СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока : Глагол как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема «Глагол как часть речи».

 

Цели: -изучить глагол, как часть речи;

        -   развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу;

         - формирование навыков коллективной работы;

         - расширение знаний о глаголе.

Задачи: совершенствовать навык работы с учебником;  способствовать развитию и обогащению речи.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока : Глагол как часть речи»

Тема «Глагол как часть речи».



Цели: -изучить глагол, как часть речи;

- развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу;

        - формирование навыков коллективной работы;

         - расширение знаний о глаголе.

Задачи: совершенствовать навык работы с учебником;  способствовать развитию и обогащению речи.

 Ход урока.


Просто почаще используйте в своей жизни глагол «беречь».

Берегите тех, кто рядом: своих близких,

друзей и знакомых, иначе может быть поздно.


1.Орг. момент. Приветствие.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

-Дети, вам тепло? (Да!)

В нашем классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

 А хотите   вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!


2.  Актуализация знаний. Повторение.

-Посмотрите на доску.

Св…ркать, зап…дный, шел…ст, п…бедить, с…лдат, п…рог,  …птека, пр…красный, …бычный, б…седа , м…линовый.

-Какие задания можно предложить к этой группе слов?

1 вариант  -Запишите имена существительные.

2 вариант –Запишите имена прилагательные.

-Проверим по цепочке, вставляя букву.

-Как определили имена сущ.? Прил.?

-Какие слова не вошли в группы?

-Почему? Докажите.

-Чем они отличаются от других частей речи?


3. Определение темы

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.

- Что вы уже знаете о глаголе?

- Значение слова глагол несколько шире известного вам. На основании 3 цитат предположите, что такое глагол.

1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.

2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро »

3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»

- Итак, глагол –  это слово…,    ( сравнить своё высказывание со сведениями из истории возникновения слова + учебник)

 

-Перед вами кластер «глагол».

-  Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

                                                               вид                                              

                                                                                                                        время        

              вопрос   ---- что обозначает.   ------ глагол------------наклон------  род  

                                                                                        

                                                       

                                                  в предложении является

   Возьмите зелёный карандаш и закрасьте всё, что знаете о глаголе.

Покажите. Возникло желание узнать о глаголе больше?

-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.

-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?

На какие вопросы отвечают?

Что обозначают?

Чем являются в предложении?

Какую роль играют  в речи?


4. Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол.

Что?  Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?

Задание:  Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.

   Мальчик хлопает(показывает)

                 топает(показывает)

                 поднимает руку(показывает)

        кивает головой(показывает)

        мечтает

        злится

Значит глаголы обозначают не только действие предмета, но и что? ( его состояние.)

Работа по учебнику:

- Вспомните и назовите, что обозначает глагол?   (действие предмета)

- Все ли эти слова называют действия?  (нет, называют состояние)

- К какой же части речи их можно отнести? (глагол)

-Почему? (вопрос)

Вывод:

Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др.

+ ПРАВИЛО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ФИЗПАУЗА

5.  Работа в парах. Учебник: запиши предложения, используя нужные по смыслу глаголы.

* Придумай предложения, в которых глаголы движения будут обозначать разное направление.

_ Разобрать по членам предложения.

6.  Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте.(снег)

Что интересного заметили? (два одинаковых слова)

Но чем- то они отличаются?

Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.

Вывод:

Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др. В предложении глагол обычно является сказуемым.

+ ПРАВИЛО

7.   Глагол-самая огнедышащая, самая живая часть речи…..

-Почему ?

Работа в группах. Образуйте группы.

На парте лежит листок с текстом.

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег   на ветках деревьев. Смолистые шишки  вершины елей. На сугробах   узоры заячьих и лисьих следов. Вот   через дорогу белка.  

 

- Прочитайте ,внимательно, текст.

- Что удивило?

- Полностью понятен смысл текста?

- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?

«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.

(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )

Оригинал (презентация)

- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

8. Итог( Рефлексия)

- Какие знания подтвердили?

- Что нового узнали о слове глагол?

- Как расширилось ваше представление о глаголе, как части речи?

-О чём задумались?

В начале урока вы сформулировали вопросы.

Кто может ответить на все вопросы? (оценить ответ ученика)

У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.


  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен


полезен/бесполезен


интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным


интересным/ неинтересным



Домашнее задание: упр.

Итоги урока:____________________________________________________________________