СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе на тему «Наречие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе на тему  «Наречие как часть речи» составлен с использованием ЭОР. Во время урока учащиеся заходят на сайт Федерального центра ЭОР,  выполняют электронные задания.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе на тему «Наречие как часть речи»»

Урок русского языка в 7 классе на тему «Наречие как часть речи»


Образовательные цели и задачи:

  • сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;

  • выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;

  • выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;

  • совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;

Развивающие цели и задачи:

  • развивать творческие и исследовательские способности учащихся;

  • развивать умение правильно произносить наречия;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные цели и задачи:

  • на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;

  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;

  • воспитывать интерес к изучению предмета.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Место проведения: компьютерный класс с выходом на сайт Федерального центра ЭОР.



ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

-Ребята, у нас есть карточки-признания «Узнай меня». Послушаем 2-х учеников, а остальные постараются узнать слово, а потом скажем, какой раздел лингвистики нас сегодня интересует.

Карточки-признания:

Первый ученик:

- Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы кто? что?, обозначаю предмет, событие, явление, изменяюсь по числам, падежам, в предложении могу быть подлежащим, дополнением, обстоятельством и даже сказуемым! Кто я? Приведите примеры.

Ответ учеников:

- Существительное. Дом, семья, растение, весна.

Второй ученик:

- Я особая форма глагола, некоторые называют меня самостоятельной частью речи, обозначаю признак предмета по действию, могу изменяться по падежам, родам, числам, как прилагательное, но и бываю настоящего или прошедшего времени, как глагол. Многие узнают меня по суффиксам. Можете узнать меня?

Ответ учеников:

- Причастие: думающий, открытый, проверенный.

Учитель: О каких словах мы говорим, о каких единицах языка? (О частях речи).

Учитель:

- Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи, их грамматические признаки, грамматическое значение. (Морфология).

- Морфология – раздел лингвистики, который изучает части речи и их грамматические признаки.

III. Объяснение нового.

  1. Откройте ссылку и выполните задание.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea352-0a01-00ee-01e8-2b7279666b3e/%5BRUS5_007%5D_%5BIM_224%5D.swf

(Заходим на сайт Федеральный центр ЭОР, в поиске находим «Наречие», № 2)

- Какая часть речи помогла нам «оживить» картинку? Запишем тему урока.

- На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о наречии. Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения. Но вы попытаетесь разобраться сегодня сами, и поможет вам в этом материал по ссылке:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc7bad0e-acf3-4161-b19b-be12ad859bb1/view/

(Заходим на сайт Федеральный центр ЭОР, в поиске находим «Наречие», №1)

  1. Ответьте на вопросы и заполните карты.

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

  • Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

  • Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

  • Какой главный морфологический признак имеет наречие?

  • К каким словам чаще всего примыкает наречие?

  • Каким членом предложения обычно бывает наречие?


Проектные карты у учащихся: Какие слова являются наречиями?


п/п

Вопросы

Ответы

К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?




Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?


Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?




Какой главный морфологический признак имеет наречие?




К каким словам чаще всего примыкает наречие?




Каким членом предложения обычно бывает наречие?






IV. Закрепление.

  1. Работа над проектами в группах.

- Наречие – не новая для вас часть речи, попробуем поработать над темой, составим проекты. Вы разбиты на 3 групп, у каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к их выполнению. На эту работу даётся 15 минут. Если вы справились с работой раньше, для вас на карточках дополнительное задание.

Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках:

  • руководитель группы, оценивающий работу по баллам каждого,

  • выступающий,

  • записывающий,

  • рисующий,

  • следящий за временем.

Примечание: любой учащийся может выполнять несколько ролей. После работы руководитель группы должен заполнить рейтинговый лист.

1 группа – Историки составляют проект на тему «Этимология (происхождение) слова «Наречие»

Карточка-задание 1 группы:

Читая статью этимологического словаря, пользуясь ресурсами Интернета, составьте опорный конспект (можно использовать различные рисунки) о том, когда, как появилось слово «Наречие», что оно обозначало, какие ещё значения имело в истории?

2 группа – Лингвисты составляют проект на тему: «Какие слова являются наречиями?»

Карточка-задание 2 группы:

Читая статью учебника стр. 68, составьте опорный конспект (можно использовать различные рисунки), рассказав в нём неформально о том, что такое наречие, какие слова являются наречиями. Пользуйтесь вопросами проектной карты.

3 группа – Поисковики составляют проект на тему «Синоним-наречие к фразеологизму»

Карточка-задание 3 группы:

Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок. К одному из фразеологизмов нарисуйте рисунок.

Положа руку на сердце

Честно

У черта на куличках

Далеко

Рукой подать

Близко

Как в аптеке

Точно

Черным по белому

Ясно

Битый час

Долго

Бок о бок

Близко

На вес золота

Дорого

Душа в душу

Дружно

На всю Ивановскую

Громко


Слова для справок: Рядом. Близко. Честно. Далеко. Долго. Очень громко. Точно. Дружно. Ясно. Дорого.

Дополнительное задание: Выполните творческое задание:

  • Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.

Был полдень ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы.

2. Защита проектов.

V. Рефлексия.

- Что вы сегодня узнали на уроке?

-Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает наречие?

-С какими словами связано в предложении?

-Каким членом предложения является?

VI. Тестовое задание. У каждого учащегося тест на парте и высвечивается на экране, затем самопроверка, ответы на слайде.

1.Какие слова являются наречиями?

А) третий

Б) тройка

В) трижды

Г) три

2.Отметьте словосочетания с наречиями:

А) думать о многом

Б) умный брат

В) действовал уверенно

Г) пришел в школу

3.Отметьте, где выделенная буква не является словосочетанием

А) братство

Б) окно

В) хорошо

Г) богатство

4.Отметьте синоним фразеологизма «Во всю Ивановскую»

А) далеко

Б) честно

В) хорошо

Г) громко

  1. Домашнее задание: творческая работа «Сказка о наречии».

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!