7
Новосибирская область, Татарский район, МБОУ Первомихайловская СОШ
Биология, 7 класс
Раздел. Грибы- разрушители
органического вещества.
Тема: «Царство Грибы»
Дидактический материал
для организации коллективных учебных занятий
Автор:
Кривенко Валентина Николаевна,
г.Татарск, Новосибирская область
д.Первомихайловка, 2018 г.
Тема: « Царство Грибы».
Цель: Усвоить основные понятия темы, познакомиться со строением, функциями и значением грибов.
Стандарт блока
Обязательный уровень | Базовый уровень | Компетентности |
Решение проблем | Информационная | Коммуникативные |
Знать: - особенности грибов; - особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов; - роль конкретных групп организмов в природе и жизни человека; Уметь: - определять черты приспособляемости живых организмов к среде обитания; - распознавать наиболее опасные для человека виды грибов в месте проживания | Знать: -виды грибов; -особенности строения и образ жизни живых организмов, объедин1нных в различные царства; -роль живых организмов в природе и жизни человека. Уметь различать: -грибы по внешнему строению; -наиболее опасные для человека виды грибов, распростаран1нных в местности, где находится наша школа; - виды съедобных и ядовитых грибов; - черты приспособленности живых организмов К среде обитания; Уметь объяснить: - результаты проведённого биологического наблюдения. Уметь сравнивать: -виды грибов; -признаки основных царств живой природы; - применять свои знания о грибах для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактики отравления. | Целепологание и планирование деятельности: определяет и выстраивает в логической и временной последовательности по решению задач; Применение технологий: выбираем техноло-гию деятельности ( способы решения задач) из известных или выделяет алгоритм для решения конкретной Задачи и составляем план деятельности. Оценка деятельности; Оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определ1нным в соответствии с целью деятельности критериям. | Планирование информирован-ности; Планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности ( в ходе которой необходимо использовать искомую информацию) самостоятельно и аргумент-ированно прине- маем решение о завершении информационного поиска. - указывает вопросы, ответы На которые необходимо получить для решения поставленных задач из разных по типу источников. - обосновывать полученную информацию из того или иного источника исходя из цели деятельности критерий. | Продуктивная групповая коммуникация; Учащиеся самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. |
Тематический план.
Особенности строения царства грибов.
Особенности жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных грибов.
Значение грибов в природе и жизни человека.
К/р
Маршрут изучения материала.
Самостоятельное изучение материала.
Работа по методике ВИЗ
Работа по методике тренажа.
Самостоятельная работа (самопроверка)
Контрольная работа (тест).
Изучение темы.
№ п/п | Новые понятия | Ключевые слова | Название абзаца | Модель, Схема, план |
1. | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
Карточки
Задания.
1.Допиши определение.
Грибы- особая группа……………
2.Выбери из вариантов ответа правильное определение.
Микология – это наука изучающая….
А) растения;
В) животных;
С) грибы.
3. Выбери из предложенного текста признаки растений, свойственные грибам и запиши в таблицу А и признаки животных в столбик В.
1) не имеют хлоропластов;
2) не подвижны;
3) питаются готовыми органическими веществами;
4) клетка покрыта толстой оболочкой;
5) оболочка клеток белково-хитиновая;
6) питаются не глотая пищу, а всовывают всей поверхностью тела;
7) запас питательных веществ у грибов гликоген.
8) Растут всё время, пока жизнеспособны.
Признаки грибов
Признаки растений (А) | Признаки животных (В) |
| |
| |
| |
| |
Ответ (А)-2; 4; 6; 8. (В)- 1; 3; 5; 7.
4.Найди соответствие между грибами и значением грибов в природе и жизни человека.
1) трутовик, спорынья, головня; А) приносят пользу;
2) дрожжи; В) паразиты;
3) пеницилл; С) ядовитые;
4) белая поганка, мухомор, ложные опята; Д) съедобные.
5) маслята, опята, лисички;
6) трутовик.
Ответ 1-В; 2-А; 3-А; 4-С; 5-Д; 6-В.
5. Найдите соответствие между грибами и их (+) и (-) значением. Поставьте стрелочки.
1) пеницилл А) разрушает древесину;
2) дрожжи В) используют для получения теста;
3) спорынья; С) наносит ущерб урожаю;
4) головня; Д) применяют в пищу люди;
5) белый гриб, шампиньоны Е) портит продукты;
6) мукор; Ж) в медицине.
