает.

Вопрос: Почему?


Опыт № 2

Оборудование: стакан с водой и лист бумаги.

Учитель наливает стакан воды, накрывает листом бумаги и переворачивает стакан. При этом лист бумаги не падает и вода не выливается.

Вопрос: Почему?


Так о чем мы сегодня будем говорить? Какая

тема нашего урока?

Выдвигают различные версии.




Лист бумаги удерживается силой воздуха, линейка не падает, потому что ее удерживает лист бумаги, который находится под давлением воздуха.



Лист также удерживается силой воздуха, которая давит на стакан.





Учащиеся высказывают версии об атмосферном давлении

IV этап.

Открытие нового знания. 

Даже если вы сейчас сидите за партами, на вас

тоже давит воздух. Причем его масса достигает 15 тонн.


-Почему такая масса воздуха не может нас раздавить?


1643 год итальянский ученый Эванджелиста

Торричелли изобрел один прибор.

Посмотрим ролик https://www.youtube.com/watch?v=UZikY4-cUhQ

опыт Торричелли

Вопросы:

-Из чего состоит прибор?

-Чем наполнена трубка прибора?

-Почему ртуть вылилась в тарелку?

-На какой отметке остановилась ртуть?

Учитель объясняет, что такой простейший

прибор называется Барометр (прибор для измерения атмосферного давления)

Эту трубку ученый разделил на 1000 равных частей, одна часть= 1 мм.рт.ст.

Далее идет заполнение схемы и объяснение

учителя, который подводит учащихся к закономерности изменения давления на разной высоте.

Ртуть вылилась в тарелку и остановилась на отметке 760 мм рт.ст. Это было в точке А. Далее ученый поднялся в точку В, уровень ртути опустился. В точке С ртуть в трубке началась подниматься, а в точке D она сильно опустилась и вылилась в сосуд.

Вопрос: Почему уровень ртути в трубке

меняется с высотой?

-Что такое «Атмосферное давление»?

(Это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и окружающие предметы)

-Распределите показатели барометра в остальных точках:

740, 780, 710 мм рт.ст.

- Какое из этих значений считается нормальным атмосферным давлением? Повышенным? Пониженным?

Работа с тексом §41, стр. 135

Формулируется вывод:

-От чего же зависит давление воздуха?

-Как изменяется атмосферное давление с высотой?

(Оно падает. На каждые 10,5 м высоты давление падает на 1 мм рт.ст.)

-Какой воздух будет меньше давить на поверхность теплый или холодный?

Рефлексия деятельности: Прием «Закончи

фразу»

Итак, мы выяснили, что атмосферное давление зависит…

Атмосферное давление с высотой… на каждые…

Физминутка (можно связать с темой урока)

Учащиеся выдвигают версии.

Воздух распределяется равномерно вокруг нас. Поэтому мы не ощущаем его давление, и то, что внутри нас тоже давление, поэтому возникает баланс, давление уравнивается.

Ответы учащихся.




Учащиеся записывают в тетрадь имя ученого и чертят схему для дальнейшего заполнения.


Учащиеся отвечают на вопросы после ролика.

Записывают название прибора в словарь и единицу измерения атмосферного давления.

Учащиеся фиксируют показатели барометра в разных точках на своей схеме.


Выдвигают версии.

Воздух имеет вес, который давит с разной силой на разной высоте.

Учащиеся записывают в словарь определение.

Учащиеся ищут ответ в тексте учебника и записывают в тетрадь.


Учащиеся выдвигают версии.

Атмосферное давление зависит от плотности воздуха. Чем выше, тем плотность воздуха меньше.

Теплый воздух легкий, поэтому он меньше давит на поверхность, чем холодный.

Записывают выводы в тетрадь.

V этап

Первичное закрепление

1. Работа с вопросами учебника § 41 на стр. 136, вопросы1-2

2. Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъеме вверх становится очень трудно дышать. То же самое происходит при подъеме в горы. Почему это происходит?

3. Распределите атмосферное давление в два столбика: «Пониженное» и «Повышенное»

740, 780, 795, 691,730,809, 705, 761


Учащиеся выдвигают версии, комментируют свои ответы на основе полученных знаний.

Атмосферное давление – это…

Прибор для измерения атмосферного давления – это…

Атмосферное давление с высотой…

VI этап

Применение знаний на практике

Решение задач:

1. Работа с картой России. Определите, на какой высоте находится город Братск. Рассчитайте атмосферное давление на данной высоте.


2. Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине 720 мм рт.ст.


3. Как перепады давления влияют на здоровье людей?

Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм решения задач.

Задача 1.

Высота нашей местности около 500 метров. С высотой давление падает на каждые 10,5 метров на 1 мм рт.ст.

1) 500:10,5= 48 мм рт.ст. разница в давлении

2) 760-48= 712 мм рт.ст. давление на высоте 500 м

Задача 2

1. 765-720=45 мм рт.ст разница в давлении

2.45*10,5=427,5 м высота горы


VII этап

Рефлексия учебной деятельности.

Прием «Рефлексивный круг»

Продолжите фразы:

-Сегодня я узнал…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Я понял, что…

-Теперь я могу…

-Я приобрел…

-Я научился…

-Я попробую…

-Меня удивило…

-Урок мне дал возможность…

-Мне захотелось…

Учащиеся высказывают мнения о своей работе на уроке, определяют какие знания усвоили, какие умения приобрели.

Домашнее задание

§41, вопросы на стр.136, письменно вопрос № 4 (задача)

Выучить термины.


Записывают домашнее задание в дневнике.

Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания!



Используемый материал:


1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288с.

2. Паневина Г.Н. География. Начальный курс. Технологические карты: 5 класс: методическое пособие/ Г.Н. Паневина. – М.: «Вентана-Граф», 2015. – 240с.

3. https://www.youtube.com/watch?v=GGHSyaz6eVo прогноз погоды

4. https://www.youtube.com/watch?v=UZikY4-cUhQ Торричелли (опыт)