СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Наречие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: 1. Помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки.

 2. Продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Наречие как часть речи»»

Урок русского языка

Тема: «Наречие как часть речи»

ЦЕЛЬ: 1. Помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки.

2. Продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи:

Образовательные цели и задачи:

  • сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;

  • выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;

  • выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;

  • научить опознавать наречие в тексте и отличать его от омонимичных частей речи в составе словосочетаний, предложений, в тексте;

  • совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;

  • содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать творческие и исследовательские способности учащихся;

  • развивать умение правильно произносить наречия;

  • развивать умение сопоставлять, сравнивать и противопоставлять языковые явления;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные цели и задачи:

  • на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;

  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;

  • воспитывать интерес к изучению предмета.

ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный дидактический материал, компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (3 мин).

  • Здравствуйте! Садитесь. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

Слайд №1 (число, классная работа)

  1. Орфоэпическая разминка (3 мин). Отвечает 1 ученик, а другой является экспертом, класс повторяет вслух правильное произношение.

Слайд 2

Навзничь, надолго, красивее, наотмашь, задолго, насухо, запросто, назло.

Учитель показывает словарь и комментирует:

- Нам поможет не сделать ошибку и проверить себя орфоэпический словарь.

  1. Актуализация (5 мин).

-Ребята, у нас есть карточки-признания «Узнай меня». Послушаем 2-х учеников, а остальные постараются узнать слово, а потом скажем, какой раздел лингвистики нас сегодня интересует.

Карточки-признания:

Первый ученик (Кузнецов ):

- Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы кто? что?, обозначаю предмет, событие, явление, изменяюсь по числам, падежам, в предложении могу быть подлежащим, дополнением, обстоятельством и даже сказуемым! Кто я? Приведите примеры.

Ответ учеников:

- Существительное. Дом, семья, растение, весна.

Второй ученик :

- Я особая форма глагола, некоторые называют меня самостоятельной частью речи, обозначаю признак предмета по действию, могу изменятся по падежам, родам, числам, как прилагательное, но и имею бываю настоящего или прошедшего времени, как глагол. Многие узнают меня по суффиксам. Можете узнать меня?

Ответ учеников:

- Причастие (думающий, открытый, проверенный)

Учитель: О каких словах мы говорим, о каких единицах языка?

Ответ учеников:

- О частях речи.

Учитель:

- Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи, их грамматические признаки, грамматическое значение.

Ответ учеников:

- Морфология.

Слайд № 5

Морфология – раздел лингвистики, который изучает части речи и их грамматические признаки.

План морфологического разбора любой части речи:

I. Общее грамматическое значение (ОГЗ)

II. Морфологические признаки (МП)

  1. Начальная форма слова

  2. Постоянные признаки

  3. Непостоянные признаки

III. Синтаксическая роль в предложении

  1. Целеполагание. Ввод в тему. (7 мин).

Учитель (Целеполагание):

- Сегодня нас будет интересовать часть речи (последняя из самостоятельных ЧР, которую мы ещё подробно не рассматривали). Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения. Чтобы сформулировать тему урока и то, какая перед нами часть речи, давайте, рассмотрим тексты, сопоставим их, определим, в чём их содержательная разница. (карточка № 4)


Сопоставьте примеры левой и правой колонки. Какой дополнительный смысл в сообщение вносят выделенные слова?

Слайд № 6

Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Цвинькали синички. Куковала кукушка. Её голос был печален и светел.




Учитель:

- В чём различие текстов?


Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и светел.


Ответ учеников:

Слайд № 7 - Наречия «украшают» текст, «живописуют» действие, уточняют значения других частей речи, в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством.

Слайд № 8 (видеоурок)


Слайд 9.Учитель:

- Продолжим наши наблюдения. Один ученик пойдёт к доске, запишет сочетания слов, определим в них части речи у омонимов (Что такое омонимы? – слова-близнецы, которые одинаково пишутся, но различаются по лексическому значению).

Учитель диктует, один ученик пишет:

Платье сухо, на улице было сухо;

окно морозно, зимой стало морозно.

На доске появляется запись:

Платье (каково?) сухо – краткое прилагательное; было (как?) сухо – наречие; окно (каково?) морозно – краткое прилагательное; стало (как?) морозно – наречие.

Учитель:

- Что нам позволило определить часть речи? Могли ли мы определить часть речи, не рассуждая?

Ответ учеников:

- Нет, определять часть речи нужно по вопросу, по общему грамматическому значению и по морфологическим признакам.

Слайд 10.Выполните творческое задание:

  • Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.

Был полдень ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы.

Слайд 11.Проверим творческое задание:

Был полдень, сильно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая грозно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тотчас затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, неожиданно раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.


  • Сравните работу с оригиналом текста Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.


Какими частями речи являются слова тепло, лихо, зло, подряд. Наречие, существительное или прилагательное в краткой форме? Заполните таблицу. Подготовьте доказательное рассуждение своего ответа, анализируя примеры:

делать зло – зло смеяться – лицо зло;

узнать лихо – лихо скакать – дело лихо;

одеваться тепло – тепло шло от камина – это лето тепло;

получить подряд на работу – осуждать всех подряд.

Существительное

Прилагательное

Наречие













Слайд №12

Существительное

Прилагательное

Наречие

делать зло

лицо зло

зло смеяться

узнать лихо

лихо скакать

лихо дело

тепло шло от камина

одеваться тепло

это лето тепло

получить подряд на работу


осуждать всех подряд


От предложенных самостоятельных частей речи образуйте наречия:

Быстрый _________________

Бок_______________________

Трое______________________

Широкий__________________

Светлый __________________

Весёлый ___________

Хороший_______________

Звонкий________________

Вежливый____________

Холодный____________

Пасмурный____________

Усталый_____________

Какие способы образования наречий можете назвать?

«Образование наречий»

Слайд13. Быстрый – быстро – суффиксальный

Бок – сбоку, бок о бок – приставочно-суффиксальный, сложение

Трое – втрое – приставочно-суффиксальный

Широкий – широко - суффиксальный

Светлый – светло, засветло – суффиксальный, приставочно-суффиксальный

Весёлый – весело – суффиксальный

Хороший – хорошо – суффиксальный

Звонкий – звонко – суффиксальный

Вежливый – вежливо – суффиксальный

Холодный – холодно – суффиксальный

Пасмурный – пасмурно – суффиксальный

Усталый – устало – суффиксальный

Основные способы образования наречий

  1. Суффиксальный

  2. Приставочно-суффиксальный


Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок:

Положа руку на сердце


У черта на куличках


Рукой подать


Как в аптеке


Черным по белому


Битый час


Бок о бок


На вес золота


Душа в душу


На всю Ивановскую


Слова для справок: Рядом. Близко. Честно. Далеко. Долго. Очень громко. Точно. Дружно. Ясно. Дорого.

Слайд №14


Положа руку на сердце

Честно

У черта на куличках

Далеко

Рукой подать

Близко

Как в аптеке

Точно

Черным по белому

Ясно

Битый час

Долго

Бок о бок

Близко

На вес золота

Дорого

Душа в душу

Дружно

На всю Ивановскую

Громко

Слайд №15

Объяснить происхождение фразеологизма «На всю Ивановскую».

На всю Ивановскую

В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.


X. Итоги урока

Слайд №16

- Что вы сегодня узнали на уроке?

-Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает наречие?

-С какими словами связано в предложении?

-Каким членом предложения является?


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!