СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Морфологический разбор местоимения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1.Обобщить знания о местоимении, закрепить навыки правописания  местоимений, умения находить в тексте местоимения.            

 2. Развивать и обогащать речь учащихся .

 3. Воспитывать уважение и любви к женщине и матери, вспомнить и чтить светлую память погибших в Великой Отечественной войне.              

Планируемые результаты: предметные: знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи;

понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений

уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, уметь находить относительные местоимения в сложноподчинённом предложении, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

метапредметные: владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений,  приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, схемы.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Морфологический разбор местоимения».»

Урок №

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Морфологический разбор местоимения».

Цели урока: 1.Обобщить знания о местоимении, закрепить навыки правописания  местоимений, умения находить в тексте местоимения.            

2. Развивать и обогащать речь учащихся .

3. Воспитывать уважение и любви к женщине и матери, вспомнить и чтить светлую память погибших в Великой Отечественной войне.              

Планируемые результаты:
предметные: знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи;

понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений

уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, уметь находить относительные местоимения в сложноподчинённом предложении, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

метапредметные: владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений,  приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, схемы.

Ход урока

  1. Оргмомент.

- Я рада приветствовать сегодня на уроке вас, ребята. Сегодня у нас ответственный урок. Подарите себе и мне ваши улыбки.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Итак, начнем наш урок. Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие и я возьму на себя роль сопровождающего. Вы удобно устроились на своём рабочем месте? Поехали! Путь наш будет долгим. Но как говорили вьетнамские мудрецы: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься». Эти слова мы и возьмём в качестве девиза нашей работы.

III. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

 Уже много уроков подряд мы с вами знакомимся с одной из самостоятельных частей речи. О какой части речи мы сегодня будем говорить? ( Местоимение).

 Что такое местоимение? (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их).

 Что еще мы с вами знаем о местоимениях?( Разряды, постоянные и непостоянные признаки).

 Какие разряды местоимений мы знаем? В своем ответе называйте разряд и приводите примеры.( Перечисляют разряды и примеры).

Словарный  диктант.

Что-то грустное, встретиться с кем-либо, какая-то странная улыбка, о чем-то рассказывал, делать что-нибудь, никого не знал, на несколько минут , никого из друзей, кое-кто из солдат.

( один ученик работает у доски. Проверяется правописание неопределенных и отрицательных местоимений.)

Числовой диктант

Чтобы проверить себя, насколько хорошо мы запомнили разряды местоимений, немного поиграем. Правила числового диктанта: я называю местоимение, вы определяете его разряд и записываете число-код. Но наша задача усложняется. Мы должны разгадать не просто число, а зашифрованный код, и понять, что значит полученное число.

1 – личные 2 – возвратные 3 – относительные 4 – вопросительные 5 – неопределенные 6 – отрицательные 7 – притяжательные 8 – указательные 9 – определительные.

Итак, начинаем:

Самый (9), кое-кто (5), ты (1), весь (9), Кто готов? (4), некто (5).

 Какой код у вас получился?

 Проверим, правильно ли мы с вами составили код (презентация) (Самопроверка)

Записывают код 951945 4

 Поднимите руки те, у кого оказался правильный код? Молодцы.

 А теперь ответьте, что, по-вашему, обозначает этот код?

 Совершенно верно. Это памятная каждому дата – 9 мая 1945 года – День Великой Победы. Задание: Составьте и запишите предложение со словосочетанием День Победы, использовав 2 любых местоимения.  Какие предложения у вас получились? (3 – 4 ученика).

(Составляют и записывают предложения. Зачитывают свои предложения, называя местоимения, определяя их разряд).

IV. Постановка цели и учебной задачи.

Эвристическая беседа

Итак, мы вспомнили с вами, что такое местоимение, его разряды, поиграли и даже немного «потворили».

 Но что же нового должны мы сегодня узнать? Как вы думаете? (Морфологический разбор местоимения)

 Что такое морфологический разбор? (Определение признаков части речи у слова).

 Таким образом, какова же тема нашего урока? (Морфологический разбор местоимения).

 И какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Научиться выполнять морфологический разбор местоимения).

Физкультминутка

Мы с вами активно работали, пришло время немного отдохнуть и поиграть. Наша игра – лингвистическая, на время и сообразительность. Вы разделены на 6 вариантов. На первой парте каждого варианта я кладу листок бумаги надписью вниз. На листке – одно местоимение. По моей команде первый участник команды переворачивает лист, читает про себя местоимение, определяет его разряд и записывает пример своего местоимения того же разряда. После этого участник через голову передает лист на вторую парту следующему участнику. И так – до последнего участника, который записав свой пример встает. Когда задание выполняют все команды, последние участники зачитывают примеры своей команды и называют разряд местоимения. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и правильнее.

1. Я.

2. Сам.

3. Мой.

4. Тот.

5. Кто.

6. Никто.

V. Открытие новых знаний.

 Мы уже знаем с вами, как выполнять разбор именных частей речи: существительных, прилагательных и числительных. Поэтому сегодня мы попробуем сами составить план морфологического разбора местоимения.

