СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Образование и употребление деепричастий несовершенного вида».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

ознакомить с образованием деепричастий несовершенного вида;

формировать умение образовывать деепричастие, сохраняя его вид;

совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи;

соблюдения орфоэпических и грамматических норм;

развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, связную речь;

воспитывать любовь к родному городу и интерес к языку, стремление к знаниям.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Образование и употребление деепричастий несовершенного вида».»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

Тема: «Образование и употребление деепричастий несовершенного вида».

Цель:

ознакомить с образованием деепричастий несовершенного вида; формировать умение образовывать деепричастие, сохраняя его вид; совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи; соблюдения орфоэпических и грамматических норм; развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, связную речь; воспитывать любовь к родному городу и интерес к языку, стремление к знаниям.

Оборудование: учебник, учебные тексты, тесты, опорные схемы на интерактивной доске, рисунки и фотографии родного города Пензы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков с элементами практикума, повторение изученного.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучать деепричастие.

  1. Актуализация опорных знаний.

1)Орфографическая работа с использованием интерактивной доски.

Задание: вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Ученик на интерактивной доске выполняет задание, ребята в тетрадях записывают.

Из копилки народной мудрости.

Всяк..му мила своя ст..рона. Где кто р..дится там и приг..дится. На чужой сторон.. и весна (не) красна. Рас..тавшись с другом плачут семь лет рас..тавшись с Родиной – всю жизнь.



- Объясни постановку знаков препинания.

- Как ты понял, что это деепричастие?





2) Итак, давайте вспомним всё, что мы уже знаем о деепричастии.

(Составление схемы на доске.)



3) - Что общего в этих пословицах?



  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1)Слово учителя.

- Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но начинается она для каждого из нас с родного края – Малой Родины. Сегодня мы будем говорить о нашем любимом городе Пензе. (1 слайд)

Стихотворение о городе читает подготовленный ученик. (рисунки детей, фото города)

2)Стихотворение Пронина Александра Михайловича «Родниковая Пенза»

Родниковая сказочно-ясная,

Пенза – песня нежно-прекрасная.

Ты воспета большими поэтами,

Дорога дорогими приметами:

И лесами, как сказки, ладными,

И полями всегда нарядными.

В Пензе счастье пусть не убудет,

Не иссякнут добрые люди!..



3)Слово учителя:

- Посмотрите, как красив наш город. (2 слайд)

- Основная красота и привлекательность Пензы - в ее неповторимом ландшафте, надвое рассеченном спокойной водной гладью реки Сура, являющейся основной композиционной осью города. Больше десятка стальных и железобетонных мостов, опирающихся на массивные опоры, переброшены через реку и соединяют ее берега.

 Множество парков, садов и скверов превращают Пензу в неповторимый зеленый массив.

 Попадая в Пензу, Вы оказываетесь в атмосфере настоящей России.



Главное помнить…

4)На интерактивной доске:

Попадая в Пензу вы оказываетесь в атмосфере настоящей России.



- Как поняли это высказывание?

- Спишите. Расставьте знаки препинания.

- Что выделили запятыми?

- Выделите графически деепричастный оборот и сказуемое.(ученик на доске сначала в самом предложении, а потом на отдельном слайде доски)

- Какое действие обозначают деепричастия?(добавочно или дополнительное )

- Какого вида эти деепричастия?

- Как определили?

- Какой суффикс у деепричастий? Как они образованы?



5) Формулирование темы и цели.

- Итак, какова же тема и цель нашего урока?

- Ознакомиться со способами образования деепричастий несовершенного вида.

- Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида, уметь правильно употреблять их в речи. (3 и 4 слайды)



IV.Теоретико-лингвистический практикум по теме урока.



1)Практика.

-Давайте образуем деепричастие несовершенного вида. Какую часть речи возьмем для основы? (глагол несовершенного вида)

- Что добавим к основе? ( суффиксы –а-,-я-)

Записывает учитель на доске:

попадать попадаютя;

2)Ученик на доске записывает по образцу следующие слова: знать, жалеть, гордиться.

