Реферат |
Научно-исследовательская работа |
|
Тема: Деятельность человека, как экологический фактор |
|
Руководитель: Фадеева Валентина Сергеевна Авторы: Глянь Алина Сергеевна Рябуха Ксения Геннадьевна Шеститко Алина Дмитриевна |
|
|
М
униципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1
Содержание
Введение……………………………………………………………1
Промышленная деятельность человека…………….2
1.1 Особенность края……………………………………………….
1.2 Освоение края…………………………………………………...
1.3 Загрязнение почвы…………………………………………….3
1.4 Воздействие деятельности человека
на растительный покров……………………………………………
1.5 Загрязнение водоёмов…………………………………………4
1.6 Загрязнение атмосферного воздуха…………………………..5
1.7 Экология и здоровье населения……………….........................
1.8 Законы устойчивости природных систем…………………….
1.9 Первые шаги в деле охраны природы……….........................6
Практическая часть………………………………….8
Выводы и рекомендации……………………………9
Заключение………………………………………….10
Литература…………………………………………..11
Приложения…………………………………………..
Введение
У каждого человека есть большая и малая Родина. Многое связывает человека с местом, где он родился, живёт, познаёт окружающий его мир. Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик природы, исторические корни – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы и частью нашей общей Родины – России. Для многих малой Родиной стал Ямал.
Человек на Ямале развернул бурную деятельность. Наша работа посвящена изучению влияния деятельности человека на окружающую среду.
Взаимодействие человека и природы, сбережение природных богатств для будущих поколений превратилось в одну из наиболее актуальных и тревожных проблем современности.
Природа в этом суровом краю нежна и ранима. Поэтому, в своей работе мы решили рассмотреть тему «Деятельность человека, как экологический фактор».
Цель нашего исследования – проанализировать влияние деятельности человека на окружающую среду и выявить пути преодоления экологической проблемы на Ямале.
Предметом исследования выступили почва тундры, реки и озёра, атмосфера.
Объектом исследования явилась деятельность человека, её влияние на экологию Ямала.
Гипотеза - приоритетными условиями пользования природными ресурсами являются: разумный подход, а не только чувство наживы;
грамотное, а не бездумное повседневное пользование;
воспитание экологической грамотности;
формирование отношений Человек – Природа;
В соответствии с указанной целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по проблеме исследования.
2. Провести сравнительный анализ влияния деятельности человека на экологию Ямала.
3. Разработать рекомендации по воспитанию экологической грамотности.
4. Разработать рекомендации, направленные на охрану окружающей среды.
В работе мы использовали следующие методы исследования:
обзор теоретической литературы,
анализ научных источников,
наблюдения за деятельностью людей в повседневной жизни, беседы.
Промышленная деятельность человека.
1.1 Особенность края. Ямал – в переводе с ненецкого языка – край Земли, за ним дальше – Северный Ледовитый океан. Здесь круглый год чувствуется холодное дыхание Арктики. Ямал – это бескрайние просторы тундры, изрезанные многими тысячами рек, озёр и болот. Это тайга и горы с несметными богатствами недр. Это долгая полярная ночь, освещаемая сполохами полярного сияния. Это край новых городов, где древние традиции соседствуют с вновь возникающими традициями.
Ямало-Ненецкий автономный округ относится к числу регионов с быстро растущей численностью населения. Первоначально темпы роста населения были невелики, так как промышленность развивалась на переработке биологических ресурсов. С 1940 г по 1990 год население увеличилось более чем в 10 раз. С 1970 года численность населения интенсивно растёт, что связано с освоением газовых, а затем нефтяных месторождений, и пик его приходится на конец восьмидесятых годов (приложение 1).
1.2 Освоение края. Территория округа осваивается человеком издавна с середины 60–х годов, поэтому изменения природной среды имеют достаточно большую историю. Однако современное интенсивное освоение природных ресурсов – работы по разведке, добыче и транспортировке углеводородного сырья, прокладка многих тысяч километров нефтепроводов, дорог, линий электропередач, расширение лесного и рыбохозяйственного освоения, сельского хозяйства – привело к более глубоким преобразованиям окружающей среды и формированию во многих местах критической экологической ситуации.
