Урок по ФГОС
(УМК под редакцией М.М. Разумовской 7)
7 класс. Русский язык.
Тема урока: Не с наречиями.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Метод: Частично-поисковый.
Цель: формирование навыка правописания не с наречиями.
Задачи урока:
Образовательные:
- развитие умения формулировать определения понятий;
- развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие умения выражать свои мысли, воспроизводить и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать орфографические навыки.
Развивающие:
- осуществлять системно-деятельностный подход;
- развивать критическое мышление;
- развивать внимание;
- формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие умений применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей;
- формирование логических умений;
- развитие умений опираться на уже известные знания, свой субъективный опыт;
- развитие умений формулировать проблему;
- развитие умений работать в парах;
Воспитательные:
- воспитание интереса к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к родному языку;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парах.
Оборудование.
Презентация урока, ОК-таблица «Не с разными частями речи, алгоритмы рефлексии, схема «Синтаксический разбор простого предложения».
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок.
Ход урока.
I. Орг. момент, мотивация к учебной деятельности. (Слайды-картинки)
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте готовность к уроку: тетрадь, учебник, фломастеры, простой карандаш.
- Садитесь.
- (слайд) Конфуций, древний китайский философ, писал: « Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление; второй, самый легкий, подражание; третий, самый горький, опыт».
- Все пути приемлемы. От вас зависит, какой путь вы выберете на уроке.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа в парах. Н.В. Гоголь говорил: «Нет слова, которое было бы замашисто, бойко, так вырывалось из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
- Откройте ОК, поработайте в парах по теме «Наречие», задайте друг другу вопросы по теме.
- Найдите в этом тексте наречие (метко).
- Что поясняет это наречие? (причастие сказанное).
- Как вы считаете, можно ли в речи обойтись без наречий? (Наречие обогащает нашу речь, создают образность, точность, яркость речи, «живописуют» глаголы).
2. Фронтальная беседа (батарея вопросов).
- Какую часть речи называют наречием?
- На какие вопросы отвечает наречие и каким членом предложения является?
- Что вы можете сказать об окончании наречий? Почему?
- На какие разряды делится наречие?
- Наречий каких групп больше?
- От каких частей речи образуются наречия?
Мы с вами создавали синквейн о наречии. Вспомните его.
- Что такое синквейн?
(от франц., обозначает «пять строк».)
Наречие
Нужное, незаменимое
Не изменяется, уточняет.
Обозначает признак действия как?
3.Синтаксическая разминка. (Ученик у доски разбирает предложение).
Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается. ( На доске)
Сильней – наречие, как? Сильней, признак действия, сравнительная степень, не изменяется; разгорается как? Сильней.
III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
- На доске записаны слова.
- Прочитайте их.
- Можем ли мы написать их правильно, не зная правила? (Не) лепо, (не) сложно, (не) громко, (не) искренне; (не) высоко, а низко; вовсе (не) интересно.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Какая же будет цель урока? ( Запишите в тетрадь)
IV. Усвоение новых знаний.
Словарный диктант. ( На доске).
Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.
- Слова каких частей речи записали? В чём их особенность?
- Определите, в каком случае не - приставка, а в каком часть корня.
- Что нужно сделать, чтобы узнать это? ( Морфемный состав).
(Объясняют, вспоминают правила ОК – « Не с разными частями речи»).
Образование от сущ. ненастье, несчастье прилагательных,
Ненастный
Несчастный
- Какой вывод сделаете по написанию не с прилагательными? (Прилагательные, образованные от существительных, которые не употребляются без не – пишутся слитно, потому что тоже не употребляются без не).
3. Запись слов – наречий (См. впереди).
- Объясните, как вы записали не и почему?
- Сделайте вывод: Как же пишется не с наречиями?
Формулировка правил:
Слитно:
- наречие без не употребляется;
- Наречие можно заменить синонимом без не;
Раздельно:
- Есть или подразумевается противопоставление;
- Есть при наречии другие наречия, усиливающие отрицание (совсем не, ничуть не, нисколько не).
4. Чтение правила в учебнике (18 – стр. 108-109)
5. Работа в парах.
