СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Россия при Петре I"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены две темы "Предпосылки петровских преоразований". "Петр I. Россия на рубеже веков".

Просмотр содержимого документа
«Тема "Россия при Петре I"»

Россия при Петре I Тема 12. «Предпосылки петровских преобразований»

Россия при Петре I

Тема 12.

«Предпосылки петровских преобразований»

1. Усиление западного влияния на Россию Пребывание поляков в России в 1605-1612 гг. Иностранные специалисты НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА (немые) 200 дворов – 1500 чел. Первый русский военный корабль «Орел» 1669 г.

1. Усиление западного влияния на Россию

Пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

Иностранные специалисты

НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА

(немые)

200 дворов – 1500 чел.

Первый русский

военный корабль «Орел»

1669 г.

Симеон Полоцкий - Белорус. - Окончил Киево-Могилевскую академию в 1656 г. - В 27 лет постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (прозвище). С 1664 г. обучал служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице. Первый придворный поэт. Обучал грамоте детей Алексея Михайловича по западному образцу. Выступал за объединение русских, белорусов и украинцев в единое Российское государство.

Симеон Полоцкий

- Белорус.

- Окончил Киево-Могилевскую академию в 1656 г.

- В 27 лет постригся в монахи.

  • Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (прозвище).
  • С 1664 г. обучал служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице.
  • Первый придворный поэт.
  • Обучал грамоте детей Алексея Михайловича по западному образцу.
  • Выступал за объединение русских, белорусов и украинцев в единое Российское государство.
Реформы А.Л.Ордина-Нащокина Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) С 17 лет на службе. Известный дипломат, подписавший необходимые для России мирные договора. Возглавлял Посольский приказ (внешнеполитическое ведомство). За расширение связей с Западом и Востоком. За сокращение дворянского ополчения, ввел рекрутскую повинность (постепенный переход к постоянной армии). Льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.) Почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой. 1671 г. – опала, постригся в монахи.

Реформы А.Л.Ордина-Нащокина

Афанасий Лаврентьевич

Ордин-Нащокин

(1605-1680)

  • С 17 лет на службе.
  • Известный дипломат, подписавший необходимые для России мирные договора.
  • Возглавлял Посольский приказ (внешнеполитическое ведомство).
  • За расширение связей с Западом и Востоком.
  • За сокращение дворянского ополчения, ввел рекрутскую повинность (постепенный переход к постоянной армии).
  • Льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.)
  • Почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
  • 1671 г. – опала, постригся в монахи.
Преобразовательные планы В.В.Голицына Фактический правитель при регентстве царевны Софьи. При его поддержке было открыто в Москве Славяно-греко-латинское училище . Последовательный сторонник преобразований Ордина-Нащокина. За инициативу подданных и освобождение крестьян от помещиков. Считал, что это приведет к процветанию государства. За отмены дворянского ополчения, но за НАЕМНУЮ армию. После прихода к власти в 1689 году Петра I, отправлен в ссылку, планам не суждено было осуществиться.  Регентство – в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха. Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714)

Преобразовательные планы В.В.Голицына

  • Фактический правитель при регентстве царевны Софьи.
  • При его поддержке было открыто в Москве Славяно-греко-латинское училище .
  • Последовательный сторонник преобразований Ордина-Нащокина.
  • За инициативу подданных и освобождение крестьян от помещиков. Считал, что это приведет к процветанию государства.
  • За отмены дворянского ополчения, но за НАЕМНУЮ армию.
  • После прихода к власти в 1689 году Петра I, отправлен в ссылку, планам не суждено было осуществиться.

Регентство – в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

Князь

Василий Васильевич Голицын

(1643-1714)

Юрий Крижанич Прибыл в Россию в 1659 г. Был переводчиком Посольского приказа (знал 10 языков). За введение западноевропейского образования , просвещение населения, но без слепого следования западному образцу. За создание единого славянского государства под властью московского царя, для этого - объединение православной и католической церкви под властью папы римского. Хорватский дворянин

Юрий Крижанич

  • Прибыл в Россию в 1659 г.
  • Был переводчиком Посольского приказа (знал 10 языков).
  • За введение западноевропейского образования , просвещение населения, но без слепого следования западному образцу.
  • За создание единого славянского государства под властью московского царя, для этого - объединение православной и католической церкви под властью папы римского.

Хорватский дворянин

ИТОГ Попробуйте сформулировать итог К концу XVII века пришло осознание преобразований в России с использованием лучших образцов европейского опыта. Сформирована общая программа реформ.

ИТОГ

Попробуйте сформулировать итог

  • К концу XVII века пришло осознание преобразований в России с использованием лучших образцов европейского опыта.
  • Сформирована общая программа реформ.
Домашнее задание Параграф 12. Выучить термин «регентство». Прочитать документы на странице 98-99 и ответить на вопросы.

Домашнее задание

  • Параграф 12.
  • Выучить термин «регентство».
  • Прочитать документы на странице 98-99 и ответить на вопросы.
Тема 13. Петр I. Россия на рубеже веков.

Тема 13.

Петр I. Россия на рубеже веков.

Проверка домашнего задания Пятиминутка  (ответьте на вопросы)  В чем вы видите причины обращений российских правителей к европейскому опыту в XVII в.? Почему этого не произошло раньше? Что такое регентство. Перечислите политических деятелей XVII века и сформулируйте кратко их преобразования. Почему некоторым из них не было суждено осуществиться?

Проверка домашнего задания

Пятиминутка

(ответьте на вопросы)

  • В чем вы видите причины обращений российских правителей к европейскому опыту в XVII в.? Почему этого не произошло раньше?
  • Что такое регентство.
  • Перечислите политических деятелей XVII века и сформулируйте кратко их преобразования. Почему некоторым из них не было суждено осуществиться?

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) Наталья Кирилловна Нарышкина Мария Ильинична Милославская Федор Алексеевич (1676-1682 ) Петр I (1682-1725) Иван V Софья (1682-1696)

Алексей Михайлович Романов

(1645-1676)

Наталья Кирилловна Нарышкина

Мария Ильинична Милославская

Федор Алексеевич (1676-1682 )

Петр I (1682-1725)

Иван V

Софья

(1682-1696)

Никита Зотов – первый учитель Петра I

Никита Зотов – первый учитель Петра I

Двоецарствие. Царевна Софья. Патриарх Иоаким провозгласил Петра I царем Мятеж стрельцов в 1682. Хованщина  Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882 Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана V стрельцам, чтобы доказать, что он жив-здоров. Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

Двоецарствие. Царевна Софья.

Патриарх Иоаким провозгласил Петра I царем

Мятеж стрельцов в 1682. Хованщина

Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина.

Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.

Картина А. И. Корзухина, 1882

Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана V стрельцам, чтобы доказать, что он жив-здоров.

Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

Преображе́нское  — бывшее село к востоку от Москвы, на берегу реки Яузы, летняя усадьба и резиденция царя Алексея Михайловича Алексей Кившенко, «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово.» 1882 год.

Преображе́нское — бывшее село к востоку от Москвы, на берегу реки Яузы, летняя усадьба и резиденция царя Алексея Михайловича

Алексей Кившенко, «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово.» 1882 год.