Первый и ощутимый удар окружающей среде нанесли как геологи, которые для выявления газонефтеносных структур использовали взрывчатые материалы, так и разведчики недр, строящие поисковые скважины на нефть и газ, временные базы, склады горючесмазочных материалов в водоохранных зонах рек и озёр, на неподготовленных площадках и с нарушениями проекта производства работ.
Любая деятельность человека, а особенно промышленная предполагает вторжение в природу. Ясно, что современная экологическая обстановка в регионе не может быть благополучной в силу нынешней его специфики.
Насилие над природой и её разрушение не прекращается. Наша Земля больна, её болезнь – следствие экологической безграмотности человека.
1.3 Загрязнение почвы. Земля – мать человеку. Она свята для него. Почва уникальна. Почва – вторая колыбель живого после океана. Через почву замыкается круговорот, который поддерживает непрерывность жизни на планете.
Почвы округа на выделенных для бурения земельных участках загрязнялись химическими реагентами, использованными буровыми растворами, нефтепродуктами. В районах пробуренных скважин отмечается повышенное содержание в почве тяжёлых металлов. Повышенное содержание в почве цинка, свинца, никеля, хрома, бора, ртути связано с выхлопными газами двигателей или продуктами сгорания природного газа при испытании скважин. Мерзлота представляет механический и температурный барьер, который способствует накоплению загрязняющих веществ в почве и их длительному хранению.
Восстановлению нарушенных ландшафтов на территории округа потребуется от 15 до 100 лет. Их основная часть вообще не восстановима, так как нарушены структурные связи и состав почвы. В основном влияние деятельности человека сказывается на состоянии растительного покрова. Ягель, который является основным кормом оленей, на вскрытых местах возродится и окрепнет не раньше, чем через полвека. Лишённая своего покрова изо мха и лишайников мерзлота заболачивается. Кроме этого, нефтедобывающая промышленность без разлива нефти не бывает, какие бы современные технологии добычи и транспорта нефти не применялись. При этом в почве и растительности накапливаются загрязнители.
Источником комплексного воздействия на природу являются трубопроводы, так как при расчистке трассы уничтожается почвенно-растительный покров, образуются навалы мха и т. д.
1.4 Воздействие деятельности человека на растительный покров
Большой урон растительному покрову тундры наносит тяжёлая техника. След от вездехода виден на моховой поверхности тундры 4 – 5 лет. После нескольких рейсов колея обращается в непролазную грязь, и дорога перемещается вправо или влево, уничтожая новую площадь растительного покрова. Кроме того, часто с дорожной колеи начинают расти овраги, скорость их роста достигает 15 м. за лето. Из – за бездумного освоения нефтегазовых ресурсов Ямала выведено из оборота 60 000 кв. км оленьих пастбищ.
Большую проблему составляет брошенная техника, оставленные посёлки.
Появилась ещё и такая беда для тундры – пожары. Они тоже результат человеческой деятельности: спичка, искра из глушителя, техногенные пожары на скважинах. Пожары в лесу, лесотундре и тундровой зоне наносят ощутимый ущерб, как экологии, так и экономике региона. В лесотундре и в зоне тундры возникают низовые пожары, при которых выгорают мхи, лишайники, карликовые виды кустарников, ягодников. Известно, что мхи и лишайники являются главным видом кормовых растений в зимний период года для домашнего и дикого северного оленя. При значительной силе ветра скорость распространения пожара может достигать 10 километров в час и более, что создаёт угрозу гибели ряда «тихоходных» животных, в весенний же период гибнут гнёзда птиц, нелётный молодняк птиц, а также детёныши ценных пушных животных – песцов, лис и других. Летом 1990 года в Ямало-Ненецком автономном округе сгорело около 14 000 кв. км ягельников.
