Открытый урок по русскому языку в 7 классе.
Тема: «Образование и употребление деепричастий несовершенного вида».
Цель:
ознакомить с образованием деепричастий несовершенного вида; формировать умение образовывать деепричастие, сохраняя его вид; совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи; соблюдения орфоэпических и грамматических норм; развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, связную речь; воспитывать любовь к родному городу и интерес к языку, стремление к знаниям.
Оборудование: учебник, учебные тексты, тесты, опорные схемы на интерактивной доске, рисунки и фотографии родного города Пензы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков с элементами практикума, повторение изученного.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучать деепричастие.
Актуализация опорных знаний.
1)Орфографическая работа с использованием интерактивной доски.
Задание: вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Ученик на интерактивной доске выполняет задание, ребята в тетрадях записывают.
Из копилки народной мудрости.
Всяк..му мила своя ст..рона. Где кто р..дится там и приг..дится. На чужой сторон.. и весна (не) красна. Рас..тавшись с другом плачут семь лет рас..тавшись с Родиной – всю жизнь.
- Объясни постановку знаков препинания.
- Как ты понял, что это деепричастие?
2) Итак, давайте вспомним всё, что мы уже знаем о деепричастии.
(Составление схемы на доске.)
3) - Что общего в этих пословицах?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1)Слово учителя.
- Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но начинается она для каждого из нас с родного края – Малой Родины. Сегодня мы будем говорить о нашем любимом городе Пензе. (1 слайд)
Стихотворение о городе читает подготовленный ученик. (рисунки детей, фото города)
2)Стихотворение Пронина Александра Михайловича «Родниковая Пенза»
Родниковая сказочно-ясная,
Пенза – песня нежно-прекрасная.
Ты воспета большими поэтами,
Дорога дорогими приметами:
И лесами, как сказки, ладными,
И полями всегда нарядными.
В Пензе счастье пусть не убудет,
Не иссякнут добрые люди!..
3)Слово учителя:
- Посмотрите, как красив наш город. (2 слайд)
- Основная красота и привлекательность Пензы - в ее неповторимом ландшафте, надвое рассеченном спокойной водной гладью реки Сура, являющейся основной композиционной осью города. Больше десятка стальных и железобетонных мостов, опирающихся на массивные опоры, переброшены через реку и соединяют ее берега.
Множество парков, садов и скверов превращают Пензу в неповторимый зеленый массив.
Попадая в Пензу, Вы оказываетесь в атмосфере настоящей России.
Главное помнить…
4)На интерактивной доске:
Попадая в Пензу вы оказываетесь в атмосфере настоящей России.
- Как поняли это высказывание?
- Спишите. Расставьте знаки препинания.
- Что выделили запятыми?
- Выделите графически деепричастный оборот и сказуемое.(ученик на доске сначала в самом предложении, а потом на отдельном слайде доски)
- Какое действие обозначают деепричастия?(добавочно или дополнительное )
- Какого вида эти деепричастия?
- Как определили?
- Какой суффикс у деепричастий? Как они образованы?
5) Формулирование темы и цели.
- Итак, какова же тема и цель нашего урока?
- Ознакомиться со способами образования деепричастий несовершенного вида.
- Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида, уметь правильно употреблять их в речи. (3 и 4 слайды)
IV.Теоретико-лингвистический практикум по теме урока.
1)Практика.
-Давайте образуем деепричастие несовершенного вида. Какую часть речи возьмем для основы? (глагол несовершенного вида)
- Что добавим к основе? ( суффиксы –а-,-я-)
Записывает учитель на доске:
попадать
попадают
я;
2)Ученик на доске записывает по образцу следующие слова: знать, жалеть, гордиться.
3)Формулировка правила.
- Давайте сформулируем правило. Как образуются деепричастия несовершенного вида?
4) Чтение правила по учебнику§29 стр. 84
- Какая информация об образовании деепричастий несовершенного вида является основной, а какая дополнительной?
- Соответствует ли информация нашим выводам?
- Перескажите правило, обращая внимание на порядок образования деепричастий несовершенного вида.
4) Составление опорной схемы:
ДЧ Основа глагола
Несов.вида
несов. Вида + -а-, -я-, -учи-
Записать в тетрадь схему
5)Творческое задание.(5 слайд)
Слово учителя:
- Пенза – культурный центр. В Пензе работает драматический театр, кукольный театр, филармония, цирк.
В Пензе 8 музеев: краеведческий, литературный, сценического искусства им. Мейерхольда, народного творчества, Ильи Николаевича Ульянова, Николая Ниловича Бурденко, картинная галерея им. Савицкого, музей одной картины.
В Пензе работает детская железная дорога, одна из немногих в России, есть зоопарк.
- Посмотрите на фотографии нашего города. Что на них изображено?
-Придумайте и запишите в тетрадь предложения, в которых используйте кроме основных глаголов несовершенного вида деепричастия несовершенного вида.
- Подумайте, какой глагол выберете для основного действия, а какой - для дополнительного
(можно взять глаголы: I вариант – приезжать, посетить; II вариант – думать, вспоминать) на доске
Проверка предложений.
6) Проблемная ситуация:
-образовать деепричастия от глаголов мажут, бегут, казаться, писать, сохнут, вру, бью.(записаны на доске)
- Почему не получается? Обратите внимание, на что оканчивается основа глагола?
- Сделаем вывод: (на доске на слайде, посмотрите на памятки, которых нет в учебнике, вставьте их в свои тетради для правил)
От некоторых глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида:
С основой на шипящий (мажут, чешут);
С основой на г,к (бегут, текут);
От глаголов с чередованием з-ж, с-ш (казаться- кажусь, писать - пишут);
От глаголов с суффиксом ну (сохнут);
От глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных звуков (врать-вру, бить - бью). (памятки на каждого)
V.Лингвистический тренинг.
- Отредактируйте данные предложения, замените, где нужно некоторые глаголы на деепричастия несовершенного вида, образуя деепричастные обороты.
1.Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.2. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекают воздух. 3. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
-Проверим, как выполнили задание. Итак, как образовали деепричастия? Что ещё изменили в предложениях?
Стихотворения о Пензе. (Матрёна Смирнова)
фоном звучит музыка
Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…
Пройдешь июльскою порою
Любой дорогой полевой,
Хлеба над Мокшей и Сурою
Стоят высокою стеной.
Лесов тенистая прохлада,
Ручьи как детская слеза.
И над простором неоглядным
Родного неба бирюза.
Встречаясь с Волгою-рекою,
Сура твердит ее волне:
О наших пензенских героях
Поведай, Волга, всей стране.
О том, что стало все родиться
На вольной пензенской земле.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- О чём сегодня на уроке говорили?
- Используя опорную схему, расскажите о деепричастии.
- Чему сегодня научились?
- Выберите деепричастия, которые соответствуют вашему основному действию на уроке, продолжите предложение: Сегодня я работал…. (успевая, понимая, затрудняясь, помогая, слушая, вникая, не успевая, ошибаясь, стараясь и т. п.)
VII. Оценивание работы учеников.
VIII. Домашнее задание.
Повторить все сведения о деепричастии из §26-29 учебника;
2.На выбор:
Выполнить упражнение № 177;
Составить 5-7 предложений на тему «Мой город Пенза», используя деепричастные обороты.
МБОУ СОШ № 32 г.Пензы
Открытый урок по русскому языку
7 класс
Образование и употребление
деепричастий несовершенного вида
Подготовила учитель
русского языка
и литературы
Артамонова С. М.