СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Рождество Христово"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить и  сформировать представление детей о Рождестве,                                       рождественских обрядах .

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Рождество Христово"»



МОУ Агаповская начальная общеобразовательная школа






УРА! УРОК!





2 класс

II четверть

Тема урока: "Рождество Христово"







Учитель музыки: Долгушина Е.А.

II квалификационная категория








Агаповка 2010г.



Цель урока: познакомить и сформировать представление детей о Рождестве, рождественских обрядах .


Задачи урока:

- познакомить учащихся с историей и традициями рождественских праздников;

- развивать творческие способности;

- пробуждение у детей интереса к русским народным традициям;

-способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения a,capella, под аккомпанемент учителя;

- способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.


Методы: словесные, сравнение, творческие, наглядные, слуховые, художественное слово, исполнительский.


Наглядность и оборудование урока:

- экран, проектор, компьютер, музыкальный центр, инструмент

- учебник 2 класс

-листы с изображением звезды, цветные карандаши

- "Рождество" муз. и сл. В.Шемтюк, Г.Гайворонский, Е.Бондаренко.

- Б.Пастернак "Рождественская звезда"

- "Рождественское чудо" песнопение

- "Тихая ночь " рождественский гимн

- "Приходила коляда накануне Рождества"

- "Коляда"

- "Что такое Новый год?"


Ход урока:


I. Организационный момент. (СЛАЙД 1)

Под спокойную музыку дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.

В исполнении детской студии ''Родник'' муз. и сл. В.Шемтюк, Г.Гайворонский, Е.Бондаренко. "Рождество"

- О чем прозвучала песня? Что вы услышали? Ребята, как вы думаете, какой будет тема урока?

- Мы сегодня говорим о Рождестве.

- Верно. (СЛАЙД 2). Скажите, так что же произошло две с лишним тысячи лет назад?

- В пещере родился младенец Иисус. (СЛАЙД 3)

- В момент его рождения на небе зажглась звезда.(СЛАЙД 4)

- Свет этой звезды привёл пастухов и волхвов к колыбели младенца.(СЛАЙД 5)

- Стояла зима.

Дул ветер в степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.


- Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере

Над яслями теплая дымка плыла...




- Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.

Как месяц луч углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

II. (работа с учебником на странице 51)

- Ребята, откройте страницу в учебнике 51, посмотрите, на иллюстрацию. Пещера, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду назывался "вертеп". Ангелы возвещают, что родился младенец. Посмотрите, в центре выделяется самая большая звезда - это Вифлеемская Рождественская звезда, которая соединяет небо и землю. Это самый главный символ Рождества, Рождественское чудо.

(Разучивание песни a capella "Рождественское чудо")

- О чем, о ком песня? ( о чуде, о младенце)

- В каком темпе исполняется песня? (в быстром темпе)

- Какие чувства здесь выражены ? (самые радостные, светлые, надежды)

- Какое настроение вызывает эта песня? (радостное, светлое, возвышенное)

- Ребята, эту песню можно исполнить a capella, что значит без сопровождения.

(Исполнение песни детьми)

- Этот праздник настолько важен, что существует даже Рождественский гимн.

- Что такое гимн? Как его слушают? (Гимн - главная песня. Слушают стоя)

- Я предлагаю вам послушать гимн тоже стоя, но придумать движения в соответствии с характером музыки. (пластическая импровизация)

III. Слушанье " Тихая ночь" (СЛАЙД 6 -18)

- Мы прослушали и даже спели произведения , которые посвящены Рождеству. Какие слова мы выберем наиболее подходящие для определения настроения музыки из этих слов:

( На доске - слова с определением настроения музыки):

светлая радостная

громкая задумчивая

напевная торжественная

тихая

- Рождество - это семейный праздник. Что это значит? (рассказы детей. Подарки, игры, песни, веселье...)

- И ещё один непременный участник Рождества – зелёная красавица ель. Вечнозелёная ель – символ неувядающей жизни, символ рая. Но рождественская елка отличается от новогодней. У неё на макушке серебристая звезда, в память о той самой звёздочке, что указала путь мудрецам, возвестила рождение сына Божия. (СЛАЙД 19)

- В самом начале урока мы говорили об этом символе праздника - о Рождественской звезде. Так вот, я хочу, что бы вы раскрасили эту звезду и глядя на нее у вас возникали самые чистые, светлые мысли и в ваших действиях всегда побеждало добро.

(у детей на парте лежат приготовленные листы с изображением звезды и цветные карандаши)

- Обычно звезду делали из бумаги величиной более полуметра, раскрашивая ее красками и освещали изнутри свечами, отчего рисунок и лучи звезды становились прозрачными.

(дети разукрашивают каждый свою звезду , цветными карандашами , лежащую

на парте)

- Христианский праздник Рождества слился в быту с древним славянским праздником, которым отмечался поворот солнца. С зимы на лето, отсюда колядование. Колядка - старинная обрядовая песня с пожеланиями богатства и здоровья. Как жанр - очень разнообразен. Колядки, авсеньки, таусеньки, щедровки - так их называли в зависимости от слов припева.

Слушанье



" Приходила коляда накануне Рождества" (СЛАЙД 20)

Исполнение колядки учителем "Коляда"

Коляда, коляда

На пороге Рождества

Хозяюшка добренька

Пирожка бы сдобненька

Ты не режь, не ломай,

Скорей, скорей!

Скорей, скорей!

Кто даст, тот -Золотой глаз!

Кто не даст - дурной глаз!

- Что вы можете сказать о мелодиях песен? Они очень разнообразны или в них много повторений? (дети отвечают)

- Как правило, у них узкообъемный звукоряд (3 - 5 звуков), строение мелодии - короткие повторяющиеся попевки. Мелодия в колядках имеет второстепенное значение по сравнению со словами. Иногда колядки не поют, а проговаривают ритмичным говорком. Главное в колядках - ритм. Они отличаются четким, плясовым ритмом. Поэтому и поют их приплясывая.

- Дети пели колядки и славили Коляду. И ещё желали друг другу благополучия. Здоровья, богатства.

(СЛАЙД 21)

- А как поступали хозяева, которым пели колядки? (Они давали угощение, деньги.)

Физкультминутка.

IV. Исполнение песни "Что такое новый год? "

- Рождественский праздник любят и взрослые и дети, потому что получают много подарков, много впечатлений, много радости. Мы с вами узнали как люди начали праздновать Рождество, какие символы у праздника, но сейчас нам предстоит ответить на такой вопрос: - Что же такое Новый год? И сейчас все вместе мы споем песню "Что такое новый год? " (СЛАЙД 22)

(дети исполняют песню)

- Ребята, так что же такое Новый год? (дружный хоровод, ягоды и мед)

- Получается так, что и в Новый год дети и взрослые то же получают подарки. И это то же любимый праздник всех людей.

V. Итог урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с праздником, который много для нас значит. Это праздник...(Рождество). Это любимый праздник и детей и взрослых.

- Так же мы узнали, что у праздника есть главные символы - это ... (рождественская елка и вифлеемская звезда, которую мы изготовили)

- Еще узнали, что в праздник Рождества звучали песенки, которые назывались....(колядки). И они могли быть разнообразными....(авсеньки, таусеньки, щедровки).

- И разучили песню "Рождественское чудо".

- Ребята, я вас поздравляю с наступающими праздниками, желаю вам веселого Рождества, и Нового года.

Дети выходят из класса. Звучит песня" Новый год у ворот" (СЛАЙД 23)