1.5. Загрязнение водоёмов. Основными источниками загрязнения водоёмов являются стоки от буровых скважин, транспортных средств, бытовые сточные воды населённых пунктов. Высокие содержания токсичных химических элементов в пробах обусловлены широким применением различных реагентов, используемых при бурении скважин, не оборудованных отстойниками и шламоуловителями. Тяжёлые фракции нефти, оседая на дно рек, способствуют загрязнению и вызывают гибель донной фауны.
При разложении бытовых отходов в воды попадает также много вредных веществ. Например, в Салехарде большая доля загрязнений приходится на речной порт, где отсутствуют спецпричалы для перекачки топлива и нередки аварийные ситуации на флоте. Постоянно сбрасывается в водоёмы 3 миллиона кубических метров сточных вод, которые не проходят предварительной очистки.
В результате водные объекты сильно загрязнены, что представляет большую угрозу для рыб и водоплавающих птиц. В некоторых местах Обской губы содержание нефтепродуктов превышает уровень предельно допустимой концентрации в сотни раз и отрицательно сказывается на рыбных ресурсах (приложение 2).
1.6 Загрязнение атмосферного воздуха.
Техногенное воздействие на атмосферный воздух разнообразно. Основными загрязнителями являются предприятия нефтегазового комплекса, теплоэлектроцентрали, объекты жилищно-коммунального хозяйства. А также транспорт (автомобильный, авиационный, железнодорожный, водный).
В атмосферу округа ежегодно выбрасывается около 1 миллиона тонн загрязняющих веществ. По объёму выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на одного жителя (1077 кг\чел) округ занимает первое место в России. Выбросы от предприятий нефтегазового комплекса, объектов жилищно-коммунального хозяйства составляют 54,8%, транспорта – 45,2%. (приложение 3) Несовершенство технологии добычи нефти и газа, их транспортировки обусловливает постоянное сжигание колоссального объёма газа на компрессорных станциях и в факелах. На факельных установках ежегодно сжигается около 450 000 тонн природного и попутного нефтяного газа, при этом в атмосферу поступает более 60 000 тонн загрязняющих веществ. Значительные выбросы дают объекты теплоэнергетики. Это связано с продолжительным отопительным периодом и с тем, что многие из них работают на жидком топливе.
Кроме того, в атмосферу поступают вещества от возгорания свалок и полигонов, пыления карьеров, лесных пожаров. По данным экологического мониторинга превышение уровня предельно допустимой концентрации наблюдается в самый холодный период года. Это обусловлено увеличением выбросов от котельных и автотранспорта.
1.7 Экология и здоровье населения. Влияние промышленной и хозяйственной деятельности человека на окружающую среду прямым образом отражается на здоровье населения, в первую очередь на здоровье коренных малочисленных народов Севера. Снижается качество и продолжительность жизни. Специфические изменения состояния здоровья детей зарегистрированы в городах.
Используемые в нефтяной и газовой промышленности токсичные вещества угнетают кровеносную систему. Чаще регистрируются болезни органов дыхания. В условиях низких температур выбросы в атмосферу провоцируют аллергию, астму (приложение 4).
1.8 Законы устойчивости природных систем.
Но развитие промышленности нельзя остановить, а воздействие на природу будет возрастать в любом случае. Брать и брать, не восполняя и не возвращая свой долг природе, - так жить нельзя. Существуют жестокие законы устойчивости природных систем, и тот, кто пошёл против них, попадает в порочный круг. Но как долго природа будет отступать перед человеком? Не вздумает ли природа наказать нас по всей строгости своих законов? Чтобы этого не случилось, нужно вспомнить четыре закона американского биолога, эколога Б. Коммонера:
1 закон: Природа знает лучше!
2 закон: Всё куда – то девается!
3 закон: Ничего не даётся даром!
4 закон: Всё взаимосвязано со всем!