 Итак, с чего начинается любой морфологический разбор.( С определения части речи, постановки вопроса, определения значения).

 Местоимение – изменяемая часть речи? Тогда что еще должен включать первый пункт плана? (Начальную форму)

 Что будет начальной формой для местоимения? (Именительный падеж единственного числа)

 Каким будет второй пункт нашего плана? (Постоянные и непостоянные признаки местоимения)

 Назовите постоянные признаки местоимения? (Разряд, лицо).

 Какие непостоянные признаки местоимения мы знаем? (Падеж, число, род).

 И наконец, что будет у нас третьим пунктом плана? (Синтаксическая роль местоимения).

 Какую синтаксическую функцию могут выполнять местоимения? (Любую).

 Итак, посмотрите, что у нас получилось (презентация). Прочитайте наш план.

Работа с учебником. (теоретический материал).

А теперь проверить, как мы справились с составлением плана. Откройте учебник на странице 189. Сравните план, данный в учебнике, с тем, что составили мы. Есть ли различия?

 Посмотрите на образец письменного разбора. Что мы с вами в него добавим?

 Мы молодцы. А теперь применим этот план на практике.

VI. Закрепление знаний и умений.

Задание 1:

Выполним письменный морфологический разбор местоимения. На доске записано предложение. Мы все должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за Великую Победу.

Запишите его себя в тетрадь

Назовите местоимения в этом предложении.

Выполните морфологический разбор местоимения письменно в тетради.

Проверим, что получилось. (1 ученик зачитывает свой разбор)

VII. Самостоятельная работа.

Задание 2:

А теперь проверим себя.

Праз(_)ник П(_)беды стал св(_)ще(н,нн)ым (для)кажд(___) (из)нас.

 Запишите его себя в тетрадь, Вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

 Объясните орфограммы, встретившиеся в этом предложении (1 ученик).

 Назовите местоимения в этом предложении.

 Выполните морфологический разбор этих местоимений письменно в тетради: 1 вариант – Каждый, 2 вариант – Нас.

 Обменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работу одноклассника, опираясь на эталон на доске (презентация). (Взаимопроверка)

Оцените работу:

- Без ошибок – «5» - 1 – 2 ошибки – «4» - 3 – 4 ошибки – «3» - больше 4 ошибок – повтори тему.

( Выполняют задание.

 1 ученик отвечает, остальные проверяют и дополняют.

 Каждый, нас

 Выполнение морфологического разбора по вариантам.

 Проверяют работы, выставляют оценки)

 Подведение итогов работы.

Эталон:

1 вариант

(Для) каждого – мест., т. к. указ. на предмет: (для кого?) для каждого.

1. Н.ф. – каждый.

2. Пост. п.: опред.. Непост. п.: в Р.п., ед.ч., м.р..

3. Стал священным (для кого?) для каждого

2 вариант (Из) нас – мест., т. к. указ. на предмет: (из кого?) из нас.

1. Н.ф. – мы.

2. Пост.п.: личн., 1 л.. Непост.п.: мн.ч., в Р.п.

3. Для каждого (из кого?) из нас.

VIII. Дополнительное задание.

А теперь нам предстоит самое сложное задание: поиск ошибок. Перед вами 10 характеристик местоимений. Среди них есть неправильные. Найдите их, запишите исправленный материал и докажите свой выбор.

1. Ты – личн., 1 л., ед.ч,, в И.п..

2. Сама – опред., в И.п., ед.ч., ж.р..

3. Никто – отриц., в И.п..

4. Себя – возвр., в И.п.

5. Её – притяж., в И.п., ед.ч., ж.р..

6. Некоторого – неопред., в Р.п., ед.ч., м.р..

7. (обо) мне – личн., 1 л., ед.ч., в П.п..

8. Тому – опред., в Д.п., ед.ч., м.р..

9. Кто – вопрос., в И.п..

10. Нашим – личн., в Т.п., ед.ч

IX. Итоги урока. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы перед собой ставили. Удалось нам их достичь? Подведем итоги нашей совместной работы.

Прочитайте предложения и продолжите их на свой выбор.

1. На уроке я работал (а)… пассивно / активно

2. Материал урок мне был ….. понятен / непонятен

3. Чему я научился (ась)

X. Домашнее задание.

1 уровень: Составить задание, подобное тому, которое мы выполняли в конце урока «Найди ошибку».

2 уровень: задание на карточках.

В заключении я хочу вам зачитать небольшое стихотворение:

На заре вы спешите в школы ,

                           Синим вечером – на катки.

                           Для занятий, для игр веселых

                          Дни вам  кажутся коротки.

                          Жарким летом над речкой горной

                          Или в роще, где тишь и тень,

                          По утрам запевают горны,

                          Славя новый счастливый день.

                          Вам живется легко и просто

                          Оттого , что своим трудом

Ваши матери, ваши сестры

                          Защищают ваш мирный дом.

                          Оттого , что с отцами рядом

                          Неизменно они в строю.

                          Оттого, что все силы рады

                          За отчизну отдать свою.

                          Мир для вас защищать готова

                          Смелым сердцем любая мать.

                          Вы за это ей дайте слово –

                          Вот такими же в жизни стать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя