Тема: Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного (общеметодической направленности)
Цель урока: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме
«Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы».
Задачи:
Повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;
Совершенствовать навыки грамотного письма;
Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;
Развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;
Развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности.
Оборудование: компьютер с выходом в сеть Internet, проектор, интерактивная доска
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Создание эмоционального настроя на урок (чтение отрывка из романа Ильфа и Петрова «12 СТУЛЬЕВ»)
ГЛАВА XXII. ЛЮДОЕДКА ЭЛЛОЧКА
Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:
1. Хамите.
2. Xo-xol (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
3. Знаменито.
4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)
5. Мрак.
6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)
7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
8. Не учите меня жить.
9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка»,-- при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка»,-- как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
10. Кр-р-расота!
11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)
12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)
13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)
14. У вас вся спина белая. (Шутка.)
15. Подумаешь.
16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)
17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть. радость, презрение и удовлетворенность.)
Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.
…………………………………………………………………………………………………………………..
-- Мрачный муж пришел,-- отчетливо сказала Эллочка.
Все слова произносились ею отчетливо и выскакивали бойко, как горошины.
-- Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья.
-- Хо-хо!
-- Нет, в самом деле?
-- Кр-расота!
-- Да. Стулья хорошие.
-- Зна-ме-ни-тые!
-- Подарил кто-нибудь?
-- Ого!
-- Как! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил…
-- Эрнестуля! Хамишь!
-- Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!
-- Подумаешь!
-- Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!
-- Шутите!
-- Да, да. Вы живете не по средствам…
-- Не учите меня жить!
-- Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей…
-- Мрак!
-- Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею…
-- Жуть!
Эрнест Павлович замолчал.
-- Вот что,-сказал он, наконец,-так жить нельзя.
-- Хо-хо,-- сказала Эллочка, садясь на новый стул.
-- Нам надо разойтись.
-- Подумаешь!
-- Мы не сходимся характерами. Я…
-- Ты толстый и красивый парниша.
-- Сколько раз я просил не называть меня парнишеи!
-- Шутите!
-- И откуда у тебя этот идиотский жаргон!
-- Не учите меня жить!
-- О, черт! -- крикнул инженер.
-- Хамите, Эрнестуля.
-- Давай разойдемся мирно.
-- Ого!
-- Ты мне ничего не докажешь! Этот спор…
-- Я побью тебя, как ребенка.
-- Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынужден сделать. Я сейчас же иду за ломовиком.
-- Шутите!
-- Мебель мы делим поровну.
-- Жуть!
-- Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу…
-- Знаменито,-- сказала Эллочка презрительно.
-- А я перееду к Ивану Алексеевичу.
-- Ого!
-- Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня… Только мебели нет.
-- Кр-расота!
Эрнест Павлович через пять минут вернулся с дворником.
-- Ну, гардероб я не возьму, он тебе нужнее, а вот письменный стол, уж будь так добра… И один этот стул возьмите, дворник. Я возьму один из этих двух стульев. Я думаю, что имею на это право!
Эрнест Павлович связал свои вещи в большой узел, завернул сапоги в газету и повернулся к дверям.
-- У тебя вся спина белая,-- сказала Эллочка граммофонным голосом.
-- До свидания, Елена.
Он ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от обычных металлических словечек. Эллочка также почувствовала всю важность минуты. Она напряглась и стала искать подходящие для разлуки слова. Они быстро нашлись:
-- Поедешь в таксе? Кр-расота!
Инженер лавиной скатился по лестнице. Вечер Эллочка провела с Фимкой Собак. Они обсуждали необычайно важное событие, грозившее опрокинуть мировую экономику.
-- Кажется, будут носить длинное и широкое,-- говорила Фима, по-куриному окуная голову в плечи.
-- Мрак.
И Эллочка с уважением посмотрела на Фиму Собак. Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой: в ее словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Это было богатое слово: гомосексуализм. Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой.
3. Актуализация знаний. Целеполагание.
- Из какого произведения отрывок?
Отрывок из романа Ильфа и Петрова «12 СТУЛЬЕВ»
- С какой целью он прочитан?
- Назовите идею текста (данного отрывка). Сколько слов достаточно для общения?
В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.
А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов.
- А сколько всего слов русском языке?
Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов
- Какой раздел науки о языке изучает словарный состав языка?
Лексикология
- Какие лексические понятия вам знакомы?
– Сформулируйте на их основе тему урока.
Итак, сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
4. Практическая часть.
1) слово и его значения: однозначность и многозначность
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D.html
2) синонимы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4fa4f345-7d58-41bc-a2bc-5bb5b5a10679/index_listing.html
3) антонимы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a172f474-0653-4ecc-909c-5e23d867f466/index_listing.html
- антонимы (игра)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/411b8df2-4efa-4587-8ae1-c749ec27f1ab/%5BNS-RUS_4-10%5D_%5BIG_008%5D.swf
4) омонимы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4152ba45-2dca-48de-9a79-d849439e0cee/index_listing.html
Омоформы, омографы, омофоны (карточки – приложение 1)
5. Систематизация и обобщение
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8bbb6869-56b1-438f-910a-5803af16c295/93284/?interface=catalog&class=53&subject=8
6. Контроль
Тест общий (приложение 2)
7. Рефлексия.
Анализ обработанных результатов.
8. Домашнее задание.
Тестирование http://saharina.ru/tests/test.php?name=test213.xml
.