Пусть они станут нашей жизненной позицией. Пусть будет нашей главной заповедью – заповедь «Не убий!». Не убей ни большого, ни малого зверя. Даже тогда, когда идёшь по тропинке, смотри под ноги и пропусти, торопящегося, через дорожку муравья. Природу стали загрязнять не вчера. Она уже в течение многих веков выдерживает на себе мощный пресс, принимая все отбросы и нечистоты. Сегодня процессы загрязнения принимают глобальные катастрофические размеры. Учёные призывают всех задуматься. Пока ещё не поздно! Ведь дом у нас у всех один, и этот дом зовётся – Земля!
1.9. Первые шаги в деле охраны природы.
Проблема экологической нравственности занимает первое место в комплексной экологии. Экологическая нравственность должна стать категорией всеобщей. Задумывались ли мы над тем, что безнравственно разрушать то, что создавалось миллионы лет?
Темпы освоения ямальских недр пока по экологическим причинам снизились и это на руку в деле охраны природы. Это дает возможность экологам как-то помочь природе, выработать надежные методы и механизмы для ее защиты. Здесь уместно применить и опыт зарубежных фирм аналогичных форм деятельности, где сумели решить проблемы сосуществования природы и промышленности. Нефтегазовые месторождения могут истощиться, но людям, для которых эти места - Родина, должна остаться живая земля.
Проанализировав литературу, мы нашли информацию о мерах по охране природы, которые уже проводятся.
С начала 90-х годов резко сократились на территории ЯНАО ассигнования на ведение разведочных работ. Были расформированы некоторые нефтегазоразведочные экспедиции.
Поисковые работы на нефть и газ проводятся и сейчас. Но уже с меньшими отрицательными последствиями на окружающую среду, применяя современные технологии.
С 1989 года вопросы в области охраны окружающей среды взял на себя территориальный комитет по охране окружающей среды ЯНАО – Ямалэкология. С этого момента контроль соблюдения природоохранного законодательства в округе стал более действенным.
Были открыты счета экологических фондов, куда поступали – платежи промышленных и хозяйствующих предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды, штрафы, иски, предъявляемые Ямалэкологией и другими природоохранными инспекциями за нарушение природоохранного законодательства. Эти средства позволили приступить к созданию базы автоматического контроля за состоянием окружающей среды (фоновый пост в г. Салехарде)
Частично решены вопросы по строительству городских и поселковых канализационных очистных сооружений; внедрены комплексы по переработке промышленных отходов.
Изучая периодическую печать по данной проблеме, мы познакомились с мероприятиями, которые проводит предприятие «Ямбурггаздобыча» по охране природных ресурсов. На 23 газовом конгрессе в Амстердаме были озвучены заместителем главного инженера по научно – технической работе и экологии Анатолием Арабским следующие меры:
Благодаря, научным обоснованиям и практическим мерам мы вернули в сельскохозяйственный оборот 20 000 гектаров тундровых земель.
Непрерывно работаем над тем, чтобы снижались выбросы (факелы).
Для защиты и восстановления природы мы первыми в отрасли на Ямале начали пакетировать лом чёрных металлов и вывозить его на переработку, сдаём отходы цветных металлов.
Разработали комплекс мероприятий по очистке и утилизации промышленных и бытовых отходов. На вооружении не только химические, но и биологические методы контроля.
Аккредитована лаборатория охраны окружающей среды.
Внедрили автоматический пост экологического контроля (выдаёт информацию о состоянии воздушной среды по 17 параметрам).
(Красный Север № 55 от 17 июля 2010 г)
- Газ теперь не любой ценой!- говорит начальник службы охраны природы и РИПР Уренгойского газопромыслового управления Вячеслав Григорьев. В статье он рассказывает о принятых мерах по охране окружающей среды:
Контроль технологического процесса очистки углеводородного сырья.
Контроль качества добываемой воды и состояние водоносных горизонтов, а также качественный состав сточных вод.
Проводится работа по поддержанию в рабочем режиме 64 водяных скважин на промысловых водозаборах.
Осуществляются исследования воздушной среды с целью контроля содержания вредных веществ в продуктах сгорания.
Мониторинг водных ресурсов и почвы.