Учителя Петра I Голландец Брант обучал плавать под парусами Голландец Тиммерман учитель геометрии и навигации Шотландец Гордон и швейцарец Лефорт – обучали военному делу

Учителя Петра I

Голландец Брант

обучал плавать под парусами

Голландец Тиммерман

учитель геометрии и навигации

Шотландец Гордон и швейцарец Лефорт – обучали военному делу

«Потешные» полки Петра I  Семеновский и Преображенский

«Потешные» полки Петра I Семеновский и Преображенский

Азовские походы За выход к Черному (Русскому) морю С Крымским ханством и Турцией 2 поход апрель 1696 1 поход январь 1695  Командующий - А.С.Шеин Цель взятие крепости Азов (осада 3 месяца)   1 русский военный флот (23 галеры; 2 крупный корабля; 4 брандеры; 1300 стругов) Неудача    1,5 месяца осада Азова – 18 июля 1696 взятие Причина поражения: отсутствие единого командования; слабая артиллерия; отсутствие флота  Впервые выход к морю Начало строительство крепости Таганрог  Для закрепление необходимы союзники

Азовские походы

За выход к Черному (Русскому) морю

С Крымским ханством и Турцией

2 поход апрель 1696

1 поход январь 1695

Командующий - А.С.Шеин

Цель взятие крепости Азов (осада 3 месяца)

1 русский военный флот (23 галеры; 2 крупный корабля; 4 брандеры; 1300 стругов)

Неудача

1,5 месяца осада Азова – 18 июля 1696 взятие

Причина поражения: отсутствие единого командования; слабая артиллерия; отсутствие флота

Впервые выход к морю

Начало строительство крепости Таганрог

Для закрепление необходимы союзники

Великое посольство 1697-1698 гг. Ф.Я.Лефорт; Ф.А.Головин; П.Б.Возницын; Петр Михайлов (сам Петр I) Итоги: - Создание Северного союза для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю. Получены знания. Необходимость реформ. Цели: Поиск союзников против Турции Знакомство с жизнью и порядками европейских стран

Великое посольство 1697-1698 гг.

Ф.Я.Лефорт; Ф.А.Головин; П.Б.Возницын;

Петр Михайлов (сам Петр I)

Итоги:

- Создание Северного союза для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.

  • Получены знания.
  • Необходимость реформ.

Цели:

  • Поиск союзников против Турции
  • Знакомство с жизнью и порядками европейских стран
Стрелецкий бунт 1698 г. 6 июня стрельцы сместили своих начальников, избрали по 4 выборных в каждом полку и направились к Москве. Восставшие (2200 человек) намеревались возвести на престол царевну Софью или, в случае её отказа, В. В. Голицына, находившегося в ссылке.  Правительство направило против стрельцов Преображенский, Семёновский, Лефортовский и Бутырский полки (около 4000 человек) и дворянскую конницу под командованием А. С. Шеина, генерала П. Гордона и генерал-поручика князя И. М. Кольцова-Мосальского.  14 июня после смотра на реке Ходынка полки выступили из Москвы. 17 июня, опередив стрельцов, А. И. Репнин занял Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь. 18 июня в 40 верстах к западу от Москвы восставшие были разбиты. «Утро стрелецкой казни». Картина В. И. Сурикова (1881)

Стрелецкий бунт 1698 г.

6 июня стрельцы сместили своих начальников, избрали по 4 выборных в каждом полку и направились к Москве. Восставшие (2200 человек) намеревались возвести на престол царевну Софью или, в случае её отказа, В. В. Голицына, находившегося в ссылке.

Правительство направило против стрельцов Преображенский, Семёновский, Лефортовский и Бутырский полки (около 4000 человек) и дворянскую конницу под командованием А. С. Шеина, генерала П. Гордона и генерал-поручика князя И. М. Кольцова-Мосальского.

14 июня после смотра на реке Ходынка полки выступили из Москвы. 17 июня, опередив стрельцов, А. И. Репнин занял Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь. 18 июня в 40 верстах к западу от Москвы восставшие были разбиты.

«Утро стрелецкой казни». Картина В. И. Сурикова (1881)

Домашнее задание Параграф 13. Вопросы к тексту на странице 104-105. Выучить термины.

Домашнее задание

  • Параграф 13.
  • Вопросы к тексту на странице 104-105.
  • Выучить термины.