Тема: «Используем средства языка при общении».
Урок презентация группового проекта.
Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».
4 класс. УМК «Планета знаний».
Руководитель проекта: Т.П.Митрофанова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Последовательность выполнения проекта.
1-этап. Мотивационный.
Детям была предложена необычная творческая работа «Слово – дело великое»- составить своеобразный словарик этнокультурной лексики «Русская изба».
Обсудили, чем будет отличаться наш словарик от известных словарей.
Определили по каким темам можно распределить слова в словарике.
Какие разделы, рубрики могут в нём быть. Уместно ли будет привести краткое толкование слов (лексическое значение, этимология), примеры из речи литературных персонажей, использование этих слов в пословицах, загадках, потешках, сказках.
2-этап. Планирующий. Подготовительный.
Дети решили, что словарик этнокультуроведческой лексики
« РУССКАЯ ИЗБА» будет активно -деятельностного типа. Будет создан способом творческого проектирования.
Это живая занимательная книжка для детей, вступающих на путь лингвистических открытий.
Тема проекта «Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».
Цель проекта: Рассмотреть тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую, показать её роль в этнокультуроведческом образовании.
Выделить в ней разделы:
Дом и мир вокруг дома.«Опустись ведро низёхонько…»
В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы».
У печки – матушки.
Задачи, реализуемые при работе над проектом: 1.Совершенствовать детские учебные взаимодействия. 2.Стимулировать познавательный интерес учащихся, их творческое мышление и воображение. 3.Воспитывать уважительное отношение к традициям народа,
любви к природе, почитания её законов.
4.Воспитывать через систему этнокультуроведческих понятий духовно- богатую, нравственно – ориентированную личность. 5.Формировать умение самостоятельно искать пути решения проблемы.
3- этап. Информационно- оперативный.
На этом этапе дети делятся на группы. Каждая группа будет оформлять один из разделов «Словарика».
Роли: редактор, составители «Словарика», художники, изготовители(издатели).
4- этап.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, с помощью какого средства языка « всему название дано»?
Дети. С помощью слова.
Учитель. Решим анаграмму.
ЕЛИКСАК.
Это слово обозначает – весь словарный запас русского языка.
Дети. Лексика.
Учитель.Что значит узнать лексическое значение слова?
Ученик. Определить его смысловое значение.
Учитель. Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет?
Ученик. На помощь нам придут толковые словари, в которых определено значение слов.
Учитель. Ребята, в течение двух недель вы исследовали тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую,
при этом вам приходилось обращаться к разным словарям. Сегодня мы подведем итог вашей творческой деятельности. Финальным продуктом вашей проектной деятельности стал Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».
Исследуя слова – вы опирались на схему - план.
ПРОЕКТ « РУССКАЯ ИЗБА».
Схема-план
исследования.
1.Слово-и его лексическое значение.(В толковом словаре)
2.История происхождения слова ( в этимологическом словаре.)
3.Слово и слова родственники ( однокоренные)
4. Слово в произведениях русского народного творчества.(Загадка, закличка, пословица, поговорка.)
5.Слово в произведениях поэтов, писателей.
6.Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, загадки, синквейн и т. д.)
Жюри будет оценивать ваши проекты по номинациям: «Самый научный проект», «Самый красочный проект», «Самый оригинальный проект».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА.
Дети. Мы завершили ещё один межпредметный проект.Наш «Словарик» предназначен для широкого круга читателей, для всех, кто интересуется богатством русского языка, историей нашей страны, кто почитает традиции народа.
Словарный состав русского языка непрерывно меняется: одни слова исчезают, появляются другие. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой- нибудь предмет (например кольчуга, соха, цеп и другие) , вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются историзмами.
Не секрет, что правильно употреблять и понимать историзмы в речи представляет значительную трудность. Поэтому наш «Словарик» мы старались создать, как живую, занимательную книжку. Пользуясь ей, дети узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполнят ряд игровых упражнений развивающего характера. Сюда вошли ребусы, анаграммы, слова- шифровки, кроссворды со словами тематической группы « Русская изба».
В энциклопедии 3 раздела. 1 раздел. Дом и мир вокруг дома.«Опустись ведро низёхонько…» (Колодец, коромысло, рукомойник, ушат, самовар, лохань). 2 раздел. В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы».(Кудель, прялка, веретено, лапти, рушник). 3 раздел. У печки – матушки.
Учитель.
Я даю слово ребятам 1 группы.
Ученик.Марина.
А вы знаете, ребята, какая птица раньше на Руси всю деревню поила?
Дети.
Колодец- журавель.
Ученик.
