Тема урока: «Системное программное обеспечение»
Цель урока:
Задачи урока:
Оборудование:
технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, экран, школьная доска, раздаточный материал.
программные средства: Microsoft Word, Paint, Power Point, конструкто LearningApps.
раздаточные материалы: памятки, алгоритм выполнения практической работы на компьютере.
Основные понятия и термины урока: системное программное обеспечение, операционная система, служебные программы.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная, практическая работа.
Структура урока:
Организационный момент (1 минута)
Актуализация знаний: фронтальная работа (3 минуты)
Разъяснение нового материала: беседа с использованием проектора, фронтальная работа (16 минут)
Физкультурная пауза (1 минута)
Формулировка практического задания (2 минуты)
Закрепление нового материала: индивидуальная работа на ПК (10 минут)
Заключительный контроль: визуальная проверка работ (3 минуты)
Подведение итогов (2 минуты)
Рефлексия (2 минуты)
Ход урока.
1. Организационный момент (1 минута)
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
2. Актуализация знаний (3 минуты)
Учитель: Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте повторим, полученные знания на предыдущих уроках. Посмотрите задание подготовлено с использованием ресурса Learning.Apps: https://learningapps.org/483173
Задание: соотнесите оборудование компьютера (аппаратное обеспечение) с его назначением.
-Молодцы, ребята.
-Теперь решим следующую задачу. Допустим, у вас есть важная информация, которую необходимо внести в компьютер и сохранить, и есть перечисленный набор основных устройств компьютера, подключенных в единый комплекс. Сможем ли мы выполнить поставленную задачу?
-Что еще необходимо для работы компьютера?
Ученики перечисляют отдельные устройства компьютера.
Учитель:
-Хорошо, ребята. Будет ли и этого достаточно?
- Согласны ли вы с утверждением, что компьютер не сможет работать без программного обеспечения? А вам известно, что это такое?
- Значит, какую цель поставим перед собой на уроке? ( Ответы учащихся)
Правильно. Узнать, что же такое программное обеспечение, его назначение и функции.
3. Изучение нового материала (18 минут)
Учитель: (Демонстрируется слайд презентации с определением ПО).
- Запишите в тетрадь: «Программное обеспечение – это совокупность программ общего пользования. Т.е. все программы, установленные на компьютере» (определение представляется на слайде).
- Зачем же компьютеру нужна группа системных программ? Что она из себя представляет? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Выполним задания в конструкторе Learning.Apps:
1) https://learningapps.org/2825821
2) https://learningapps.org/3992394
Ученики выполняют задания, анализируют, отвечают на поставленные вопросы.
Учитель:
- Ребята, мы поработали, дадим глазам отдохнуть. Выполните гимнастику для глаз (офтальмотренаж).
Учитель:
- Мы рассмотрели различные системы компьютера. Что их связывает? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, узнаем значение слова «Системное» с помощью словарей, имеющихся в библиотеке кабинета, в том числе с помощью компьютерного словаря.
Ученики группами выполняют поиск, зачитывают ответы.
(Демонстрируется слайд презентации с определением слова).
Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
- На каких уроках вы уже работали с понятием «Система». Приведите примеры?
Ученики отвечают на вопрос, составления Кластера
СИСТЕМА


Биология География Математика
С
истема наук

Нервная система С-ма координат Солнечная с-а С-ма уравнений
Любой неэлементарный объект можно рассмотреть как подсистему целого (к которому рассматриваемый объект относится), выделив в нём отдельные части и определив взаимодействия этих частей, служащих какой-либо функции. Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий.
(Демонстрируется слайд презентации с определением операционной системы).
Компьютер не мог бы работать без операционной системы в принципе, а мы пользователи, не смогли бы получить доступ к файлам, находящимся на компьютере. Поэтому главной частью системного программного обеспечения является операционная система.
У операционной системы очень много работы, и она все время находится в рабочем состоянии. Объединившись в пары с соседом по парте, найдите, пожалуйста, в учебнике, какие две основные задачи выполняет операционная система.
Ученики работают в паре, результат работы высказывают.
Учитель: (Демонстрируется слайд презентации с задачами ОС).
- Запишем эти задачи в тетрадь. Операционная система:
Учитель:
- На сегодняшний день наиболее популярными являются операционные системы семейства Windows, которые являются коммерческим продуктом корпорации Microsoft.
Кроме того, следует отметить, что существует и альтернативная Windows свободно распространяемая операционная система Linux, эмблемой которой стал такой замечательный Пингвин.
Кроме операционной системы, к системному программному обеспечению следует отнести программы сжатия файлов – архиваторы.
Программы для борьбы с компьютерными вирусами – антивирусные средства. А также множество программ обслуживающего и сервисного характера.
(Объяснение сопровождается показом слайдов презентации)
Теперь, зная какие программы входят в состав системного программного обеспечения, давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем сформулировать, зачем же нужно системное программное обеспечение? Почему оно названо Системным? (ответы учеников)
Вывод. Системное программное обеспечение необходимо для функционирования компьютера, работы с файлами, а также защиты программ и данных. Его компоненты взаимосвязаны и выступают в единстве.
Можете ли вы привести примеры известных вам систем? В чём проявляется сходство в определении понятия «система»?
(На слайде компьютерной презентации изображения с подсказками: банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.)
4. Физкультурная пауза (1 минута)
Систему упражнений
начнём на раз! – с вращений.
На два всем руки вверх поднять.
На три — присесть,
Потом — всем встать,
Четыре — всем носки достать и
Снова встать, уже на пять.
Ученики выполняют упражнения.
5. Формулировка практического задания (2 минуты)
Учитель формулирует цель выполнения практического задания, напоминает учащимся, что на столах у них лежит раздаточный материал, который содержит алгоритм выполнения задания, демонстрирует пример выполненного задания.
6. Закрепление нового материала (13 минут)
Индивидуальная работа учащихся на ПК.
Задание: систематизировать полученные на уроке знания, сгруппировав компоненты различных систем; сгруппировать системные программы по их типу.
Действие – выбрать изображения из предложенного списка (изображения кровеносной, политической систем, системы программного обеспечения; изображения логотипов различных архиваторов и антивирусных программ), соотнести изображения с подписями, добавить собственные подписи в программе Microsoft Word.
Задание представлено в виде презентации на рабочем столе ПК, алгоритм выполнения – в виде памятки.
Задание в конструкторе Learning.Apps: https://learningapps.org/2694894
7. Заключительный контроль (3 минуты)
Учитель: визуально оценивает достижения учащихся.
Учащиеся: сохраняют свою работу в личной папке на диске D.
8. Подведение итогов (2 минуты)
– Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
9. Рефлексия (2 минуты)
– Что на уроке запомнилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Сегодня я узнал… Сегодня я понял…
Информационные источники:
5