СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема любви в творчестве И. Бунина (конспект урока)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема любви – одна из главных тем в русской литературе и одна из ведущих тем в творчестве Ивана Бунина. Как Бунин понимает любовь, как изображает чувство, что нового в разработку этой темы внес писатель. 

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в творчестве И. Бунина (конспект урока)»

Вечная драма любви в прозе И.А. Бунина

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

Мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Бунина. В 8 классе мы читали его рассказ «Кавказ», вспомним, о чем в нем шла речь?

Сегодня мы обратимся к еще одному произведению И. Бунина «Темные аллеи».

Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей», и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:

Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Ребята, меня волнует такой вопрос:

  • Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

О героях Бунина нельзя сказать словами А. Грина: «Они жили долго и умерли в один день».

Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя - как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.


«Темные аллеи».

"Лёгкое дыхание"

1916 г.

"Солнечный удар"

1925 г.

В рассказе "Лёгкое дыхание" (1916 г.) - героиня, Оля Мещерская, погибает от рук офицера "плебейского вида", застрелившего девушку из-за оскорблённого самолюбия. Вся трагедия произошла потому, что к своей судьбе, к жизни, любви, людям нельзя относиться легкомысленно.

Случайное знакомство на пароходе, обычное "дорожное приключение", "мимолётная встреча" описывается в рассказе «Солнечный удар», и вот герой переживает муки любви. Поражённый, словно солнечным ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое ему существо. Но ничего нельзя вернуть, ведь он даже имени своей спутницы не знает.

 Цикл новелл "Тёмные аллеи" 

Рассказ "Тёмные аллеи" является прологом к сборнику. Своим содержанием он задаёт основную тему следующих.

Это и первая любовь, и любовь последняя, и радостное чувство, и чувство горечи, утраты чего-то невосполнимого.

Работа с классом. Эвристическая беседа:

Обратимся к тексту самого рассказа.

Каковы основные темы рассказа? (любовь, предательство, расплата)  

Кто является главным героем? (он и она, мужчина и женщина)

Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)

Попробуем составить портрет героев.

Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» - воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки воспитывались наравне с молодыми барышнями, становились членами семьи. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее, дали ей вольную.

Николай Алексеевич. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева:

Была чудесная весна
Они на берегу сидели...

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

- Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

- Почему такая женщина не вышла замуж?

(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви?

(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой?

(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей...).

- Почему же Надежда не остановила своего любимого, ведь она его любила, любит и будет продолжать любить?

(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

- Почему же Николай Алексеевич так быстро уехал? Не задержался, не продолжил мгновения встречи?

(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)

- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

- Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- Какое настроение создает описание осени?

(Осень создает мрачное и печальное настроение).

- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, это закат жизни, закат любви).

- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

- О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.


«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»



Образец мини-сочинения.

Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» с такой силой передает драму людей, познавших подлинную любовь, что продлись она еще дольше, сделала бы обоих счастливыми.

Любовь - высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление ее духовной значимости не остается безнаказанным. Герой, предав любимую, несчастлив всю свою жизнь.

А героиня рассказа? Счастлива ли она? Да, я думаю, она познала истинные моменты счастья и счастлива по сей день. Героиня рассказа одинока, но не согласна с мнением героя о том, что с годами все проходит, как это сказано в библейской книге Иова «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Эта книга учит терпению. А кто терпит - страдает. Героиня рассказа Бунина тоже страдает, но оттого, что «не любить она не может». Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жизненные испытания? А источник силы - это любовь!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!