СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор местоимения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Морфологический разбор местоимения

Диагностическая цель урока: Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме «Личные местоимения», умение выполнять морфологический разбор местоимения.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор местоимения»

Технологическая карта урока

Дата 23.03.2023 Класс 3 «Л» Предмет: русский язык Учитель: Баронина А.А.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Морфологический разбор местоимения

Диагностическая цель урока: Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме «Личные местоимения», умение выполнять морфологический разбор местоимения.

Задачи урока:

  1. Повторить материал по теме «Личные местоимения»;

  2. Познакомить учащихся с морфологическим разбором местоимения;

  3. Научить выполнять морфологический разбор местоимения;

  4. Развивать устную речь и логическое мышление;

  5. Закреплять навыки самостоятельной работы;

  6. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;








Ход урока

1 этап.Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты


- Мотивация учащихся на начало урока, проверка готовности к уроку, приветствие учащихся, позитивный настрой.


Задание 1.

    1. Чистописание

Записать предложение каллиграфически правильно с начала строки с большой буквы, вставив пропущенные буквы и окончания.

«Был я со..нышком луч..стым. Стал я обл..чком пуш..стым.»

- Найдите местоимения. Укажите число и лицо.



    1. Ответить на вопросы

- Что вы изучали на прошлом уроке?


- Что такое местоимение?


- Что вы знаете о местоимениях 3-го лица единственного числа? На что они указывают?

- Назовите местоимения 1-го лица.

- Назовите местоимения 2 -го лица.

- Назовите местоимения 3-го лица.

- Умеем мы выполнить морфологический разбор этих местоимений?

- Какая тема нашего урока?

1.3. Составить план действий на уроке.

Разделиться на группы и продумать план.

План

1. Повторим личные местоимения и то, как они изменяются.

2. Ознакомимся со схемой морфологического разбора местоимения.

3. Научимся выполнять морфологический разбор местоимения.

Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку.




Записывают предложение каллиграфически правильно







Находят местоимения, указывают число и лицо.



Фронтальная работа.

Предполагаемые ответы обучающихся:

-Род местоимений 3- го лица единственного числа.

-Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

-Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам. Во множественном числе местоимения не изменяются.

-Я, мы

-Ты, вы

-Он, она, оно, они.

- Нет


-Морфологический разбор местоимения


Групповая работа


Составляют план

Личностные достижения:

У обучающегося будут сформированы:

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками;

- умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах;

Метапредметные: Формируемые УУД

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- выделять из темы урока известные знания и умения;

- контролировать, планировать- определять тему и задачи урока.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации (воспроизведение из памяти).

Предметные:

Обучающиеся научатся:

- Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи.

- Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).


2 этап.Организация познавательной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты


Задание 1.

1.1. Списать предложения. Найти местоимения, определить лицо, число и род (если это местоимения ед.ч. 3 лица).

4 первых предложения выполняют мальчики, остальные 4 предложения девочки:

Мы читаем книгу.

Я играю с братом

Ты пойдёшь в кино?

Он живёт в деревне.

Они улетят на юг

Оно ярко светит.

Куда вы идете?

Кого мы ждем?


1.2. Знакомство со схемой морфологического разбора местоимения

1. Часть речи.

2. Лицо.

3. Число.

4. Род (только в 3 лице ед.ч.).

5. Синтаксическая роль в предложении.

    1. Работа с предложением

На доске написано предложение «Он не умеет водить машину.»

Разбор местоимения по схеме.

Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадь.




Задание 2.

Внимательно слушать учителя и выполнять движения в соответствии с планом действий.

Учитель называет части речи.

Когда глагол( на какой вопрос отвечает глагол?- что делать? что сделать?) учащиеся поднимают правую руку вверх

- Когда сущ.( вопрос- кто?) учащиеся сгибают левое колено

- Когда местоимение – отпускают руку

- Когда прилагательное( вопрос –какой? чей?) – отпускаете ногу

Слова:

1. сидеть, мяч, он, красивый

2. брат, я, делаю, тепло

3. Они, собака, вяжет, красиво

4. гулять, компьютер, оно, заряжен



Задание 3.

Работа с учебником стр. 97 упр.166.

3.1. Прочитать задание и текст

3.2. Ответить на вопросы учителя, записывая ответы в тетрадь

- О чем этот текст?