Я исследовала слово «КОЛОДЕЦ».
Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, от которых они образовались. У этих слов есть общий исторический корень.
Есть ли среди исторических родственников проверочное слово для непроверяемой безударной гласной в словарных словах? Сейчас я постараюсь ответить на этот вопрос в своём проекте- исследовании.
Марина.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:
« Имеется ли историческое родство между словами колодец, колокольчик, колобок, кольчуга»?
ГИПОТЕЗА:
Все эти слова имеют общий исторический корень в значение «круглое»
Вопросы исследования.
1.Каково лексическое значение этих слов?
2. Откуда пришли к нам эти слова?
3. Есть ли у них ещё исторические родственники?
4. Есть ли среди исторических родственников проверочное слово для безударных гласных в слове колокольчик?
5. Какие однокоренные слова есть в современном русском языке у слова колодец?
6. Слово колодец в моём речевом творчестве.
Доказательство гипотезы.
1. Лексическое значение слов.
КОЛОДЕЦ. Первоначально родник, обложенный колодой, выдолбленной из круглого бревна.
КОЛОКОЛЬЧИК. (многозначное слово)
Маленький круглый колокол, преимущественно подвешиваемый к упряжи, к дуге.
Звонок в форме маленького колокола для подачи различных сигналов.
Травянистое растение с лиловыми или тёмно- голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола. КОЛОБОК. Небольшой круглый хлебец. КОЛЬЧУГА. Старинный воинский доспех в виде рубашки из круглых металлических колец. 2. Откуда слово пришло? Колодец- КОЛОКОЛЬЧИК. Происходит от латинского слова колокол, по форме венчика, круга. В народе издревле любили этот цветок, о чём говорят ласковые названия , которыми наделяли его в разных местностях: пичужницы, чоботки, звоночки, синельки. И по народному поверью , звенят лишь раз в году- в волшебную ночь накануне праздника Ивана Купалы. КОЛОБОК. Исконно русское слово, производное от КОЛОБ- круглый хлебец с уменьшительно ласкательным суффиксом. КОЛЬЧУГА. Как вид защитной одежды пришло от немцев. Буквально – состоящая из металлических круглых колец. 3.Исторические родственники . КОЛОДА. Общеславянское слово. Что- либо расколотое; «чурбак» или « что- либо выдолбленное из круглого бревна». .
Исторические родственники- проверочные слова для безударных гласных в слове колокольчик. КОЛОКОЛ.-толстенный круглый колпак с развесистым раструбом.
В современном русском языке активно употребляются следующие однокоренные слова у слова « колодец» -колода, подколодная.
Доказательство гипотезы. Слова КОЛОДЕЦ,КОЛОКОЛЬЧИК, КОЛОБОК, КОЛЬЧУГА объединяет их общий исторический корень –КОЛО- в значение «круглое» Зная исторический корень, можно найти проверочное слово для непроверяемой безударной гласной. КОЛОДЕЦ- кОлокол.. ГИПОТЕЗА ДОКАЗАНА.
Учитель. Может ли быть слово без корней?
Дети.
Учитель. Бескорневой язык- это беда. Лишая наш язык родных корней, мы обрываем нити с нашей историей. . Вместо того, чтобы назвать несчастных, обездоленных людей, как раньше их называли на Руси,-бездомными, бродягами, мы их называем- бомжами, словом, у которого нет русских корней. Или попечителя, благодетеля- называем заморским словом- спонсор.
ЗАПОМНИТЕ: БУДУЧИ ЛИШЕНО РУССКИХ КОРНЕЙ, СЛОВО ЛИШАЕТСЯ СМЫСЛА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА!
Учитель.
Я даю слово следующей группе.
Ученик.
Разгадайте ребус.
Нужное нам слово зашифровано, ключ в таблице.

1
.3 4
2
Ученик.
Какое слово получилось?
Дети: Получилось слово «ИЗБА».
Ученик. А что общего у слов изба и печка?
Дети..
На Руси дом называли избой. От слова «истопа» появилось слово «истьба», а потом «изба». В каждой избе была печь. Она занимала главное место в доме. Её топили. Отсюда появилось слово «истопа». Исследуя слова, мы пришли к выводу, что и у этих слов есть общий исторический корень.
Печь давала тепло, в ней готовили еду. Рядом с печкой было рабочее место хозяйки.
Ученик(показывает образную таблицу).
Как называются предметы, которые вы видите в углу, на столе.?
(В углу стоят ухват, кочерга, деревянная лопата, на столе: крынка)
Ответы детей.
Ученик. В нашем разделе много стихов- пятистрочий. Каждой группе мы предлагаем по 2 таких стиха без первой строчки. Угадайте, какой это предмет?
