СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Двудольные растения. Семейство Пасленовые».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Двудольные растения. Семейство Пасленовые».

Данный урок биологии  проведен с  учащимися 7 класса с ОВЗ.

Тип урока – изучение нового материала, он включает организационную часть, определение темы, цели и задач, воспроизведение учащимися  знаний, связанных с предстоящей работой, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы. 

Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений.

Задачи:

Образовательная: познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые, их многообразием и использованием человеком.

Коррекционно- развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять  главное, самостоятельно делать выводы.

Развивать способность воспроизводить изучаемый материал, внимание, любовь к природе, интерес  к истории.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, нетерпимость к вредным привычкам.

Структура простая.

Для достижения поставленных задач,  я использовала следующие методы и приемы:

Методы: Способы обучения: объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;

      приемы:

  • заполнение таблиц, отгадывание кроссворда, самостоятельных работ,  

        разработанных в занимательной и познавательной форме;

  • устного и письменного контроля и самоконтроля.

 В ходе урока были использованы различные формы работы с учащимися:

- коллективная;

- индивидуальная, с учётом дифференциации.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Двудольные растения. Семейство Пасленовые».»

Тема: «Двудольные растения. Семейство Пасленовые».

Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений.

Задачи:

Образовательная: познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые, их многообразием и использованием человеком.

Коррекционно- развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы.

Развивать способность воспроизводить изучаемый материал, внимание, любовь к природе, интерес к истории.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, нетерпимость к вредным привычкам.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, карточки с признаками однодольные и двудольные растений, муляжи плодов, модель цветка пасленовых, набор картинок с изображением растений рзных семейств, памятки, сигнальные карточки.

Ход урока.

  1. ОРГ. Момент.

  1. Приветствие.

Добрый день, ребята.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

II . Проверка пройденного материала.

Слайд. Давайте проверим ваши знания.

- Вспомните, на какие два класса делятся цветковые растения? (цветковые растения делят на однодольные и двудольные). Назовите признаки, которые относятся к однодольным, теперь к двудольным.

(проверка на экране).

-Классы однодольных и двудольных растений делятся на более мелкие группы. Как зовут эти группы? (семейства).

- Что такое семейство? (группа – родственных растений).

Молодцы! А теперь приготовим ваши глазки к работе.

Слайд. Физминутка для глаз.

III. Изучение нового материала.

Слайд. -С каким семейством Двудольных растений мы познакомимся на уроке вы узнаете, отгадав анаграмму. (Пасленовые).

Слайд. Запись темы урока в тетрадь. Тема урока: Двудольные растения. Семейство Пасленовые.

Слайд. Цель урока: Изучить особенности класса и его представителей. Узнавать представителей семейства пасленовых, объяснять их принадлежность к классу двудольных.

Слайд. Учитель: Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для их развития. Растения семейства пасленовых достались Мексике, Турции, Индии, Китаю. Их насчитывается 3000 видов. Это травы, полукустарники, кустарники с прямостоячими или лазающими стеблями. Привезенные к нам из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя история, своя судьба. Но все они, постепенно завоевывая мир, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Слайд.А теперь, назовите это растение? (паслен)

-Знакомо ли вам это растение?

- Где вы его встречали? (его можно встретить на огородах, в поле)

-Пробовали ли вы ягоды паслена?

- Какие они на вкус?

(паслен чаще всего называют поздникой, потому что в конце лета у него, созревают черные плоды.

Слайд. Паслен черный - дикорастущий представитель семейства пасленовые. Часто встречается на огородах и по сорным местам. Цветет в июне, сентябре.

С древних времен паслен использовали в лекарственных целях, его свежие плоды и сок листвы применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но это очень опасное растение, оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека, поэтому в пищу можно употреблять только зрелые черные плоды.

Слайд. Кроме паслена черного к семейству относятся и другие растения, а какие узнаете, отгадав загадки. ( по очереди выходят картинки).

-Что копали из земли, жарила, варили?

Что в золе мы пекли, ели да хвалили? ( картофель).

Родина - берега Чили и Перу. Первое картошкино имя было папа - так ее называли индейцы в Южной Америке. В Европу был привезен в XVI в. Утверждают, что из него можно приготовить 999 блюд, одно вкуснее другого.

- Что интересного знаете об этом овоще? (сообщение Линник Анны)

-Отгадайте следующую загадку.

Наш лиловый господин

Среди овощей один.

Он французский граф Де Жан

А по русски…..(баклажан)

Это растение теплолюбивое, очень требовательно к влажности почвы. Плоды разнообразны по форме: один- как шар, другие похожи на грушу, третьи на цилиндр. По окраске чаще фиолетовые, но бывают беловатые, розовые, желтые с коричневатыми полосами. (сообщение Чеголакова Олега).

-Он наливался, он толстел,

Пил влагу корешков,

Сперва желтел, потом краснел,

Он лопнуть был готов. (помидор).( Сообщение Ушаковой Алены).

Это слово пришло к нам из итальянского языка, где плод этого растения называют (помо д, оро), т.е. золотое яблоко, а в Мексике их называют туматль (отсуда и другое название – томат).Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. С конца 18 века это растение признано как овощная культура .