- Откройте в ОК таблицу «Не с разными частями речи» и отметьте правила, в которых говорится о написании не с наречиями. Допишите примеры наречий к этим правилам. Вам поможет учебник (Проверка).
IV. Физминутка.
- Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте.
- Какие наречия я назвала?
V. Первичное закрепление нового материала.
1. Работа с текстом (Слайд).
Туман, расстилавшийся над равниной, постепенно, (не) смело исчезает, уступая силе солнечных лучей, которые оживляют всю природу. На дне оврага еще сумрачно, но оттуда поднимается белёсый туман. Бабушка разостлала платок и разложила на нём хлеб, огурцы, яблоки.
(Объяснение орфограмм, пунктограмм).
- Что значит слово белёсый?
- От какого слова оно образовано? (беловатый, тускло-белый).
- Прочитайте выразительно текст.
- Как бы вы его озаглавили? (Солнечные лучи).
- Какая главная мысль?
(О живительной силе солнечных лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы).
- Найдите в тексте наречия и определите их значение. (Постепенно, несмело исчезает; - образа действия);
Благодарно говорит - образа действия; ещё сумрачно – время; сумрачно – состояние природы; хорошо – состояние человека (слова категории состояния).
- Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
- Запишите к каждому наречию сначала синонимы с приставкой не, а потом антонимы.
- Вспомните, какие слова называем синонимами? Антонимами?
Ответ:
Близко – недалеко – далеко;
Низко – невысоко – высоко;
Тихо – негромко – громко;
Плохо – нехорошо – хорошо;
Медленно – небыстро – быстро;
Мало – немного – много.
(Проверка).
2.Выборочный диктант.
- Выберите из текста слова с не в два столбика: 1- пишется не слитно, 2 – не пиши раздельно.
Мы продвигаемся медленно, поперёк лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды не вижу! Но я все, же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько просветлело.
От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовывается ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что- то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно окликается на них звонким и чистым звуком.
немножко не вижу
небольшой не выдаю
несколько не знаю
неясно не могу
неподвижность
невольно
неожиданность
немедленно
Самостоятельная работа.
Раскройте скобки (Слайд).
(Не)брежное выполнение, (не) добросовестное решение, (не) вежественный человек), (не) верный друг, (не) внимательно слушать, (не) внятный шепот, (не) громко, а тихо, (не)далёкий человек, (не)добрый взгляд.
(Проверка).
Задание на развитие быстроты реакции и мышления (На доске).
Соедините части слов, записанных в два столбика:
вовсе не 1)да
не 2) давать
недол 3) ливый
неле 4) строит
неправ 5) злой
него 6) да
невеж 7) соко, а низко
не тру 8) красиво
не вы 9) по
не добрый 10) го
Вовсе не красиво, не строит, недолго, нелепо, неправда, негодовать, невежливый, не туда, не высоко, а низко, не добрый, а злой.
- Объясните правила не с разными частями речи?
- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на – о, - е?
Отработка навыка (Слайд).
- Из первых букв данных слов составьте новое слово.
А) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)
Б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)
В) танцы, игры, халат, орбита (тихо)
- Из вторых букв данных слов составьте новое слово:
А) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, посёлок (медленно)
Б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо)
4. Составление кластера к слову.
- Подберите к данным наречиям глаголы и запишите полученные словосочетания.
- Одновременно с предыдущим заданием 2 пары учащихся составляют кластер.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что было самым важным на уроке?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставили в начале урока?
Рефлексия:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне…
Мне захотелось…
(выставление оценок)
VII. Домашнее задание.
ОК – «Не с разными частями речи». Особое внимание на написание не с наречиями».
Упражнение 269 (Элементы дифференциации – 2).
Анкета для рефлексии:
На уроке я работал активно /пассивно.
Своей работой на уроке доволен /недоволен.
Урок для меня показался коротким /длинным.
За урок я не устал /устал.
Моё настроение стало лучше /хуже.
Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен/скучен.
Домашнее задание мне кажется лёгким/ трудным, интересным/неинтересным.
Комплимент (похвала деловым качествам).
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят учителя за урок (личностная значимость каждого).