Решаются вопросы по горящим факельным установкам (на трёх промыслах ГФУ теперь не горят)
Применяются новые технологии очистки, что даёт и экономический эффект, так как на сжигание вредных веществ уходило большое количество газа.
Вячеслав Григорьев призывает вести промышленную деятельность по принципу «не навреди». (Красный Север № 6 от 21 января 2009 г)
В целях сохранения уникальной природы Ямала были образованы два природных государственных заповедника: Верхнетазовский и Гыданский. Для охраны и воспроизводства редких видов водоплавающих птиц, копытных и других диких животных ЯНАО созданы два зоологических заказника окружного значения: Часельский и Мессояхинский. На территории округа выделяют федеральные и окружные природные заказники. Рядом с нами находится «Ево – Яхинский» заказник в Пуровском районе.
В целях сохранения животного и растительного мира региона в 1997 году была издана Красная книга ЯНАО (приложение 5).
Изучение теории и сравнительный анализ подтверждают гипотезу исследования: приоритетным условием пользования природными ресурсами является разумный подход, а не только чувство наживы.
Практическая часть.
Проведя теоретическое исследование по теме «Деятельность человека- как экологический фактор» у нас возникло много вопросов. Всё ли я делаю правильно? Как я могу помочь природе? Чему я должен научиться? А как поступают мои сверстники - дети ханты, ненцы!?
В ходе нашего исследования мы провели: - анкетирование среди учащихся и родителей 3 класса. Для этого мы использовали анкету («Как мы утилизируем мусор»), вопросник («Мы на природе») – (приложения 6, 7)
По результатам анкетирования выявилось, что проблема утилизации мусора волнует всех. 100% опрошенных готовы принять решение при условии, что коммунальные службы организуют поставку контейнеров для сортировки мусора и его транспортировку (приложение 8).
Сравнительный анализ вопросников помог нам ответить на вопросы: «Присутствует экологическое воспитание?»; «Владеете природоохранными знаниями?»
Результаты показывают: экологическое воспитание присутствует у 57 % опрошенных учащихся. Природоохранными знаниями владеют 63% опрошенных учащихся (приложение 9).
Вывод: работу по данным направлениям нужно продолжить.
Творческое задание – «Они должны жить» (после просмотра слайд - фильма «Боль моей тундры»)- помогло ребятам выразить свои чувства (приложение 10).
Выводы и рекомендации.
Результаты практической части исследования также подтвердили гипотезу нашего исследования: грамотное, а не бездумное повседневное пользование – вот следующее условие пользования природными ресурсами (приложение 9).
Дело охраны природы касается каждого из нас. Мы должны найти ответ на вопрос «Как правильно утилизировать мусор»? Выполнив этот пункт, мы спасём много гектаров тундры. Из беседы с взрослыми мы узнали, что в прежние времена граждане сдавали в магазин пустую стеклянную тару. Мы предлагаем открыть пункт по сбору не только стеклянной тары, но и пластиковой. Сортировать мусор. В таком случае будет легче утилизировать эти очень вредные отходы.
В ходе работы мы сделали выводы: взаимодействие человека и природы, действительно одна из наиболее актуальных и тревожных проблем современности. Учёные, общественные деятели нашли ещё не все пути выхода из экологического кризиса. Мы считаем, что ответ рядом - нужно прислушиваться к коренному населению, изучать их культуру.
Из литературных источников мы узнали, что культуру народов Ямала называют экологической. Образ жизни коренного населения Ямала строится в гармонии с окружающим миром. Тундра для ненцев издавна стала «кладовой» без замков. В ней зверь и дичь могут жить без тревог, северный человек не нарушит их покой. А когда он будет вынужден воспользоваться щедростью природы, то возьмёт ровно столько, сколько необходимо для жизни, чтобы не нанести горькую обиду земле и рекам, зверям и птицам.
В ходе нашего исследования обозначилась проблема формирования экологической культуры у школьников. Огромное воспитательное воздействие природы на ребёнка является бесспорной истиной. Благоприятный пример взрослых воспитывает бережное, любовное отношение к природе, чувство ответственности и личной причастности к её охране и приумножению её богатств. В целях охраны природы и целесообразного использования её богатств существуют твёрдые правила в жизни людей, выработаны нормы поведения, исстари включающие ряд запретов, которые для всех были обязательны. Роль запретов была велика в роли воспитания подрастающего поколения.