-Нахлобучил старичок ярко- красный колпачок. Колпачок красив на вид, только горечью набит.(перец)

В Из Америки в Европу, затем в России появился в 1616г. На вид бывает разный: сладкий, острый, жгучий. Это растение очень известно. Более 400 лет назад прославило себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанцы вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, т. к. были хорошо вооружены. И наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения, приблизившись на тлеющие угли жаровен сыпали порошок перца, в небо взвились струйки белого едкого дыма, ветер понес их в сторону противника и во вражеском войске началась паника: солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. (сообщение – Каверзина Дениса).

- Все эти растения объединяются в одну группу – пищевые . Запишите в таблицу.

–А знакомы ли вам эти растения? (петуния) (Душистый табак).

- С какой целью люди выращивают эти растения?

В какую группу они объединяются? (цветочно- декоративные) запишите в таблицу.

Слайд. А еще, ребята к пасленовым относятся и другие растения?

-Отгадайте загадки.

Картинки на слайде. Выходят по очереди.

У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной (белена).

В народе его называют «одурь», «дурь – трава», «бесиво». Поведение человека непредсказуемое: он бредит, истерически смеется, прыгает, эти симптомы проявляются уже через 15-20 мин. – Угадайте это растение : однолетнее растение с крупными белыми цветками, которые издают дурманящий запах (дурман).

-белладонна (многолетнее травянистое растение с черными плодами).

- Все эти растения объединяются в одну группу «Ядовитые пасленовые растения, произрастают в Ростовской области, поэтому при встрече с ними будьте осторожны.

Заполнить таблицу.

Слайд. Внимательно посмотрите на нашу таблицу, мы распределили с вами растения по группам.

Все эти растения имеют сходные признаки.

-Какие? (строение цветка, плода).

-Давайте рассмотрим модель цветка пасленовых,

1.Соцветие- завиток и крупные одиночные цветки.

2.составим формулу: найти чашечку, венчик, тычинки, пестик, подсчитать их количество. Записать в тетрадь строение цветкаЧ5 в5 т5 п5. Слайд.

3. Слайд. –Какие плоды встречаются у пасленовых? (ягода, коробочка).

4. Слайд. Семя состоит их двух семядолей. (семя двудольное, корневая система, стебель, листья).

5.Стебель (прямостоячий)

6. Листья (простые, с сетчатым жилкованием).

7.Корневая система (стержневая)

- Сейчас мы познакомились с характерными признаками семейства пасленовых.

–Почему же рассмотренные нами растения объединили в одно семейство «пасленовые»?

Вывод: Растения имеют сходные признаки.

Слайд. Работа с учебником. Стр. 166 прочитайте правило.

Слайд. IV .Физминутка.

Слайд.V. К ядовитым растениям семейства пасленовые относится это растение. Назовите. (табак )

- Что изготавливают люди из табака? (сигареты).

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (никотин).

Табак служит сырьем для промышленного получения никотина, который попадает в мозг человека через 7 секунд после первой затяжки. Табачный дым содержит более 4000 вредных веществ. 20-25 сигарет – смертельная доза для человека.

У людей, употребляющих табак развивается такое заболевание как рак, страдает память, внимание.

Слайд .Математики подсчитали…….

-каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин.

-каждые 13 сек. Умирает человек от заболевания, связанного с курением;

-за год- это 2,5 миллиона человек;

-приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками;

- коснулась эта проблема и нашей школы, в частности и вашего класса(согласно анкетирования по выявлению детей с вредной привычкой курят 3 человека).С данной вредной привычкой я советую вам побыстрее расставаться для укрепления своего здоровья.

VI . Закрепление. Слайды.

- Давайте закрепим полученные вами знания.

Слайды

  1. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду: 


  1. Многолетнее травянистое ядовитое растение с черными плодами. (Белладонна). 


  2. Однолетнее растение с крупными белыми цветами. (Дурман).


  3. Культурное травянистое растение, разводимое ради клубней, содержащих крахмал. ( Картофель).


  4. Вид табака с желто-зеленоватыми цветками. (Махорка).


  5. Однолетнее сорное растение с мелкими черными плодами-ягодами. (Паслен)


  6. Однолетник с несочными красными плодами, которые применяются как пряность. (Перец). 

Слайд.

  1. Тест на карточках.

Слайд.

  1. Игра «Черный ящик».

А) Этот напиток, приготовлен из растения семейства пасленовых. Попробуйте и назовите растение. ( Томат).

Б) В этом ящике находится видоизменный побег, который запасает питательные вещества.

Богат крахмалом. (Картофель).

  1. Работа с муляжами.

Достаньте только те плоды, которые относятся к растениям семейства пасленовых(для слабого состава учащихся).

VII Д\з.

-Прочитать текст учебника «Двудольные растения, семейства Пасленовые, отвечать на вопросы к тексту (стр.164-166).

VIII. Оценивание работы детей.

IX. Итог:

-Чему учились на уроке?

-С какими растениями семейства пасленовые вы познакомились на уроке?

-Почему надо быть осторожными при встрече с ядовитыми пасленовыми?

Слайд.-Конкретно с некоторыми пасленовыми растениями мы будем знакомится на последующих уроках.

Слайд. X. Рефлексия.