- Какое местоимение употреблено в 1 предложении?

- Запишите местоимение

- К какой части речи относиться слово «мы»?

- На какой вопрос отвечает?

- Начальная форма.

- Местоимение «мы»- это и есть начальная форма. Запишем. (Учитель записывает на доске)

- Какое число у местоимения «мы»?

- Множественное число имеет род?

- Какое лицо?

- Как определить члены предложения?

- Кто?

- Мы что сделали ?

- Какова роль местоимения в предложении?

3.2. Продолжить работу с упражнением, совместно разбирая местоимения предложений.





Фронтальная работа.

Предполагаемые ответы обучающихся:







-(1-е лицо, мн.ч. подлежащ.)

- (1-е лицо, ед.ч. подлежащ.)

-(2-е лицо, ед.ч. подлежащ.)

- (3-е лицо, ед.ч.м.р.подлежащ.)

-.(3-е лицо, мн.ч. подлежащ.)

-.(3-е лицо, ед.ч. ср.р. подлежащ.)

-(2-е лицо, мн.ч. подлежащ.)

- (1-е лицо, мн.ч. подлежащ.)


Знакомятся с порядком выполнения морфологического разбора.






Фронтальная работа.

Предполагаемые ответы обучающихся:

-Он – местоимение

-3 лицо

-Ед.ч.

-М.р.

-Подлежащее





Фронтальная работа.

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Слушают внимательно учителя и выполняют движения:

поднимают правую руку вверх

сгибают левое колено

опускают руку

опускаете ногу














Фронтальная работа.

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Читают задание и текст



- Про животных в зоопарке

-мы


-Записывают местоимение

-(мест.)


-( кто?)

-Мы




- мн.,

- нет

- 1-е

- задать вопрос

-мы,

- пришли

-подлежащее


-Находят местоимения, делают морфологический разбор.



Личностные достижения:

У обучающегося будут сформированы:

- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

Метапредметные: Формируемые УУД

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные знания и умения;

- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что – потом);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока;

- осуществлять самоконтроль;



Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- определять основную и второстепенную информацию;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;



Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.





Предметные:

Обучающиеся научатся:

- Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи.


- Распознавать личные местоимения среди других частей речи.


- Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).


- Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.


3 этап.Закрепление и включение в систему знаний

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты


Задание 1.

Самостоятельная работа с карточками

1.1. вставить пропущенные местоимения.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


1.2. Обменяться карточками с соседом по парте и совместно проверить, правильно ли вы выполнили задание.


Задание 2.

Ответить на вопрос.

– Подумайте для чего же мы в речи употребляем местоимения?

Самостоятельная работа.

Предполагаемые ответы обучающихся:


- Вставляют пропущенные местоимения по вариантам













- Проверяют работу соседа по парте, совместно проговаривая.



Фронтальная работа

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Чтобы не было в предложениях повторения одного и того же слова, для разнообразия речи.


Личностные достижения:

- обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися;


- умение слушать собеседника и вести диалог;


-умение работать индивидуально.



Метапредметные: Формируемые УУД

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации;

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков.


Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.



Регулятивны:

Обучающиеся научатся:

- выделять из темы урока известные знания и умения;

- осуществлять контроль своих действий;

- оценивать правильность своей работы;

- определять последовательность действий.


Предметные:

Обучающиеся научатся:

- Распознавать личные местоимения среди других частей речи.


- Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

4 этап.Рефлексия учебной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты


Задание 1.

Оценка своей деятельности. Продолжить предложение

  1. Сегодня я узнал(-а)...

  2. Было трудно…

  3. Я понял(-а), что…

  4. Я научился(-лась)…

  5. Я смог(-ла)…

  6. Мне было интересно…



Задание 2.

Ответить на вопросы

- Какая тема у нас сегодня была?

- Какая цель сегодняшнего урока?



- Мы достигли цели?

- Какие возникали трудности?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Оценивают свою деятельность.










Фронтальная работа

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Морфологический разбор местоимения

-Обобщить знания по теме «Личные местоимения», научиться выполнять морфологический разбор местоимения.

- Да

Метапредметные: Формируемые УУД

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.


Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации;

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи.


Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;


Предметные:

Обучающиеся научатся:

- Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!