Легко убеждают такие высказывания: «не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения»; «не кидай камнями или комьями земли в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира, и сам ослепнешь»; « не стреляй из лука, не имея и не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека»;
«не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония»; «не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности; боль земли – это боль сердца».
Это в очередной раз подтверждает гипотезу нашего исследования - формирование отношений Человек – Природа – одно из приоритетных условий пользования природными ресурсами.
Как напутствие мы даём рекомендации:
Изучайте Ямал, его обитателей, его сложности и гармонию;
Изучайте экологическую культуру народов Ямала;
Проводите экологические работы: ролевые игры, «круглые столы», заочные экспедиции, в том числе читательские.
Готовьте устные журналы, экологические праздники и тематические декады, диспуты экологического характера, выставки – смотры сочинений, рисунков, сообщений.
Заключение
В заключении нам хочется обратиться ко всем со словами.
Природа – самое удивительное из того, что нас окружает. Человеку, внимательному и наблюдательному, природа раскрывает свои тайны.
Берегите нашу тундру, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Берегите всё вокруг себя!
Берегите наш Ямал,
Берегите!
На тропинке солнечные блики,
На камнях мелькающую птицу,
Ясный месяц над речным покоем.
Берегите наш Ямал!
Берегите!
Литература
1. География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 328.
2. Гыданско-Тазовская природная зона. Г. И. Чувашов Санкт – Петербург: 1997.
3. Культура народов Ямала\ Борко Т. И. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
4. Вестник института. Выпуск 3. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.
5. Ямальский меридиан\\ № 5, 2001.
6. Красный Север\\ № 6, 2009.
7. Красный Север\\ № 55 2010.
8. Сусой Е. Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера СО РАН – Тюмень, 1994.
9. Использование ресурсов Internet.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Анкета «Утилизация мусора»
№ | Вопрос | Выберите ответ |
1 | Как часто вы выносите мусор? | Ежедневно Через день Не знаю |
2 | Как вы считаете – это много или мало? | Много Мало Не задумывался |
3 | Задумывались вы, куда его увозят? | Да Нет |
4 | Приходилось вам видеть груды мусора? | Да Нет |
5 | Что вы ощущали, наблюдали? | Запах Тление |
6 | Что вы испытывали? | Дискомфорт Желание убежать Не обращали внимания |
7 | Вам хотелось его спрятать? | Да Нет |
8 | Какой мусор перерабатывается дольше? | Стекло Пластик Пищевые отходы |
9 | Вы сортируете мусор? | Да Нет |
10 | Если нет, то почему? | Нет желания Всё равно в одну кучу Нет условий |
11 | Вы согласны сортировать мусор, при условии, что коммунальные службы приготовят всё необходимое? | Да Нет |
12 | Если бы вам предложили сдавать в специальный пункт стекло, пластик – будете вы это делать? | Да Нет |
Приложение 7
Вопросник «Мы на природе»
№ | Вопрос | Выберите ответ |
1 | Вы часто бываете в лесу летом? | Да Нет |
2 | Часто разводите костёр? | Да Нет |
3 | Где вы берёте дрова для костра? | Собираете Рубите Ломаете |
4 | Кто разводит костёр? | Папа Сам(а) |
5 | Вам знакомы правила разведения костра? | Да Нет |
6 | От кого вы их узнали? | От папы Прочитал в книге Узнал на уроке |
7 | Встречалось вам птичье гнездо? | Да Нет |
8 | Что вы сделали? | Посмотрели и ушли Потрогали Взяли с собой |
9 | Если вы заметили волнение птицы? | Поспешите уйти Будете искать гнездо Продолжите отдых |
10 | Вы беседуете с родителями об охране природы? | Да Нет |
Ваши предложения по охране природы:
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10