Разрешаю:________________
Допускаю:________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока окружающего мира
в 3 «Б» классе
30.11.2015 год
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Школа: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа №4 г. Черняховск, Калининградская область.
Студентка/Практикантка: Горшова Виталина Сергеевна
Группа: СПО-31.школьная
Организационно - деятельностный компонент:
Дата: 30.11.2015
Время: 8:30-9:15
Место: МАОУ СОШ № 4 кабинет №6.
Участники (класс): 3 «Б» класс
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Цель: Познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся и зверей.
Задачи:
Образовательные:
1)познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;
2)расширить знания учащихся о многообразии животного мира.
Развивающие:
1)развивать у школьников самостоятельность мышления;учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
2)развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
1)прививать любовь к родной природе;
2)воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;
3)развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные: формировать овладевать способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Предметные: продолжать развивать работу с учебником; развивать способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: Открытие нового знания.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока
Организация начала урока
Приветствие
- Добрый день, меня зовут Виталина Сергеевна, и сегодня я проведу у Вас урок Окружающего мира. У нас будет замечательный и интересный урок. Работа предстоит серьёзная и непростая.
-Скажите, пожалуйста, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие.
2. Мотивация к учебной деятельности:
“Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
II.Актуализация знаний и пробное учебное действие
-Вы уже, ребята, давно знакомитесь с окружающим миром и многое знаете. Сегодня вы получите возможность применить свои знания на практике. А о ком пойдет речь на нашем уроке, попробуйте догадаться сами.(Слайд 1)
-А теперь я предлагаю вам повторить пройденный материал – блиц-опрос. Вам необходимо быстро ответить на вопросы.(Слайд 2)
-Молодцы. Хорошо усвоили материал о животных.
III.Выявление места и причины затруднений
-Животных в природе много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. С этими группами вы уже знакомы. У вас на парте карточка, переверните её и прочитайте названия животных . Подумайте, к какой группе относятся эти животные.(Слайд 3)
Бабочка, комар, жук, пчела. | Петух, синица, сорока, поползень. |
Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. |
Лягушка, жаба, тритон, квакша. | Уж, ящерица, черепаха, змея. |
Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. |
Медведь, лев, кошка, заяц. | Окунь, пескарь, щука, карась. |
Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. |
-Проверим, знаете ли вы особенности своей группы животных. Задание в парах: выделить признаки своей группы животных.
IV.Построение проекта выхода из затруднения
-Я вижу, что все уже готовы открывать новые знания. Как вы думаете, все ли мы знаем о группе животных и их представителях. Но прежде чем начать исследовательскую работу, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.(Слайд 4)
-Кем же в детстве была лягушка? А морской конек? Дельфин? Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа! Как вы думаете, какое маленькое открытие на уроке мы должны будем сделать?
-Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, а называется она «Размножение и развитие животных»
V.Реализация проекта
-Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. У вас на партах есть таблицы, которые мы вместе будем заполнять. Эта таблица пригодится вам при подготовке домашнего задания.
Группы животных | Размноже-ние | Развитие |
Насекомые | | |
Рыбы | | |
Земновод-ные | | |
Птицы | | |
Пресмыкаю-щиеся | | |
Млекопита-ющие | | |
-Ребята, мы назвали с вами группы животных. К какому виду животных относятся бабочки и кузнечики?
-С развитием и размножением насекомых мы познакомимся на примере бабочки и кузнечика. Я предлагаю вам посмотреть анимационный сюжет. Ваша задача увидеть и запомнить основные этапы развития бабочки и кузнечика.
-Итак, запишите, с чего начинается размножение насекомых.(Слайд 5,6)
VI.Физминутка:
Зайцы.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
VII.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Переходим к следующим группам животных и узнаем, как размножаются и развиваются рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Работать вы будете по группам. Вам необходимо отметить главное в размножении и развитии животных вашей группы, т.е. составить подобную цепочку. Выделите информацию, которую мы потом должны будем внести в таблицу.
1 группа – 1 ряд – с.101-102
2 группа – 2 ряд – с.102-103
3 группа – 3 ряд – с.103-104
Помните, вам нужно будет донести информацию до ребят другой группы.
-Проверяем. Как размножаются и развиваются рыбы? (Слайд 7)
-Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая
чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.
Рыбы | Откладывают икру | Икра – малек - рыба |
-Как размножаются и развиваются земноводные?(Слайд 8)
-Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.
Земноводные | Откладывают икру | Икра – головастик - лягушка |
-Следующая группа животных – пресмыкающиеся.(Слайд 9)
Пресмыкающиеся | Откладывают яйца | Яйцо – детеныш – взрослое животное |
-Переходим к следующей группе животных. Давайте послушаем, как размножаются и развиваются птицы? (Слайд 10)
-Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.
Птицы | Откладывают яйца | Яйцо-детеныш-взрослая птица |
-Последняя группа животных – млекопитающие или звери. Узнаем как размножаются они.(Слайд 11)
Животные | Рождают детенышей | Взрослые животные |
-Вот какое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке окружающего мира. Давайте всё обобщим и, пользуясь таблицей, ответим на несколько вопросов(Слайд 12)
-Какие из животных откладывают яйца?
-Чем отличается размножение зверей от других животных?
-Сравните размножение рыб и земноводных.
-В чем сходства в размножении пресмыкающихся и птиц?
-А теперь проверим, сможете ли вы применить новые знания на практике.
Вам необходимо на интерактивной доске заполнить пропуски в схемах развития животных.(Слайд 13)
IX.Включение в систему знаний и повторение
Давайте свои знания теперь применим на практике.
Работа в тетради
Стр50 №4 (групповая работа) проверка фронтально.
Стр49 №3 (самостоятельная работа) проверка по карточке (эталону)
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа?
-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?
-Вам удалось достичь цели?
-Кому удалось победить в «открытии» нового?
-Кому не удалось? Почему?
-Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой смайлики успеха:
*зеленый – работал хорошо
*желтый – были затруднения
*красный – работал мало
XI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание: С.100-104, пересказ. Изготовить модель развития любого животного (в картинках).
XII.Список литературы:
Интернет ресурсы:«Яндекс, Википедия»;
УМК Школа России: учебник, раб.тетрадь:Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир»;