Учитель:
Свой раздел представляет последняя группа.
Ученик(показывает образную таблицу).
Мы представляем раздел:. В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы».
Русский язык богат словами и выражениями. Многие слова исчезли, а вот их родственники живут по сей день. Мы даём однокоренные слова одного из таких слов: кудри, кудрявый, кудлатый. Угадайте, что это за слово?
Дети: Кудель.
Учитель:
Какими работами занимались на Руси?
Задания группам. Соедините предметы и их действия.
Кудель \ плели
Лапти \ ткали.
Рушник. \пряли.
6.Рефлексия.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы представили презентацию своего проекта, мы сделали экспертизу некоторых заданий из «Словарика», а сейчас вам нужно будет сделать самооценку процесса и результатов собственной деятельности.
1.Что в твоём проекте удалось лучше всего?
2.Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?
3.Какую пользу ты извлек (ла)для себя, работая над проектом?
4.Доволен (льна) ли ты презентацией своего проекта?
5.Хотел (а) бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время?
Учитель: Сейчас я передаю слово жюри, которое оценивало ваш групповой проект.
Жюри. Вручают группам медали «Самый оригинальный проект»,
«Cамый научный проект», «Самый дружный проект».
ЗАГАДКИ ПРО ПЕЧЬ И ДРОВА
Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают черное. У нас в печурочке золотые чурочки. Кривы-корявы залегли как павы, а как стали горячи, облизали кирпичи. |

Дедушка старый весь белый, лето придет— не глядят на него, зима настанет — обнимают его. Зимой нет теплей, летом нет холодней. Стоит Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают — глотает. А вот загадки, где отгадками являются несколько слов. Попробуйте их отгадать. (Слайд). |
Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват. (Печь, огонь, дым, кочерга.)
Мать толста, дочь красна, сын воробей под небеса улетел. (Печь, огонь, дым.)
Стоит терем, в тереме — ящик, в ящике — мучка, в мучке— жучка. (Печь, зола, угли.) |
Стоит баба в углу, а рот в боку. (Печь и чело.)
Шуба в избе, рукав на улице. (Печь и труба.)
Ильназ:
Топили печь дровами, а чтобы они хорошо горели, их перемешивали кочергой. Это железный прут для перемешивания углей, согнутый на конце. После сгорания дров оставалась зола. Помелом (веником) золу сметали с нижней части печки, которая называлось «под» и сажали на деревянной лопатке хлеб (каравай). Он пекся прямо на поду, поэтому хлеб назывался «пОдовый
Маша.
А мне понравилась творческая работа. Я составила рассказ по пословице: «Хочешь есть калачи, не лежи на печи».Сейчас ребята нашей группы её проинсценируют.
СЦЕНКА «НА УРОКЕ».
ВЕДУЩИЙ(Вова).
Вера Павловна стала объяснять про корень слова, а Алёша Строкин,_ ученик 4а класса, не сводил глаз с окна. А там серый дождь пошёл, Витя Галочкин со всех ног побежал домой, мокрые троллейбусы едут, люди идут с мокрыми зонтиками. Алёша смотрел, смотрел в окно, а потом начал носом клевать.
УЧИТЕЛЬНИЦА(Маша).
Алёша, в чём дело? Почему ты не слушаешь?
ВЕДУЩИЙ:
Вздрогнул от неожиданности Алёша, смотрит на Веру Павловну и молчит.
УЧИТЕЛЬНИЦА:
Ты что язык проглотил? Найди , пожалуйста, корень в слове «печка»?
АЛЁША:(Артём).
Корень…, печка?…
УЧИТЕЛЬНИЦА:
Да, что с тобой ?У тебя что-то, мой друг, язык заплетается.
АЛЁША:(радостно) А у печки нет корней.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Как нет корня? Что называется корнем?
АЛЁША:
Корень- это то, на чём деревья держатся.
ВЕДУЩИЙ:
Все засмеялись,
А Алёша покраснел, как рак и голову повесил.
УЧИТЕЛЬНИЦА:
Да, мой друг,плохи у тебя дела. Запомни: « Хочешь есть калачи,не лежи на печи».
Учитель : Назовите фразеологизмы, которые Маша включила в свой рассказ.
Мы представляем Раздел «Словарика»- «КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ». МЫ исследовали слова, связанные с трудом наших предков: КУДЕЛЬ, ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО, ЛАПТИ, РУШНИК.
Дима.
Много знаний мы почерпнули, работая с народными частушками,пословицами.(слайд).
С Покрова пряхи по ночам засиживаются.
