Тема: «Двудольные растения. Семейство Пасленовые».
Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений.
Задачи:
Образовательная: познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые, их многообразием и использованием человеком.
Коррекционно- развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы.
Развивать способность воспроизводить изучаемый материал, внимание, любовь к природе, интерес к истории.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, нетерпимость к вредным привычкам.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, карточки с признаками однодольные и двудольные растений, муляжи плодов, модель цветка пасленовых, набор картинок с изображением растений рзных семейств, памятки, сигнальные карточки.
Ход урока.
ОРГ. Момент.
Приветствие.
Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
II . Проверка пройденного материала.
Слайд. Давайте проверим ваши знания.
- Вспомните, на какие два класса делятся цветковые растения? (цветковые растения делят на однодольные и двудольные). Назовите признаки, которые относятся к однодольным, теперь к двудольным.
(проверка на экране).
-Классы однодольных и двудольных растений делятся на более мелкие группы. Как зовут эти группы? (семейства).
- Что такое семейство? (группа – родственных растений).
Молодцы! А теперь приготовим ваши глазки к работе.
Слайд. Физминутка для глаз.
III. Изучение нового материала.
Слайд. -С каким семейством Двудольных растений мы познакомимся на уроке вы узнаете, отгадав анаграмму. (Пасленовые).
Слайд. Запись темы урока в тетрадь. Тема урока: Двудольные растения. Семейство Пасленовые.
Слайд. Цель урока: Изучить особенности класса и его представителей. Узнавать представителей семейства пасленовых, объяснять их принадлежность к классу двудольных.
Слайд. Учитель: Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для их развития. Растения семейства пасленовых достались Мексике, Турции, Индии, Китаю. Их насчитывается 3000 видов. Это травы, полукустарники, кустарники с прямостоячими или лазающими стеблями. Привезенные к нам из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя история, своя судьба. Но все они, постепенно завоевывая мир, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.
Слайд.А теперь, назовите это растение? (паслен)
-Знакомо ли вам это растение?
- Где вы его встречали? (его можно встретить на огородах, в поле)
-Пробовали ли вы ягоды паслена?
- Какие они на вкус?
(паслен чаще всего называют поздникой, потому что в конце лета у него, созревают черные плоды.
Слайд. Паслен черный - дикорастущий представитель семейства пасленовые. Часто встречается на огородах и по сорным местам. Цветет в июне, сентябре.
С древних времен паслен использовали в лекарственных целях, его свежие плоды и сок листвы применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но это очень опасное растение, оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека, поэтому в пищу можно употреблять только зрелые черные плоды.
Слайд. Кроме паслена черного к семейству относятся и другие растения, а какие узнаете, отгадав загадки. ( по очереди выходят картинки).
-Что копали из земли, жарила, варили?
Что в золе мы пекли, ели да хвалили? ( картофель).
Родина - берега Чили и Перу. Первое картошкино имя было папа - так ее называли индейцы в Южной Америке. В Европу был привезен в XVI в. Утверждают, что из него можно приготовить 999 блюд, одно вкуснее другого.
- Что интересного знаете об этом овоще? (сообщение Линник Анны)
-Отгадайте следующую загадку.
Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он французский граф Де Жан
А по русски…..(баклажан)
Это растение теплолюбивое, очень требовательно к влажности почвы. Плоды разнообразны по форме: один- как шар, другие похожи на грушу, третьи на цилиндр. По окраске чаще фиолетовые, но бывают беловатые, розовые, желтые с коричневатыми полосами. (сообщение Чеголакова Олега).
-Он наливался, он толстел,
Пил влагу корешков,
Сперва желтел, потом краснел,
Он лопнуть был готов. (помидор).( Сообщение Ушаковой Алены).
Это слово пришло к нам из итальянского языка, где плод этого растения называют (помо д, оро), т.е. золотое яблоко, а в Мексике их называют туматль (отсуда и другое название – томат).Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. С конца 18 века это растение признано как овощная культура .
-Нахлобучил старичок ярко- красный колпачок. Колпачок красив на вид, только горечью набит.(перец)
В Из Америки в Европу, затем в России появился в 1616г. На вид бывает разный: сладкий, острый, жгучий. Это растение очень известно. Более 400 лет назад прославило себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанцы вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, т. к. были хорошо вооружены. И наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения, приблизившись на тлеющие угли жаровен сыпали порошок перца, в небо взвились струйки белого едкого дыма, ветер понес их в сторону противника и во вражеском войске началась паника: солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. (сообщение – Каверзина Дениса).
- Все эти растения объединяются в одну группу – пищевые . Запишите в таблицу.