7) мухомор.
6. Сравни грибы паразиты и грибы сапрофиты.
- Какие из них не наносят вред живому организму?
Гриба паразиты – питаются готовым органическим веществом живого организма.
Грибы сапрофита - питаются готовым органическим веществом отмершего организма.
7. Подчеркните в тексте те грибы, которые встречаются в нашей местности.
- Белый гриб степной, рыжики, грузди, подосиновик, маслята, шампиньоны, опята, ложные опята, белая поганка, мухомор.
8. Сравни строение грибов и бактерий в клетках;
А) есть оформленное ядро;
В) есть цитоплазма;
С) есть пластиды;
Д) нет клеточной оболочки.
9. Заполни таблицу. Впиши в таблицу правильные ответы из текста.
1)Трутовик,
2) белый гриб,
3) маслёнок,
4) подосиновик;
5) шампиньон;
6) опята;
7) рыжик;
8)волнушка;
9) сыроежка
Шляпочные грибы |
Пластинчатые | Трубчатые |
| |
| |
| |
| |
Ответ: пластинчатые( шампиньон; опята; рыжик; волнушка; сыроежка
10. Почему грибы растут возле деревьев? ( о симбиозе).Запишите своё мнение.
11. Какие вы применяете одноклеточные грибы в быту?
12. Сравнивая способы размножения бактерий и грибов какие из представителей этих царств имеет преимущество в эволюционном развитии?
-Бактерии – размножаются….
-Грибы размножаются….
13. Запиши какими способами можно сохранить продукты питания для того, чтобы не не поселились плесневые грибы?
14. Каким способом можно сохранить съедобные грибы?
Проверочная работа №1.
Заполни таблицу.
№ п/п | Виды и представители грибов | Среда обитания | Строение | Питание | Размножение | Роль грибов в природе, для человека | Роль грибов в эволюции |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
Тест
Проверочная к/работа
Представители царства Грибов обладают признаками характерными для …
А) животных;
В) растений;
С) животных и для растений;
Д) бактерий.
2. К одноклеточным грибам относятся…
А) пеницилл;
В) мукор;
С) лисичка;
Д) дрожжи.
3. К плесневым грибам относятся….
А) мукор;
В) головня;
С) дрожжи;
Д) лисичка.
4. К шляпочным грибам относятся…
А) дрожжи;
В) сыроежки;
С) головня;
Д) спорынья.
5) Трубчатый гриб…
А) сыроежка;
В) подберёзовик;
С) лисичка;
Д) мухомор.
6. Пластинчатые грибы…
А) белый;
В) подосиновик;
С) маслёнок;
Д) рыжик.
7. К ядовитым грибам относятся…
А) подберёзовик, подосиновик;
В) опёнок, шампиньон;
С) рыжик, лисичка;
Д) белая поганка, ложный опёнок.
8. Грибы паразиты…
А) головня, спорынья, трутовик;
В) мукор, пеницилл, аспергилл;
С) дрожжи;
Д) мухомор, навозник, ложные лисички.
9. Грибы питаются…
А) кислородом;
В) углекислым газом;
С) готовыми органическими веществами;
Д) минеральными солями.
10. Способами размножения грибов..
А) половым;
В) бесполым;
С) половым, бесполым, вегетативным;
Д) вегетативным.
11.Для получения лекарств разводят гриб…
А) головня, спорынья;
В) дрожжи;
С) трутовик;
Д) пеницилл.
12. Древесину разрушает гриб…
А) головня, спорынья;
В) дрожжи;
С) трутовик;
Д) пеницилл.
13. Большой ущерб урожаю зерновых культур наносят грибы…
А) головня, спорынья;
В) дрожжи;
С) трутовик;
Д) пеницилл.
14. Для получения теста используют…
А) головня, спорынья;
В) дрожжи;
С) трутовик;
Д) пеницилл.
15.В симбиозе гриб снабжает дерево….
А) кислородом;
В) водой и минеральными веществами;
С) органическими веществами;
Д) крахмалом.
1-С; 2-Д; 3-В; 4-В; 5-Д; 6-Д; 7-Д; 8-А; 9-С; 10-С; 11-Д; 12-С; 13-А;14-В; 15-В.
Табло учёта
№п/п | ФИО | Т | З | к/р | Т | З | к/р | Т | З | к/р | Т | З | к/р | Т |
1. | | | | | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |