Математика
Тема урока: «Сложение и вычитание вида +4, - 4.» (система учебников «Школа России», 1класс). Тип урока: изучение нового материала.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с приёмами прибавления и вычитания числа 4.
Планируемые результаты
Предметные:
в результате практических действий и наблюдений выполнять сложение и вычитание вида +4; - 4; в результате практических действий и наблюдений решать задачи, анализировать действия при решении задач данного вида, использовать знаково-символические средства; выполнять задание в Рабочей тетради.
Метапредметные:
учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; сравнивать группы предметов; искать разные способы решения задачи; работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Личностные:
проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Оборудование: Учебник “Математика” для 1 класса 2 часть (авт.М.И Моро, С.И.Волкова); рабочая тетрадь, часть 2, с. 7; разрезной счётный, геометрический материал (Приложение); электронное приложение к учебнику М. И. Моро.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать, урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны! Пожелаем, друг другу успеха! (дети соединяют ладошки)
II. Актуализация необходимых знаний
1 Арифметический диктант (Ответы учащиеся показывают с помощью карточек с цифрами).
1) Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2. Найдите сумму чисел (7).
2) Уменьшаемое 10, вычитаемое 3. Чему равна разность чисел? (7). 3) Покажите число, на 2 большее, чем 8. (10). 4) Уменьшите на 3 число 9.(6). 5) Найдите сумму чисел 5 и 5. (10). 6)Первое слагаемое 3, второе такое же. Найдите сумму. (6). 7) Покажите число, на 3 меньшее, чем 7.(4). 8) Увеличьте 6 на 2. (8).
2. Реши задачи (решение записывают в тетради).
Лиде 5 лет, Антон на 2 года моложе. Сколько лет Антону.(5 – 2 =3(г)).
В банку входит на 2 стакана молока меньше, чем в бидон. В бидон входит 6 стаканов молока. Сколько стаканов молока входит в банку.(6 – 2 =4(ст.)).
По тропинке к озеру идут 9 утят и 6 уток. На сколько утят больше, чем уток? (9 – 6 = 3(ут.)).
3. Логическое упражнение

Из каких геометрических фигур составлен каждый рисунок? Чем отличаются рисунки?
III. Самоопределение к деятельности
1. Повторение состава числа 4. Заполните таблицу, если известно, что в коробке лежат чёрные и белые шары. Всего шаров 4. (Дети заполняют таблицу, объясняя, как можно получить число 4).
Чёрные | 2 | 3 | 1 | 0 |
Белые | 2 | 1 | 3 33 | 4 |
Всего | 4 | 4 | 4 | 4 |
2. Работа в учебнике (с.8).
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 8, распределите круги по группам. (Дети рассматривают, сравнивают, делают предположения.)
- Определите тему урока. (Дети формулируют тему урока.) Какую цель поставим перед собой? (В ходе практической работы и наблюдений учиться приёмам сложения и вычитания числа 4, закреплять знания состава числа 4).
IV. Открытие новых знаний
1. Работа в парах: (Ученики объясняют, совершают предметные действия с геометрическим материалом. Выдвигают предположения. Сравнивают, делают вывод, комментируют).
- Подумайте в паре, каким способом можно прибавить число 4. А поможет вам сделать это открытие работа с прямоугольниками. Положите на стол 5 красных прямоугольников. Возьмите еще 4 синих прямоугольника. Поработайте в паре. Как по частям можно прибавить 4 синих прямоугольника?
— Запишите этот способ в тетради. Сколько всего прибавили? Сколько получилось? Можно иначе. Можно, наоборот. А теперь подумайте, как можно из 5 вычесть 4? Поработайте в паре, используя числовой ряд. Кто готов рассказать о своем открытии? Запишите на доске.
На доске запись: 5 – 2 – 2 = 1 5 – 3 – 1 = 1 5 – 1 – 3 = 1
- Молодцы, замечательно поработали!
2. Работа с электронным приложением к учебнику М. И. Моро (Сложение и вычитание вида +4, -4).
V. Физкультминутка
Ручки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти встряхнули –
С травки сбиваем росу.
Ручки подняли, плавно помашем –
Вечер качает листву.
VI. Этап усвоения знаний и способов действий
1. Формирование навыка прибавления и вычитания числа 4.
Выполнить задание № 1 в парах.
2. Работа над задачами.
Учащиеся выполняют задания 2, 3 (с. 8 учебника, часть 2).
Решение задачи № 2, с. 8. Прочитайте, выделите условие, вопрос. Ответьте на вопросы: Сколько яиц положила мама в салат? Известно, сколько яиц положила мама в тесто? Что известно о количестве яиц в тесте? Что значит на 1 яйцо меньше?
Сделаем краткую запись:
Салат — 3 яйца.
Тесто — ? на 1 яйцо меньше.
(Ученики перечитывают условие и вопрос к задаче. Самостоятельно строят схему, записывают решение задачи, проверяют решение и результат вычисления. Рассуждают: «На 1 меньше — это столько же без 1, 3—1=2(я.)).
Решение задачи № 3, с. 8. Один из учеников читает текст из задания 3.
– Данный текст является задачей? (Да.) Обоснуйте ваш ответ. (В тексте есть условие и вопрос, данные числа и искомое число.) Прочитайте только условие. (Ане 6 лет, а Вера на 4 года старше.) О чем в задаче спрашивается? (Сколько лет Вере?)
Каким действием будете решать задачу? (Сложением.) Почему? (Потому что Вера старше Ани, то есть ей больше лет, чем Ане.) Запишите решение. (6 + 4 = 10 (л.).) Проговорите ответ задачи. (Вере 10 лет.) Измените, условие так, чтобы задача решалась действием вычитания. (решают задачу устно).
VI. Физкультминутка
Мы топаем ногами, Мы топаем ногами:
Мы хлопаем руками, Топ-топ-топ.
Киваем головой. Мы руки опускаем:
Мы руки поднимаем, Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки опускаем, Мы руки разведем –
Мы кружимся потом. И побежим кругом.
VII. Самостоятельная работа учащихся
Работа в тетради с печатной основой - задания 1, 4 (с. 5 в тетради № 2).
Взаимопроверка.
VIII. Итог урока.
-Вот и подошел к концу на урок.
- С каким вычислительным приемом вы познакомились на уроке?
- Какой способ записи удобнее?
- Какое задание вам запомнилось?
- Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?
IХ. Рефлексия (На карточках дети соединяют слово Я с глаголами).
- Оцените свою работу:
Понял
Узнал
Задумался
Я Удивился
Огорчился
Буду помнить
Расскажу друзьям