–А знакомы ли вам эти растения? (петуния) (Душистый табак).
- С какой целью люди выращивают эти растения?
В какую группу они объединяются? (цветочно- декоративные) запишите в таблицу.
Слайд. А еще, ребята к пасленовым относятся и другие растения?
-Отгадайте загадки.
Картинки на слайде. Выходят по очереди.
У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной (белена).
В народе его называют «одурь», «дурь – трава», «бесиво». Поведение человека непредсказуемое: он бредит, истерически смеется, прыгает, эти симптомы проявляются уже через 15-20 мин. – Угадайте это растение : однолетнее растение с крупными белыми цветками, которые издают дурманящий запах (дурман).
-белладонна (многолетнее травянистое растение с черными плодами).
- Все эти растения объединяются в одну группу «Ядовитые пасленовые растения, произрастают в Ростовской области, поэтому при встрече с ними будьте осторожны.
Заполнить таблицу.
Слайд. Внимательно посмотрите на нашу таблицу, мы распределили с вами растения по группам.
Все эти растения имеют сходные признаки.
-Какие? (строение цветка, плода).
-Давайте рассмотрим модель цветка пасленовых,
1.Соцветие- завиток и крупные одиночные цветки.
2.составим формулу: найти чашечку, венчик, тычинки, пестик, подсчитать их количество. Записать в тетрадь строение цветкаЧ5 в5 т5 п5. Слайд.
3. Слайд. –Какие плоды встречаются у пасленовых? (ягода, коробочка).
4. Слайд. Семя состоит их двух семядолей. (семя двудольное, корневая система, стебель, листья).
5.Стебель (прямостоячий)
6. Листья (простые, с сетчатым жилкованием).
7.Корневая система (стержневая)
- Сейчас мы познакомились с характерными признаками семейства пасленовых.
–Почему же рассмотренные нами растения объединили в одно семейство «пасленовые»?
Вывод: Растения имеют сходные признаки.
Слайд. Работа с учебником. Стр. 166 прочитайте правило.
Слайд. IV .Физминутка.
Слайд.V. К ядовитым растениям семейства пасленовые относится это растение. Назовите. (табак )
- Что изготавливают люди из табака? (сигареты).
- Какое ядовитое вещество в них содержится? (никотин).
Табак служит сырьем для промышленного получения никотина, который попадает в мозг человека через 7 секунд после первой затяжки. Табачный дым содержит более 4000 вредных веществ. 20-25 сигарет – смертельная доза для человека.
У людей, употребляющих табак развивается такое заболевание как рак, страдает память, внимание.
Слайд .Математики подсчитали…….
-каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин.
-каждые 13 сек. Умирает человек от заболевания, связанного с курением;
-за год- это 2,5 миллиона человек;
-приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками;
- коснулась эта проблема и нашей школы, в частности и вашего класса(согласно анкетирования по выявлению детей с вредной привычкой курят 3 человека).С данной вредной привычкой я советую вам побыстрее расставаться для укрепления своего здоровья.
VI . Закрепление. Слайды.
- Давайте закрепим полученные вами знания.
Слайды
Кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Многолетнее травянистое ядовитое растение с черными плодами. (Белладонна).
Однолетнее растение с крупными белыми цветами. (Дурман).
Культурное травянистое растение, разводимое ради клубней, содержащих крахмал. ( Картофель).
Вид табака с желто-зеленоватыми цветками. (Махорка).
Однолетнее сорное растение с мелкими черными плодами-ягодами. (Паслен).
Однолетник с несочными красными плодами, которые применяются как пряность. (Перец).
Слайд.
Тест на карточках.
Слайд.
Игра «Черный ящик».
А) Этот напиток, приготовлен из растения семейства пасленовых. Попробуйте и назовите растение. ( Томат).
Б) В этом ящике находится видоизменный побег, который запасает питательные вещества.
Богат крахмалом. (Картофель).
Работа с муляжами.
Достаньте только те плоды, которые относятся к растениям семейства пасленовых(для слабого состава учащихся).
VII Д\з.
-Прочитать текст учебника «Двудольные растения, семейства Пасленовые, отвечать на вопросы к тексту (стр.164-166).
VIII. Оценивание работы детей.
IX. Итог:
-Чему учились на уроке?
-С какими растениями семейства пасленовые вы познакомились на уроке?
-Почему надо быть осторожными при встрече с ядовитыми пасленовыми?
Слайд.-Конкретно с некоторыми пасленовыми растениями мы будем знакомится на последующих уроках.
Слайд. X. Рефлексия.