СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Каждый художник воспевает красоту родного края.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Каждый художник воспевает красоту родного края.

               Пейзаж  в картинах осетинских художников.  

Цель урока: познакомить детей с красотой горного пейзажа; раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; на примере творчества осетинских художников.

а) учебная задача: учить определять средства выразительности настроения и чувств в  изобразительном искусстве, рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать живописные и графические навыки.

б) воспитательная: воспитывать внимательного и грамотного зрителя; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; укреплять межпредметные связи.

 в) творческая задача: развивать воображение, творческую фантазию.

 

Материалы: гуашь, кисти, палитра, тонированная бумага.

Зрительный ряд: презентация картин осетинских художников.

Литературный ряд: словарик для юного зрителя и художника.

Музыкальный ряд:

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Добрый день, друзья!

Сегодня у нас гости..

Приветствуем их.

II. Беседа по теме урока.

Учитель: Сегодня мы рассматриваем тему - Как художники в своих картинах выражают свое отношение к родной природе. Знакомимся с осетинскими художниками.

Учитель: как называется картина с видом природы?

Дети:пейзаж. Учитель: Художник, увидев в нем красоту, передаёт ее зрителям.

С помощью чего  он может выразить своё впечатление и настроение в картине?

Дети: цветом, мазочками, пятном, линией, тоном.

Учитель: Природа нашего края своеобразна и красива.

Учитель: Какая природа нас окружает?

Дети: Нас окружают высокие горы и горные реки.

Учитель: Как меняется даже один и тот же вид природы в разное время года и суток?

Дети: утром горы - воздушные, прозрачные, нежные

           в полдень – солнечные, радостные, яркие

           вечером – задумчивые, таинственные

 Учитель: Что вы чувствуете, рассматривая пейзажи в солнечную и пасмурную погоду?

Дети: (радость, нежность, легкость и грусть, печаль, задумчивость)

Учитель: Оттенки чувств – оттенки цвета! Которые можно выразить тихими и звонкими, тёплыми и холодными красками.

Какие по цвету снежные горы? – оттенки белого,

Скалистые – серебристые, охристые

Ледники – сиренево - голубые

Склоны, покрытые лесом и лугами - оттенки зеленого.

Предлагаю вам рассмотреть пейзажи осетинских художников.

«Перевал Зикара»  эту картину написал художник К.Л. Хетагуров.  

Высоко закрывая небо громоздятся тёмные силуэты гор, неожиданно и ярко освещённые солнцем.

Коста Хетагуров и художник и поэт. Он умел передать настроение и чувства не только словом, но и цветом, рисунком.

Ему принадлежат слова

 «Весь мир - мой храм,

любовь - моя святыня,

Вселенная - Отечество мое!»

 

Учитель: Характер природы определял, что почитать красотой, о чём мечтать, как строить дом, способ жизни людей. Люди строили свой мир, в котором. Присутствовала гармония - неразрывное единство с природой и родство с окружающим миром.

Какой  материал горцы использовали для строительства и почему?

Дети: Камень самый доступный, распространённый и прочный строительный материал в горах.

Учитель: Очень часто в горных районах Осетии нижний этаж жилой постройки возводили из камня, а верхний – из дерева. При скученном поселении в высокогорных районах дом пристраивали к горе, так, что она составляла одну из стен. Возводили двухэтажные и одноэтажные дома. Причём вертикальная постройка преобладала в малоземельных районах. Каждое жилое помещение имело своё определённое назначение. Второй этаж дома предназначался для проживания семьи, а нижний занимали хозяйственные нужды.

Крыши возводили с крутыми скатами, что способствовало быстрому сходу с них снега.

Вертикальная, ступенчатая застройка на горных склонах сторожевые башни, словно перекликаются с тянущимися к верху пиками гор.

А серебристый, охристый, сиреневый мягкий цвет камня благородно сочетается с цветом величественных гор.

Такое единение и сочетание мы называем……………..

 

Махарбек Туганов. Иллюстрация к поэме К.Хетагурова 'Плачущая скала'.  Мы видим, как в те времена люди сооружают башню.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учащиеся выполняют упражнение за учителем. Листья распустились, (приседают) Птицы прилетели, (машут руками) И в окно стучатся (движения кулачками) Тепло и весна.

 

Пользуясь своим словариком, попробуйте описать картины художников, определить настроение в пейзаже. Назвать средства выражения  характера и настроения в живописной работе.

Магрез Келехсаев «Казбек»

«Весна» Магрез Келехсаев

«Горный аул»

«Лац» Фатима Цаллагова

«Зимний Унал» Фатима Цаллагова

Таймураз Маргиев «Цмити»

«На закате» Таймураз Маргиев

Таймураз Маргиев «Дом в горах»

Вадим Джиоев  «Воспоминание»

 

Задание: На тонированном листе бумаги, который задаёт колорит и настроение вашей работе, изобразите, используя выразительные средства живописи, горный пейзаж. Линией покажите силуэт гор.  Расположите в своей картине горские постройки саклю и башню.

 

1. Приемы рисования кистью.

Вспомните, какие разные приемы рисования кистью используют художники

при создании художественного образа.

(Пятно, линия, раздельные мазки - длинные и короткие, точки.)

- Как с помощью различных приемов можно изобразить горный пейзаж?

- Сделайте пробу гор неба и деревьев разными мазками. Создайте композицию горного пейзажа.

Придумайте свою композиционную схему. Гуашью или акварелью сочно, многоцветно

напишите пейзаж по памяти. Работаем приемом раздельного мазка или по сырой бумаге, без карандаша.

V. Итог урока.

Оценка и демонстрация законченных работ. Уборка рабочих мест.