СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Роль языка в жизни человека

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Роль языка в жизни человека по ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Роль языка в жизни человека»

Тема: Роль языка в жизни человека

Цели: 1. обручающие: Сформировать первоначальные представления учащихся о роли языка в жизни общества и функциях государственного (казахского) языка, о роли русского языка как средства межнационального общения; показать богатство, выразительность, меткость и точность русского языка,

2. развивающие: развивать мышления (логического, критического), внимания, памяти.

3. воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку; проявлять любознательность при получении знаний 
воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

тип урока: комбинированный урок

методы: словесный, работа с книгой, практические.

приемы: беседа, работа с книгой, работа с высказываниями, диктант, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)


Ход урока

1. Здравствуйте, садитесь. Тетради открываем те, в которых вы делали домашнее задание, их вы сдадите мне в конце урока.

2. Для начала я хочу рассказать вам одну притчу, вы внимательно ее послушайте и будьте готовы ответить на мои вопросы. Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

- Почему Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком языке идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни играет язык. Открываем тетради, записываем число и тему урока – Роль языка в жизни человека.

- Каким образом мы общаемся между собой, доносим информацию до других людей, делимся переживаниями, эмоциями?

-А если бы не было языка, каким образом люди общались бы?

-Хорошо, тогда давайте с помощью жестов объясним фразу: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (вероятнее всего, ученики не смогут выполнить это задание, так как невозможно жестами объяснить название цвета и металла).

-Таким образом, мы с вами доказали, что без языка общаться, да и жить очень сложно. Ведь, если бы не было языка, мы не могли бы рассказать, какой сильный ветер на улице, или попросить о чем-то, поделиться впечатлениями о просмотренном фильме или о прочитанной книге. Без языка мы просто не смогли бы жить.

В мире существует огромное количество разных языков. Разные народы очень гордятся своим языком и берегут его. Никто из ученых пока точно не может подсчитать, сколько же языков существует на нашей планете. А это означает, что их очень и очень много. И это не обязательно те языки, на которых люди общаются при помощи звуков. Существует также язык жестов. И не только у людей есть свой язык. Животные ведь тоже общаются между собой. И у разных животных есть свой язык, отличающийся от остальных. Например, многие из вас, гуляя летом по парку или по лесу, слышали пение птиц. Нам это пение кажется просто красивым набором звуков, а на самом деле, это язык. Язык, на котором общаются птицы.

1. Какую роль играет язык в жизни общества? Для чего он предназначен?

2. Какой язык в нашей стране является государственным ? Почему?

3. Какие языки ты знаешь? На каком языке говоришь, думаешь, можешь общаться, читать и писать?

Многие великие ученые, писатели и поэты, художники и прочие восхищались и продолжают восхищаться языком(русским и не только). Сейчас я предлагаю вам прочитать по 1 высказыванию о языке, которое вы подготовили дома и объяснить, как вы понимаете, о чем именно хотел сказать автор.

Обратимся к учебнику практика, страница 6, упражнение 2. Пишем в тетради три слова – общение, общаться, общительный, выполняем морфемный разбор для того, чтобы доказать, что перед нами родственные слова. Кто-то может сказать, то такое морфема? Тетрадь для правил у нас с вами будет, куда мы будем записывать и словарные слова, и орфоэпический словарик сделаем там, и какие-то разборы, памятки. Итак, сейчас вы пишите в рабочие тетради, а потом оформите это в тетрадку для правил.

Под морфемой понимают минимальную часть слова, которая может иметь какое-либо значение. Так, в слове москвичка четыре части: москв-, -ич-, -к- и -а. Морфема москв- (корень) содержит указание на местность, -ич-(суффикс) указывает на принадлежность лица к мужскому полу, т.е. жителя этой местности, -к- (суффикс) означает лицо женского пола — жительницы той же местности, наконец -а (окончание) указывает, что данное слово является существительным ж.р. ед.ч. И.п.

В составе русского слова возможны 6 типов морфем: корень, приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительная гласная (интерфикс), постфикс.

Кто скажет, что такое однокоренные слова? Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными.


Выполняем разбор у доски. Теперь запишем предложение, вставив в него подходящее по смыслу слово.

Без языка люди не могли бы общаться друг с другом.

5.Сообщение учителя.

Известно много случаев, когда дети вырастали среди животных, как в сказке американского писателя Р,Киплинга « Маугли». Но это только в сказке ребёнок, проживший долгие годы среди зверей, мог свободно пользоваться человеческим языком. В жизни так не бывает! Если человек растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить.

Например, в 1920 году в джунглях, в волчьем логове нашли двух девочек, которые прожили среди зверей довольно много времени.

Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте, боялись огня и издавали рычание и нечленораздельные звуки. За годы жизни среди людей девочки так и не научились свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в 4 года.

Таким образом, дети, оказавшиеся на «воспитании» у животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать как человек.

- Как вы думаете почему?

ВыводБез языка человек не может состояться как человек, и овладеть языком можно только в тесном контакте с людьми.

Три функции языка6

Язык – это средство человеческого общения.

Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.

Русский язык – это средство межнационального общения за рубежом.

(эти три функции можно заранее записать на доске).

6. Упр.4. Найти отгадки с помощью языка рисунков.

7. Теперь я предлагаю посмотреть, а насколько хорошо вы знаете русский язык. Напишем с вами словарный диктант. 1 у доски, остальные в тетрадях.

Аллея, вокзал, пассажир, желтый, русский, электричество, трамвай, здравствуйте, молоток, лестница.

8. Тетради передаем с задних парт, и подводим итог урока. О чем мы сегодня говорили. Какое место язык занимает в жизни человека? Закончить эту тему, я хочу словами из стихотворения узбекского автора Абдулла С.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
С. Абдулла (узбекский поэт)
Записываем домашнее задание. Читаете учебник теория стр 8-10 о языке и отвечаете на вопрос – почему необходимо хорошо владеть языком (устно), письменно упр.5.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!