Покров — время начала посиделок.
На посиделки, вечерки, беседы молодежь собиралась либо поочередно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» нанимали специальную избу.
Юля.
«Прясть собирались все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучинах до полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому как они работают». Парни нередко тоже приходили с работой — лапти плели, вили веревки, «а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху».
Дима. Что ты, милочка, не робишь, На кого надеешься? Придет зимонька холодна, Ты во что оденешься? |
Юля.
«Которая девушка веретено напрядет, ей делать нечего. Тогда она прялкой прикроется и с кавалером любезничает. А которая не успевает, та схитрит — из дома полное веретено принесет и поставит. Парни любили тех, что попроворнее».
Оля. Моя прялка не прядё, Колесо не вертится, Не дождаться, когда сядя, Он, наверно, сердится. Юля. Не стой, милый, у порога, Проходи на лавочку! Не спесивься, отодвинь Мою точену прялочку. Лиана. Я рушник вышивала Петухами, утками. Я миленка поджидала Часами, минутками. |
Нафис.
Девушки вы, девушки,
Где берете денежки? —
Летом ягодки берем,
Зимой куделечку прядем.
ОЛЯ.
За помнить слово «кудель» помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель.
Кудель упоминается в древнеславянской легенде о святозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани , которой Богиня Заря украшает небо.
Кудель, согласно толкового словаря Даля- это вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки. Кудель, согласно Большой советской энциклопедии, это короткое волокно, получаемое после очистки волокнистых отходов. Кудель- это приготовленная для прядения шерсть.
Слово «кудель» часто встречается в произведениях русских писателей и поэтов. До сих пор, сами того не замечая, мы пользуемся этм словом в своей речи.Так, когда мы рассматриваем иллюстрации к сказкам, где есть Баба Яга, видим её с куделью.
Повернув направо, заглянем мы под ель
В избе на курьих ножках Яга прядёт кудель.
ЛИАНА.
А я, исследуя слово «ЛАПТИ», нашла в разных источниках много загадок, их мы включили в наш раздел.Я ещё раз убедилась, как богат наш русский язык , сколько образных сравнений использует народ, описывая только одно слово Лапти. Это и дырявые корыта, и два котика- четыре хвостика, два боровка, четыре хвоста. Работая с земледельчиским календарём «Круглый год», я узнала много народных традиций, поверий, легенд, связанных с русскими лаптями. Вот некоторые из них:
Во многих местах раньше особенно уважали старые, изношенные лапти, которые считали верным средством от сглаза.
Так, в Вятской губ. изношенные лапти в большом количестве «привешивали под клюками у крыш скотных дворов на лицевую сторону, для того чтобы скотина всякая велась», «ее никто тогда не «изурочит» или не сглазит».
В селах Тамбовской губернии «во многих дворах при входе в ворота бросается в глаза связка (от 50 до 100 штук) «асметков», т. е. изношенных лаптей, привешенная или к столбу, поддерживающему навес над воротами, или около крыльца: «это от лихого глаза. Когда лихой человек взглянет на них и подивится, тогда уж он ничего у меня на дворе не сможет сглазить»».
Смоленский крестьянин, у которого вокруг огорода на каждом почти колу висит по старому лаптю, объяснил: «Ты вот пришел к огороду да и дивишься лаптям, считаешь, сколько их, а на огород мой и не смотришь. Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было: ...либо червь бы съел ее, либо какая мошка навалилась бы, и кочаньев-то не было бы, а то видишь, какие кочанья!»
Воронье черное каркает – к оттепели.
Филиппов день – конец свадебным неделям.
Прялка не бог, а рубах дает.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
На сцену выходит девушка в русском костюме.
Девушка. Загадаю вам загадки старинные.
1) С локоть мохнато, с локоть голо,
С локоть под себя ушло. (Прялка.)
2) Пять, пять овечек зарод подъедают,
пять, пять овечек прочь отбегают. (Прядение.)
3) Чем больше я верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)
Звучит русская народная музыка. Девушка рассказывает.
Девушка. Когда филипповка кончается, делают смешное чучело из соломы, руки в стороны. Несут в поле и жгут, как Масленицу. Провожают Фи
14. Помня о том, что предложение – это связанные между собою по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, раздели предложения знаками препинания – точками.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
А. Арсирий. Занимательная грамматика
Ответ:
липпа. На то и печь, чтобы в ней печь.
Стою на берегу, покой границы берегу.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Часовой стоял на углу, против дома, где жил старый часовой мастер.
Поддувало внизу, пока не закрыл поддувало.
Снежное покрывало поле покрывало.
Ответ:
12