1.Этап мотивации Вводная часть. 2Артикуляционная гимнастика. Развитие внимания и памяти. 3. Акустико-артикуляционная характеристика звуков. 4.Соответствие звуков и букв 5.Развитие фонематического слуха. 6.Работа со слогами (работа по рисунчатым таблицам) 7.Физкульт минутка. 8.Работаем со словами. Игра «Найди слова». 8.Расширение словаря. 9.Работа с предложением 10. Рефлексия 11. Итог. | Практические Устные. Наглядно-демонстрационные. Практические письменные. Устно- наглядная. Устные Практические устные Практические письменные Устные Письменные. Устные. | - Что вы видите на доске? Посмотрите внимательно на солнышки они все одинаковые? -А какое вам больше всего понравилось? -Почему? Постарайтесь на занятии работать так, чтобы и у вас и у меня было хорошее настроение. А для этого нам надо стараться красиво говорить и активно работать. Сегодня у нас не простое занятие, а необычное , Мы отправимся в путешествие на птичий двор. Где познакомимся с разными птицами. Начало нашего пути начнём со станции артикуляции. На этой станции нам надо с вами подготовить речевой аппарат: губки, язычок, щёчки, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставь перед собой зеркало. Выполняем упражнения. Для произношения звука [р] – «Лопаточка»», «Иголочка», «Чистим зубки», «Маляр», «Грибок». Для произношения звука [л] - «Замесим тесто», «Пароход гудит», «Чашечка».Молодец. -Артикуляционный аппарат подготовили к работе. Отложите зеркало на край парты. Продолжим наше путешествие. А кто поможет нам попасть на птичий двор? -Догадайтесь, кто нас туда пригласил? Наша пёстрая подружка Даст нам перья на подушку, И яичек для блинов, Калачей и пирогов. -Правильно курочка. -А из какой сказки к нам пришла курочка? -Давайте вспомним сказку, я начну а вы мне помогайте. (Логопед и дети вспоминают сказку, Курочка Ряба) - А в словах простое, золотое какие звуки я выделила? Как вы думаете, о каких звуках и буквах мы сегодня будем говорить? Уточнение артикуляционных укладов звуков. -Где находится язычок, когда мы произносим Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает. Губы полураскрыты, зубы разомкнуты. -Давайте произнесём звук Р Где находится язычок, когда мы произносим Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны. Давайте произнесём звук Л Уточнение характеристики звуков Р и Л. Звук Р какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий. Звук Л какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий. -Чем похоже эти звуки ? -Посмотрите на доску. На первой или второй карточке написана буква, обозначающая «дрожащий» звук? (Буквы наложенные друг на друга). - Назови имя этой буквы. - Назови «обманщицу». Работа повторяется со второй буквой. Продолжаем путь. Давайте поиграем. сейчас внимательно меня послушайте и если услышите звук [р]сожмите руки в кулачки, если звук [л]- раскройте щёточкой: П,а,р,о,д,л,р, ж, т, м,р. Ор, ам, от, ул, ур, лат, рот, вап, бир, лук; грач,утка, перепёлка, голубь, синица,галка, ворон, страус. Дорога на птичий двор была длинная, но как мы знаем, дорогу беседа красит. Вот мы и добрались до птичьего двора. Внимательно посмотри на картинки, это необычный птичий двор. Здесь живут птицы из разных стай, как и у нас на занятиях детки бывают из разных классов. Птицы живут дружно, мирно и мы будем дружелюбны и внимательны друг к другу. -На какие группы можно разделить этих птиц? Птицы грустные стоят, В дом попасть они хотят А вот теперь нам надо заселить их в наши тетрадки. В первый столбик надо записать всех птиц в названии которых мы слышим звук [р] а в другой столбик всех птиц в названии которых мы слышим звук [л] (определить место звука в слове) -Давай поиграем. Перед вами птички, выбирайте любую, прочитайте слоги, вспомните не менее трёх слов ,от которых могли оторваться две буквы из этой птички (ра-радуга, барабан, гора; Ло – лоб, ложка, поломка; Ро- пирог, роща, перо; Ли- лимон, лист, калина, малина;) Наша курочка очень устала, давайте и мы немного отдохнём. -Молодцы. Продолжаем наше знакомство. -Давайте поработаем в парах Наша курочка очень устала и проголодалась. Надо её покормить. Я тут приготовила угощение для птиц. А вы попытайтесь найти среди букв те слова, которые обозначают корм , что любит есть птица, но выбирайте только то угощение, в названии которого есть звук [р-л], запишите в тетрадь. На карточках буквы. Среди букв найди слова: Вдорисмолокопросорепакукурузапавлхкрошкиекпавлчервякиконфетызёрнамошки. Давайте проверим, как вы справились с заданием. - Как вы думаете, что делают птицы? Птицы вьют гнёзда. Откладывают яйца. Высиживают яйца . Выводят птенцов. (Щебечут , летают , плавают) (каждый ученик должен придумать слова-действия птиц) Разделитесь на группы. У вас на партах карточки внимательно прочитайте и составьте из слов предложение. ( каждой группе по 2 предложения) сороки, трещат, лесу , в; дятел, пёстрый , деревья , лечит, лесу , в; грачи, гнёзда, из, прутьев, сухих, строят; щебечут, щеглы, роще, в Первая и вторая группа обменяйтесь тетрадками проверьте работу друг друга. Наше путешествие подошло к концу – Какие звуки мы сегодня учились различать? – Дайте характеристику этим звукам. - Какое задание вам понравилось выполнять? -Какое задание вы запомнили? -Какое задание вам показалось трудным? - Если ты считаете, что у вас сегодня все получилось, подними весёлое солнышко. Вы молодцы, очень приятно что у вас сегодня все получилось | Ученики отвечают на вопросы -Солнышки. -Нет -Потому что оно доброе, весёлое, счастливое. Ученики перед зеркалом выполняет артикуляционную гимнастику. Ученики отгадывают загадку -Это курочка Вспоминают сказку про Курочку Рябу. О звуках и [Р и Л] Ученики дают звукам характеристику по таблице: губы, зубы, язык, воздушная струя, голос, твёрдость, мягкость -Произношением Ученики сопоставляют звуки с буквами. -На две группы. К первой группе относятся все птицы в названиях которых есть звук [р], ко второй группе относятся те птицы, в названиях которых есть звук[л]. Ученики сначала называет птицу, определяют какой звук они слышат в названии, определяет место звука в слове, записывает в тетрадь. Подчёркивает буквы р-л карандашами разных цветов. Устно читают слог и вспоминают слова с заданным слогом. Динамическая пауза. Ученики выполняют упражнения под музыку. Составляют предложения, записывают в тетрадь. Подчёркивают буквы [р,л] разными цветными карандашами. | Этот момент положительно настраивает на занятие. Концентрация внимания. Отработка чтения и письма закрытых слогов. Развитие внимания, памяти, мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения и систематизации, Пошаговый контроль – установление типичных ошибок и их ликвидация. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности ученика |