СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи  обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Тип урока. урок открытия нового знания

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике».»

Урок №

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике».

Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Планируемые результаты:
предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Тип урока. урок открытия нового знания

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

- Организует работу с эпиграфом (слайд 1):

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев.

- Прочитайте слова Ф.Тютчева. О чем они?

- Согласны ли вы с таким пониманием природы?

Слушают учителя.

Формулируют цели обучения.

Целеполагание

Организует беседу по постановке целей урока

- Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите цели нашей работы.

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

Актуализация знаний

Помогает в формулирование целей обучения.

1)Организует беседу:

- Что такое пейзаж?

- Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства?

- Что важно передать в пейзажных зарисовках?

Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.






Освоение нового

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1. Слово учителя (сопровождается слайдовой презентацией; слайды 2-6)

Вторая половина XIX в. ознаменована в поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил поэтического пера и И. С. Тургенев. И все же поэзия переживала кризис.

Время требовало от поэтов живого участия в поисках новых содержательных и формальных возможностей слова для выражения сложных переживаний личности. И вскоре поэзия, причем не без влияния прозы, вновь обрела себя. Поэтические жанры наполнились актуальным общественным содержанием. Немалую лепту в развитие поэзии внесли сатирики и юмористы, подвергнув едкой критике устаревшие мотивы, лишенную выразительности образность. А. К. Толстой и братья Жемчужниковы высмеяли туманность и книжную условность многих поэтов. Они создали портрет Козьмы Пруткова, поэта чиновника, покушавшегося на литературное творчество.

Постепенно выходя из кризиса, русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью ее развития в 50-е и последующие годы стало углубление реализма, обращение к народной жизни.

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

На уроке мы обратимся к стихам Алексея Константиновича Толстого. А также обратимся к полотнам известных художников- пейзажистов.

- Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно поклонилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре –улетела.

2. Исследовательская работа в группах

1 группа –Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение).

2 группа – Выразительно прочитайте стихотворение(я).

3 группа – 3. Проанализируйте стихотворение:

- охарактеризуйте пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов;

- определите настроение, передаваемое в стихотворении;

- определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении.





Слушают, делают записи основных тезисов по форме:

Поэты

Особенности лирики

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П. Полонский, Н.А. Некрасов, А.К.Толстой

Пластика, живописность, общественное содержание, новые поиски формы, влияние прозы, углубление реализма; сатирические ноты.













Выполняют физкультминутку.







Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, анализируют по предложенному плану стихотворения.

Этап самостоятельной работы

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

- Представление работы в группах.

1. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»

    1. Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»

3. Беседа:

-Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

Словарная работа: Омут- водоворот на реке, образуемый встречным течением.

-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным, плавным , ласковым ритмом.)

А. К. Толстой (1817–1875 гг.).

Пейзажная лирика поэта окрашена или мотивом удали и широты («Колокольчики мои»), или радостью, восторгом («Громче жаворонка пенье…»). Лирического героя А. К. Толстого можно назвать «очарованным странником».

Позже в лирике поэта начинают преобладать элегические тона.

Основной прием А. К. Толстого – параллелизм природных и душевных явлений. Он убежден, что мир души человека и мир природы отражаются друг в друге, потому что все сливается в общий закон жизни и любви.

Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…».

Словарная работа:

Омут – водоворот на реке, глубокая яма на дне реки или озера (омут опасен, так как в нем можно утонуть).

Лоза – длинный гибкий стебель ивы.

Отлогий берег – не крутой, спускающийся под небольшим уклоном.

Анализ стихотворения.

Это стихотворение-сценка. Лирический герой наблюдает за полетом стрекоз на берегу реки. Он слышит песню-призыв этих стрекоз. Песня убаюкивает героя, он уже не видит опасности; эта плавная мелодия – обман.

Художественные приемы, создающие ощущение колыбельной песни: повторы, обращения, ассонанс, анафора, ритм.

В  стихотворении  поэт  рисует  образ  русской  природы.  Тональность стихотворения определяется национальным характером и национальной судьбой.




Защищают проделанную работу.

Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин.)

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание):

- Р.р. Творческая работа «Удивительный мир природы глазами поэтов» (5-10 предложений).

- Сопоставление стихотворений о природе с иллюстрациями (репродукциями картин) в учебнике.







Выполняют задания по выбору.

Этап рефлексии (3 мин.)







Домашнее задание

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

Предлагает задание «Неоконченное предложение»

- Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя ….




Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке