Тема : «Солнце красит землю, а человека труд»
Проводит : М.Н.Урусова
Тема: «Землю красит солнце, а человека труд».
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
План занятия:
Проблемная ситуация. «Два плуга».
Интерактивная беседа.
Мини-лекция «Что труд дает человеку».
Игра «Окончание пословицы».
Игра «Ринг профессий».
Игра «Угадай профессию».
Устные рассказы «Профессии наших родителей».
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход занятия.
Проблемная ситуация. «Два плуга».
Воспит. Тема нашего классного часа «Землю красит солнце, а человека труд». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется «Два плуга».
Воспитатель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, быший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь ? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомого.
- От туда, мой милый, - отвечает тот. – А если ты ржавел на боку. Ничего не делая.
Интерактивная беседа.
Воспит. Думаю. Все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (потому, что трудился).
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (потемнел и покрылся ржавчиной).
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский. Говоря о плугах? (труженика и лентяя).
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- Только в труде человек может раскрыться.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
Мини-лекция «Что труд дает человеку».
Воспит. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это почтенное отношение к труду. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Труд – это источник радости и удовольствия. В труде человек мужает как физически. Так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Игра «Окончание пословицы».
Воспитат. В русском народе детей с самого детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
- Деревья смотри в плодах, ……(а людей в делах).
- Терпенье и труд…..(все перетрут)
- Под лежачий камень…(и вода не течет)
- Маленькое дело …..(лучше большого безделья)
- Горька работа….(да сладок хлеб)
- Не спеши языком…(спеши делом)
- Любишь кататься…(люби и саночки возить)
- Делу время….(потехе час)
- Ищи невесту не в хороводе….(а в огороде)
Игра «Ринг профессий».
Воспит. Незаметно пролетят годы, и вы будите выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Сейчас поиграем в игру «Ринг профессий».
Игра «Угадай профессию».
Воспит. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.
- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа.
Устные рассказы «Профессии наших родителей».
Воспит. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой – то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия?
Заключительное слово.
Воспит. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд.
Подведение итогов (рефлексия).
Воспит. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей:
- Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.
- Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.
- Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.