Тема: Роль языка в жизни человека
Цели: 1. обручающие: Сформировать первоначальные представления учащихся о роли языка в жизни общества и функциях государственного (казахского) языка, о роли русского языка как средства межнационального общения; показать богатство, выразительность, меткость и точность русского языка,
2. развивающие: развивать мышления (логического, критического), внимания, памяти.
3. воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку; проявлять любознательность при получении знаний
воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
тип урока: комбинированный урок
методы: словесный, работа с книгой, практические.
приемы: беседа, работа с книгой, работа с высказываниями, диктант, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
Ход урока
1. Здравствуйте, садитесь. Тетради открываем те, в которых вы делали домашнее задание, их вы сдадите мне в конце урока.
2. Для начала я хочу рассказать вам одну притчу, вы внимательно ее послушайте и будьте готовы ответить на мои вопросы. Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
- Почему Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком языке идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни играет язык. Открываем тетради, записываем число и тему урока – Роль языка в жизни человека.
- Каким образом мы общаемся между собой, доносим информацию до других людей, делимся переживаниями, эмоциями?
-А если бы не было языка, каким образом люди общались бы?
-Хорошо, тогда давайте с помощью жестов объясним фразу: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (вероятнее всего, ученики не смогут выполнить это задание, так как невозможно жестами объяснить название цвета и металла).
-Таким образом, мы с вами доказали, что без языка общаться, да и жить очень сложно. Ведь, если бы не было языка, мы не могли бы рассказать, какой сильный ветер на улице, или попросить о чем-то, поделиться впечатлениями о просмотренном фильме или о прочитанной книге. Без языка мы просто не смогли бы жить.
В мире существует огромное количество разных языков. Разные народы очень гордятся своим языком и берегут его. Никто из ученых пока точно не может подсчитать, сколько же языков существует на нашей планете. А это означает, что их очень и очень много. И это не обязательно те языки, на которых люди общаются при помощи звуков. Существует также язык жестов. И не только у людей есть свой язык. Животные ведь тоже общаются между собой. И у разных животных есть свой язык, отличающийся от остальных. Например, многие из вас, гуляя летом по парку или по лесу, слышали пение птиц. Нам это пение кажется просто красивым набором звуков, а на самом деле, это язык. Язык, на котором общаются птицы.
1. Какую роль играет язык в жизни общества? Для чего он предназначен?
2. Какой язык в нашей стране является государственным ? Почему?
3. Какие языки ты знаешь? На каком языке говоришь, думаешь, можешь общаться, читать и писать?
Многие великие ученые, писатели и поэты, художники и прочие восхищались и продолжают восхищаться языком(русским и не только). Сейчас я предлагаю вам прочитать по 1 высказыванию о языке, которое вы подготовили дома и объяснить, как вы понимаете, о чем именно хотел сказать автор.
Обратимся к учебнику практика, страница 6, упражнение 2. Пишем в тетради три слова – общение, общаться, общительный, выполняем морфемный разбор для того, чтобы доказать, что перед нами родственные слова. Кто-то может сказать, то такое морфема? Тетрадь для правил у нас с вами будет, куда мы будем записывать и словарные слова, и орфоэпический словарик сделаем там, и какие-то разборы, памятки. Итак, сейчас вы пишите в рабочие тетради, а потом оформите это в тетрадку для правил.
Под морфемой понимают минимальную часть слова, которая может иметь какое-либо значение. Так, в слове москвичка четыре части: москв-, -ич-, -к- и -а. Морфема москв- (корень) содержит указание на местность, -ич-(суффикс) указывает на принадлежность лица к мужскому полу, т.е. жителя этой местности, -к- (суффикс) означает лицо женского пола — жительницы той же местности, наконец -а (окончание) указывает, что данное слово является существительным ж.р. ед.ч. И.п.
В составе русского слова возможны 6 типов морфем: корень, приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительная гласная (интерфикс), постфикс.
Кто скажет, что такое однокоренные слова? Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными.
Выполняем разбор у доски. Теперь запишем предложение, вставив в него подходящее по смыслу слово.
Без языка люди не могли бы общаться друг с другом.
5.Сообщение учителя.
Известно много случаев, когда дети вырастали среди животных, как в сказке американского писателя Р,Киплинга « Маугли». Но это только в сказке ребёнок, проживший долгие годы среди зверей, мог свободно пользоваться человеческим языком. В жизни так не бывает! Если человек растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить.
Например, в 1920 году в джунглях, в волчьем логове нашли двух девочек, которые прожили среди зверей довольно много времени.
Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте, боялись огня и издавали рычание и нечленораздельные звуки. За годы жизни среди людей девочки так и не научились свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в 4 года.
Таким образом, дети, оказавшиеся на «воспитании» у животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать как человек.
- Как вы думаете почему?
Вывод: Без языка человек не может состояться как человек, и овладеть языком можно только в тесном контакте с людьми.
Три функции языка6
Язык – это средство человеческого общения.
Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.
Русский язык – это средство межнационального общения за рубежом.
(эти три функции можно заранее записать на доске).
6. Упр.4. Найти отгадки с помощью языка рисунков.
7. Теперь я предлагаю посмотреть, а насколько хорошо вы знаете русский язык. Напишем с вами словарный диктант. 1 у доски, остальные в тетрадях.
Аллея, вокзал, пассажир, желтый, русский, электричество, трамвай, здравствуйте, молоток, лестница.
8. Тетради передаем с задних парт, и подводим итог урока. О чем мы сегодня говорили. Какое место язык занимает в жизни человека? Закончить эту тему, я хочу словами из стихотворения узбекского автора Абдулла С.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
С. Абдулла (узбекский поэт)
Записываем домашнее задание. Читаете учебник теория стр 8-10 о языке и отвечаете на вопрос – почему необходимо хорошо владеть языком (устно), письменно упр.5.