3)Формулировка правила.

- Давайте сформулируем правило. Как образуются деепричастия несовершенного вида?

4) Чтение правила по учебнику§29 стр. 84

- Какая информация об образовании деепричастий несовершенного вида является основной, а какая дополнительной?

- Соответствует ли информация нашим выводам?

- Перескажите правило, обращая внимание на порядок образования деепричастий несовершенного вида.







4) Составление опорной схемы:



ДЧ Основа глагола

Несов.виданесов. Вида + -а-, -я-, -учи-



Записать в тетрадь схему



5)Творческое задание.(5 слайд)



Слово учителя:

- Пенза – культурный центр. В Пензе работает драматический театр, кукольный театр, филармония, цирк.

В Пензе 8 музеев: краеведческий, литературный, сценического искусства им. Мейерхольда, народного творчества, Ильи Николаевича Ульянова, Николая Ниловича Бурденко, картинная галерея им. Савицкого, музей одной картины.

В Пензе работает детская железная дорога, одна из немногих в России, есть зоопарк. 



- Посмотрите на фотографии нашего города. Что на них изображено?



-Придумайте и запишите в тетрадь предложения, в которых используйте кроме основных глаголов несовершенного вида деепричастия несовершенного вида.

- Подумайте, какой глагол выберете для основного действия, а какой - для дополнительного

(можно взять глаголы: I вариант – приезжать, посетить; II вариант – думать, вспоминать) на доске

Проверка предложений.



6) Проблемная ситуация:

-образовать деепричастия от глаголов мажут, бегут, казаться, писать, сохнут, вру, бью.(записаны на доске)

- Почему не получается? Обратите внимание, на что оканчивается основа глагола?



- Сделаем вывод: (на доске на слайде, посмотрите на памятки, которых нет в учебнике, вставьте их в свои тетради для правил)



От некоторых глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида:

  • С основой на шипящий (мажут, чешут);

  • С основой на г,к (бегут, текут);

  • От глаголов с чередованием з-ж, с-ш (казаться- кажусь, писать - пишут);

  • От глаголов с суффиксом ну (сохнут);

  • От глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных звуков (врать-вру, бить - бью). (памятки на каждого)



V.Лингвистический тренинг.

- Отредактируйте данные предложения, замените, где нужно некоторые глаголы на деепричастия несовершенного вида, образуя деепричастные обороты.

1.Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.2. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекают воздух. 3. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

-Проверим, как выполнили задание. Итак, как образовали деепричастия? Что ещё изменили в предложениях?

Стихотворения о Пензе. (Матрёна Смирнова)

фоном звучит музыка

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…
Пройдешь июльскою порою
Любой дорогой полевой,
Хлеба над Мокшей и Сурою
Стоят высокою стеной.
Лесов тенистая прохлада,
Ручьи как детская слеза.
И над простором неоглядным
Родного неба бирюза.
Встречаясь с Волгою-рекою,
Сура твердит ее волне:
О наших пензенских героях
Поведай, Волга, всей стране.
О том, что стало все родиться
На вольной пензенской земле.





VI. Итог урока. Рефлексия.

- О чём сегодня на уроке говорили?

 - Используя опорную схему, расскажите о деепричастии.

 - Чему сегодня научились?

 - Выберите деепричастия, которые соответствуют вашему основному действию на уроке, продолжите предложение: Сегодня я работал…. (успевая, понимая, затрудняясь, помогая, слушая, вникая, не успевая, ошибаясь, стараясь и т. п.)



VII. Оценивание работы учеников.



VIII. Домашнее задание.

  1. Повторить все сведения о деепричастии из §26-29 учебника;

2.На выбор:

  • Выполнить упражнение № 177;

  • Составить 5-7 предложений на тему «Мой город Пенза», используя деепричастные обороты.































МБОУ СОШ № 32 г.Пензы













Открытый урок по русскому языку

7 класс



Образование и употребление

деепричастий несовершенного вида















Подготовила учитель

русского языка

и литературы

Артамонова С. М.