Россия при Петре I
Тема 12.
«Предпосылки петровских преобразований»
1. Усиление западного влияния на Россию
Пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.
Иностранные специалисты
НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА
(немые)
200 дворов – 1500 чел.
Первый русский
военный корабль «Орел»
1669 г.
Симеон Полоцкий
- Белорус.
- Окончил Киево-Могилевскую академию в 1656 г.
- В 27 лет постригся в монахи.
- Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (прозвище).
- С 1664 г. обучал служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице.
- Первый придворный поэт.
- Обучал грамоте детей Алексея Михайловича по западному образцу.
- Выступал за объединение русских, белорусов и украинцев в единое Российское государство.
Реформы А.Л.Ордина-Нащокина
Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин
(1605-1680)
- С 17 лет на службе.
- Известный дипломат, подписавший необходимые для России мирные договора.
- Возглавлял Посольский приказ (внешнеполитическое ведомство).
- За расширение связей с Западом и Востоком.
- За сокращение дворянского ополчения, ввел рекрутскую повинность (постепенный переход к постоянной армии).
- Льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.)
- Почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
- 1671 г. – опала, постригся в монахи.
Преобразовательные планы В.В.Голицына
- Фактический правитель при регентстве царевны Софьи.
- При его поддержке было открыто в Москве Славяно-греко-латинское училище .
- Последовательный сторонник преобразований Ордина-Нащокина.
- За инициативу подданных и освобождение крестьян от помещиков. Считал, что это приведет к процветанию государства.
- За отмены дворянского ополчения, но за НАЕМНУЮ армию.
- После прихода к власти в 1689 году Петра I, отправлен в ссылку, планам не суждено было осуществиться.
Регентство – в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
Князь
Василий Васильевич Голицын
(1643-1714)
Юрий Крижанич
- Прибыл в Россию в 1659 г.
- Был переводчиком Посольского приказа (знал 10 языков).
- За введение западноевропейского образования , просвещение населения, но без слепого следования западному образцу.
- За создание единого славянского государства под властью московского царя, для этого - объединение православной и католической церкви под властью папы римского.
Хорватский дворянин
ИТОГ
Попробуйте сформулировать итог
- К концу XVII века пришло осознание преобразований в России с использованием лучших образцов европейского опыта.
- Сформирована общая программа реформ.
Домашнее задание
- Параграф 12.
- Выучить термин «регентство».
- Прочитать документы на странице 98-99 и ответить на вопросы.
Тема 13.
Петр I. Россия на рубеже веков.
Проверка домашнего задания
Пятиминутка
(ответьте на вопросы)
- В чем вы видите причины обращений российских правителей к европейскому опыту в XVII в.? Почему этого не произошло раньше?
- Что такое регентство.
- Перечислите политических деятелей XVII века и сформулируйте кратко их преобразования. Почему некоторым из них не было суждено осуществиться?
Алексей Михайлович Романов
(1645-1676)
Наталья Кирилловна Нарышкина
Мария Ильинична Милославская
Федор Алексеевич (1676-1682 )
Петр I (1682-1725)
Иван V
Софья
(1682-1696)
Никита Зотов – первый учитель Петра I
Двоецарствие. Царевна Софья.
Патриарх Иоаким провозгласил Петра I царем
Мятеж стрельцов в 1682. Хованщина
Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина.
Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.
Картина А. И. Корзухина, 1882
Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана V стрельцам, чтобы доказать, что он жив-здоров.
Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского
Преображе́нское — бывшее село к востоку от Москвы, на берегу реки Яузы, летняя усадьба и резиденция царя Алексея Михайловича
Алексей Кившенко, «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово.» 1882 год.
Учителя Петра I
Голландец Брант
обучал плавать под парусами
Голландец Тиммерман
учитель геометрии и навигации
Шотландец Гордон и швейцарец Лефорт – обучали военному делу
«Потешные» полки Петра I Семеновский и Преображенский
Азовские походы
За выход к Черному (Русскому) морю
С Крымским ханством и Турцией
2 поход апрель 1696
1 поход январь 1695
Командующий - А.С.Шеин
Цель взятие крепости Азов (осада 3 месяца)
1 русский военный флот (23 галеры; 2 крупный корабля; 4 брандеры; 1300 стругов)
Неудача
1,5 месяца осада Азова – 18 июля 1696 взятие
Причина поражения: отсутствие единого командования; слабая артиллерия; отсутствие флота
Впервые выход к морю
Начало строительство крепости Таганрог
Для закрепление необходимы союзники
Великое посольство 1697-1698 гг.
Ф.Я.Лефорт; Ф.А.Головин; П.Б.Возницын;
Петр Михайлов (сам Петр I)
Итоги:
- Создание Северного союза для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.
- Получены знания.
- Необходимость реформ.
Цели:
- Поиск союзников против Турции
- Знакомство с жизнью и порядками европейских стран
Стрелецкий бунт 1698 г.
6 июня стрельцы сместили своих начальников, избрали по 4 выборных в каждом полку и направились к Москве. Восставшие (2200 человек) намеревались возвести на престол царевну Софью или, в случае её отказа, В. В. Голицына, находившегося в ссылке.
Правительство направило против стрельцов Преображенский, Семёновский, Лефортовский и Бутырский полки (около 4000 человек) и дворянскую конницу под командованием А. С. Шеина, генерала П. Гордона и генерал-поручика князя И. М. Кольцова-Мосальского.
14 июня после смотра на реке Ходынка полки выступили из Москвы. 17 июня, опередив стрельцов, А. И. Репнин занял Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь. 18 июня в 40 верстах к западу от Москвы восставшие были разбиты.
«Утро стрелецкой казни». Картина В. И. Сурикова (1881)
Домашнее задание
- Параграф 13.
- Вопросы к тексту на странице 104-105.
- Выучить термины.